Русская линия
Известия Гузель Агишева26.05.2011 

Территория Святой Руси

В Третьяковской галерее на Крымском Валу сегодня открывается выставка «Святая Русь». Более 450 экспонатов из 25 музеев России со страховочной стоимостью один миллиард евро.
Эта уникальная выставка наших шедевров — книг, икон, фрагментов фресок, ювелирных украшений, всего того, что развивалось на Руси со времени ее крещения — с X века и до века XIX, — в прошлом году экспонировалась в парижском Лувре, а теперь открывается в России. Экспонаты из отечественных музеев после гастролей во Франции вернулись восвояси, но потом их снова собрали в путь — чем же российский зритель хуже французского? Но сами музейщики не отважились бы на «повторный выход» для своих сокровищ. Этот риторический вопрос задал наш президент, так что инициатива показать уникальную выставку своим исходит от него.

Я спросила куратора выставки Наталью Шередегу и хранителя Третьяковки Татьяну Спиридонову, многое повидавших за годы музейной службы, что их более всего изумляет в этой экспозиции. Обе ответили: книги. Книги, о которых они столько слышали еще со студенческих лет, но никогда прежде не видели: им предписан жесткий режим сейфового хранения. Фантастически, невообразимо редкие: Остромирово Евангелие, самая первая русская рукописная книга, Толковый Апостол 1220 года из Государственного исторического музея, Евангелие Радзивилла XV века из научной библиотеки Академии наук Санкт-Петербурга. Оно в середине XVII века принадлежало князьям Радзивиллам, с 1671 года — Кенигсбергской библиотеке и только в 1758-м попало в Санкт-Петербург.

Посетители могут даже перелистать их, пусть и виртуально, просматривая отсканированные их страницы. Наличие на выставке этих и других уникальнейших артефактов, кстати, красноречиво говорит о нашем национальном характере — французы-то не стали рисковать своими сокровищами сопоставимого масштаба, пожалели для нас даже автограф Ярославны, «нашей» королевы Франции. Но все-таки дали нам сюда из Лувра один экспонат, оплечье с изображением Воскресения — Сошествия во ад, составлявшее, как предполагают исследователи, часть парадного облачения князя Андрея Боголюбского (около 1170 г.). В XVII веке оно находилось во владимирском Успенском соборе, с 1919 года — во Владимирском музее, а в 1933-м было продано за границу, приобретено Обществом друзей Лувра в Париже и годом спустя подарено Лувру.

Французская сторона не разрешила использовать в России и концепцию их парижской презентации — со всеми ее картами, схемами и образным рядом, от скифской каменной бабы до макета Смольного собора. Поэтому устроители выставки в Третьяковке создали новую концепцию, которая глубже раскрывает название экспозиции, придуманное, кстати говоря, французами. Согласно ей все экспонаты распределены по семи главным темам, из которых складывается многогранный образ Святой Руси. Руси православной, благочестивой, Руси подвижников и молитвенников, Руси боголюбивых государей, прообраза Царствия Небесного. Каждый памятник на выставке предстает перед нами не только как некий артефакт, но и в качестве произведения искусства, принадлежащего некой эстетической традиции, и памятника истории, связанного с конкретной личностью. В результате давно застывшее в нашем сознании понятие Святой Руси как некоего Рая, этот пафосный термин духовных стихов, обожаемый славянофилами, предстает овеществленным, в живой, пульсирующей, драматичной динамике.

Взять хотя бы первый раздел экспозиции, связанный с Крещением Руси: по словам Натальи Шередеги, устроителям хотелось показать, что оно случилось не одномоментно, что неверно считать Русь дикой страной, которую в 988−989 году крестил князь Владимир. Напротив, это был длительный процесс вхождения в конгломерат европейских христианских государств, результат широчайших контактов Киевской Руси с Византией и всем остальным миром. И представленные на выставке монеты, захоронения и древние рукописи неопровержимо свидетельствуют об этом. Так же, как и фрагменты фресок десятинной церкви Киева, которая первой была построена в год крещения, и то самое знаменитое Остромирово Евангелие. Здесь же мы видим образы князя Владимира, крестителя Руси, и первых русских святых Бориса и Глеба.

В разделе «Под покровом Богородицы» представлены древнейшие почитаемые иконы Божьей Матери — Максимовская, Толгская, список XVI века со знаменитой чудотворной Мирожской иконы Богоматери, а также подлинные фрагменты резьбы из белокаменных соборов Владимиро-Суздальской Руси: маски, фрагменты капителия, фрагмент с грифоном из церкви Покрова на Нерли.

Захваченные вихрями перемен, мы невольно забыли, что русская культура — это культура с колоссальными традициями. А ведь всего каких-то 20 лет назад, когда интеллигентность была еще в чести, люди по зову сердца ездили в Новый Иерусалим, Вологду, Сольвычегодск, Ярославль, Псков, чтобы припасть к родникам исконной русской культуры. Но генетическая память о наших великих предках жива, и выставка в Третьяковке являет нам «жесткие диски», на которые она записана.

ИЗВЕСТИЯ


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика