Русский дом | Протоиерей Александр Шаргунов | 23.05.2011 |
Весенний праздник святителя Николая — исключительно пасхальный. Как всегда, совершается он в пасхальные дни и совпадает к тому же в этом году с воскресным днём. Вы помните Евангелие о явлении воскресшего Господа: «Что ищете Живаго с мертвыми? Он восстал, Его нет здесь». Это благовестие, самое потрясающее, какое когда-либо слышал мир, обращено ко всем людям и прежде всего к нам, христианам. Оно было сказано ангелами, когда жёны-мироносицы «были в страхе, и наклонили лица свои к земле». Эти наклонённые их лица к земле — выражение невольного страха, который они испытывают, ища Господа там, где Его нет. Никогда уже невозможно будет найти Его, ограничиваясь земными пределами. «Когда же начнёт это сбываться, — говорит Христос о приходе Царства Божия, — тогда восклонитесь и поднимите головы ваши». А мы столь часто живём, как если бы Христос не воскрес, склоняя свои лица исключительно к земле — там, где наша работа, семья, мимоходящие радости, многоразличные беды и нужды. Без этого не обойтись, но всё должно быть проникнуто надеждой, которая ведёт нас к вечному.
Мне рассказывали об одной странной женщине, как она, почти хвалясь, говорила своей соседке: «Я никому не молюсь, только святителю Николаю. Потому что он помогает мне во всех житейских делах». Но святитель Николай явился ей однажды и сказал: «Как ты мне надоела!» Мы улыбаемся, слыша это, хотя на самом деле всё очень серьёзно. Нет, и не может быть такой просьбы, которую Николай Чудотворец посчитал бы слишком ничтожной, не заслуживающей его внимания. Он всегда спешит на помощь, где беда и нужда. Но всегда, как Христос, напоминает, ради чего совершается чудо. Вы помните в Евангелии, как подходят ко Христу и говорят Ему: «Сделай здесь то, что Ты сделал в Капернауме». Чудо — это великое искушение, которым непрестанно искушаем Господь. Это искушение самого сатаны. И враги Его, «искушая, требовали от Него знамения с неба». И в час Его Крестных страданий они настаивают, чтобы Он совершил чудо: «Сойди со Креста, и мы уверуем в Тебя».
Один из способов отвержения Бога — требование от Него чудес. Мы продолжаем относиться к Богу, как относились к Нему иудеи во времена земной жизни Христа. Мы хотели бы, чтобы Бог явил Себя немного больше — как Бог, Который решает наши проблемы вместо нас. Но Бог не хочет, чтобы мы требовали от Него этого. Бог не любит исключительное, чудесное, зрелищное. Когда Он просит пить у женщины-самарянки, Он делает это потому, что хочет напоить всех жаждущих водой небесной благодати. Когда Он исцеляет слепого, Он делает это не для того, чтобы поразить всех, а для того, чтобы показать, что Он хочет исцелить нас от слепоты к тайнам жизни. Когда Он исцеляет расслабленного, Он делает это для того, чтобы исцелить нас от более серьёзной расслабленности, которая есть наш грех. Самое ужасное — язычество среди христиан. Умаление Бога и святых Его до вспомогательного средства, которое не нужно нам, если оно не помогает так, как мы хотим. Как нам научиться у святителя Николая, вместо того чтобы без конца говорить: «Да будет воля моя исполнена Тобою, Господи», нелицемерно молиться: «Да будет воля Твоя исполнена мною».
