Русский курьер | Сергей Ишков | 25.05.2004 |
Долгое время храм на ул. Льва Толстого, именуемый самарцами, как «церковь с часами» из-за того, что на нем действительно красуется большой старинный циферблат, стоял заброшенный и всеми позабытый. Его полное название утеряно в архивах, история достоверно не известна. Говорят, что храм был построен в 1913 году в честь семьи Романовых. Нижний зал носил имя Иоанна Богослова, верхний — Казанской Божьей матери. Консультант отдела департамента культуры Самарской области по сохранению культурных ценностей и развитию традиционной культуры, архитектор-реставратор Александр Аркадьевич Аскарин считает, что церковь, долгое время не находившая себе хозяина, это старообрядческий храм поповцев.
После реформы патриарха Никона преследуемые старообрядцы скрывались, стараясь сохранить свои обычаи. Никонианские нововвведения они связывали с пришествием на землю Антихриста. Старообрядцы считали, что отныне все церковные таинства осквернены. Некоторые староверы крестились огнем, объясняя это тем, что, в отличие от воды, он еще оставался чистой стихией. Из-за этого было много самосожжений, особенно в Поволжье… С течением времени священников дораскольного постановления не стало. Староверам нужны были люди, верные духу Стоглавого Собора 1551 года, многие постановления которого нарушил патриарх Никон. Например, на Соборе 1656 года он принял решение о проклятии двуперстия и замене его на крещение тремя перстами. Поиски старообрядцами людей, верных древлеправославным устоям, долгое время не увенчивались успехом. В 1800 году часть староверов согласилась войти в подчинение Синоду, то есть принимать священников, рукоположенных в господствующей никонианской церкви. Однако они не оставили и древние обряды, поэтому их стали называть «единоверцами». Другие старообрядцы после смерти своего последнего епископа, не согласившегося с нововведениями, нашли верного древним традициям митрополита Амвросия. Так появились «поповцы». Старообрядцев, так и не нашедших себе священников, называют «беспоповцами».
«Долгое время ошибочно считалось, что церковь с часами в свое время не успели освятить и там ни разу не шли молитвенные служения, — рассказывает Александр Аскарин. — Однако в 1994 году в департамент культуры приходил священник поповцев, показывал архивные документы и поднимал вопрос о передаче церкви общине, правда, тогда это сделать не получилось. На фотографиях священника на главках церкви были кресты. Кроме того, он продемонстрировал документ реввоенсовета 1920-х годов о закрытии церкви Белокриницкой иерархии поповцев. Если считать, что церковь не работала, то зачем же большевикам надо было ее закрывать?»
В до сих пор существующей в Самаре Древлеправославной Поморской церкви (поморцы — одно из самых многочисленных обществ беспоповцев) также считают, что церковь с часами — это бывший храм поповцев, одно время называвшийся Русской православной старообрядческой церковью.
После революции храм забрал себе станкозавод. Из церкви сделали клуб. В 1992 году был разработан проект реконструкции церкви с часами, за который станкозавод заплатил очень большие деньги. В церкви сделали мраморный зал, несколько цокольных этажей… Но вот до главного зала руки так и не дошли. Дело в том, что однажды под купол церкви забрались хулиганы и устроили там пожар. Пришлось перекрыть сферический купол подвесным потолком, что нарушало акустику здания. Пару лет назад стало известно о том, что станкозавод перемещается в другое место и хочет продать все принадлежащие ему помещения, в том числе и храм. Поскольку в церковь были вложены значительные деньги, дешево продавать ее было бессмысленно, а дорогих покупателей не находилось. Религиозные организации не могли позволить себе такие растраты, а помещений для «светских» нужд в храме очень мало.
Из центрального зала с куполом можно было бы сделать только помещение для концертов. Однажды появился состоятельный покупатель, но, осмотрев храм, сказал, что концертную деятельность он не потянет, а под офисы помещения не годятся. Так что доход от церкви с часами получить нельзя.
В департаменте культуры считали, что, коли у храма нет хозяина, то церковь можно было бы включить в состав комплекса «Город мастеров», где бы работали мастера ковки металла, деревообработки, работы по глине и т. д., и куда можно было бы водить экскурсии. В большом зале можно было установить орган для проведения камерных концертов, проводить конкурсы бардовской песни, показы мод…
И вот теперь церковь решили возродить именно как храм. Власти Самары и Епархия собираются полностью ее восстановить. «На здание в двух шагах от Волги имелись разные коммерческие планы, — говорит мэр Самары Георгий Лиманский. — Здесь хотели расположить ночной клуб, сауну, ресторан… Мы не дали это сделать. Теперь мы воздвигаем кресты».
Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий пообещал найти полную информацию об истории этого здания загадочной церкви с часами и обнародовать ее. Пока же храм, расположенный прямо напротив старообрядческой церкви беспоповцев, называют единоверческим.