«Горнего ищите, а не земного», — зовёт нас Церковь. Это то, что делает святитель Николай. Потому что он исповедует Христа, потому что он свидетельствует всей жизнью своей, что Христос — его жизнь. Воскресение Христово действует в его жизни. Все чудеса святителя Николая — чаяние воскресения мертвых. Он веровал, что воскреснет, и каждый день жил в непрестанной памяти о смерти, о том, что ему обещано воскресение. И что всем людям, которых он встречал, равным образом обещано воскресение. Не воскресение в эту грехом и смертью отравленную жизнь, но воскресение в безсмертии Божественном, в свете Христовом, в полноте Его любви. Вся жизнь святителя была благодарением Богу за то, что Бог совершил для людей. И он учился у Христа принимать как свои все их страдания и несчастья. Всё было пронизано любовью. Смерть делает свое дело, её нельзя никому обойти, но жизнь в Боге торжествует. И он может быть соработником Бога, как говорит Апостол. Христос облёк его светом Божественным в великолепие, в мир и в радость, в силу Божественную — так что иные принимают его чуть ли не за Бога. И на нём исполняется слово Христово: «Верующий в Меня дела, которые Я сотворил, сотворит, и больше сих сотворит».
Этому чуду Христовой любви приобщился в полноте святитель Николай, и потому он великий Чудотворец. Он пасхальный святой, потому что ему дано было узнать, что переход от мира видимого к миру невидимому совершается смертью и воскресением Господа. Пасха расцветает везде, где действует он. Чудеса, которые он совершает, — поистине знамения, открывающие Бога.
Как Христос, совершая Свои чудеса, говорит: «Дела Мои свидетельствуют обо Мне», — взывая к нашей вере, так и он. Как Христос — Сам, Его Личность, непостижимо великая и таинственная, — является нам в Своих чудесах, так святитель Николай по дару Христа являет Бога.
Христос умножает хлебы, но тут же говорит: «Аз есмь хлеб жизни. Приходящий ко Мне не взалчет вовек». Точно так же святитель Николай, по дару Христа, может утолить всякий голод всякого человека.
Когда Христос отверзает очи слепому от рождения, Он говорит: «Аз есмь свет мира, идущий за Мной не будет ходить во тьме». Но поистине от века не было слышано, чтобы кто, как святитель Николай, вслед за Господом отверзал очи слепому.
Самое потрясающее знамение, которое совершил Христос во время земной жизни, было воскрешение Лазаря четверодневного. Весь Иерусалим был потрясён. Но кто видел, что это знамение должно было вести к ещё более потрясающему чуду? «Аз есмь воскресение и жизнь, — сказал Господь. — Верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И верующий в Меня не узрит смерти вовек».
«Веруешь ли сему?» — спрашивает Господь каждого Своего ученика, всех, с кем встречается Он. Своей верой святитель Николай достигает Того, Кто за пределами смерти, — Воскресшего Христа. Он сам воскресает, соединяясь с Господом. Смерть не имеет власти над ним. И даже мощи его — останки прошедшего через смерть тела — святые, многоцелебные, потому что через них действует избыточествующая жизнь Воскресения Христова. Он из тех, кого Отец дал Христу. Веруем, что Христос ввёл его в лоно Пресвятой Троицы, и с изумлением узнаём, что все его молитвы, всё его служение устремлено к тому, чтобы мы тоже стали участниками этого Божественного общения.
Если мы христиане, мы должны возвещать Живого Бога. Он — не среди мёртвых. Мы воскреснем с Ним, и мы уже воскресли с Ним. Он дал нам предвкусить, что значит Его Царство. Смерть не имеет над нами власти, но мы проходим через смерть, и наш мир жесток. Он хочет вовлечь всех и нас в жестокость, всё более убийственную, чтобы мы искали смысл и радость жизни только здесь на земле, среди мёртвых. Но в сердце этого мира жестокости и страданий — потрясающий свет, преобразующий всё, дарующий нам способность уподобляться Сыну Божию и святым Его. Христос — вовеки живой, и все святые — по дару Христа живые среди мёртвых. И все христиане должны быть живыми в этом мире греха и смерти. Пусть память святителя Николая Чудотворца в пасхальные дни утверждает нас в вере в невидимого Бога, в присутствие Его победы в наших сердцах и вдохновляет нас на жизнь на той чудесной глубине, где Крест и Воскресение Христово. Христос воскресе!