Православие.Ru | Протоиерей Димитрий Шишкин | 21.05.2011 |
Она стоит передо мной — молодая, симпатичная женщина — и плачет:
- Батюшка, мне страшно. Я замуж хочу, деток, семью. Годы проходят, мне уже за тридцать, но мужа найти невозможно, невозможно, батюшка! Мужики точно с ума посходили: или пьют по черному, или гуляют. Батюшка, мне страшно! Понимаете, всем нужна постель, тело, и чем быстрее, тем лучше. Вообще найти мужика сложно, а чтобы он еще ждал до брака, терпел — это что-то из области фантастики! И как же жить…. чтобы по Божиему? В монастырь идти? Но я никогда не хотела монахиней быть, у меня к этому призвания нет. А страшнее одиночества нет ничего! Как жить, батюшка?!
Она плачет… в прямом смысле плачет — симпатичная и добрая женщина, которая никому не нужна. И я не знаю, какими словами ее утешать.
Что с нами происходит, скажите?! Это можно назвать эпидемией, поветрием, массовым сумасшествием — как хотите. Почти каждый день в разговорах, на исповеди я слышу разрывающие душу рассказы о помешательстве — зачастую буйном, но не психическом, а нравственном. О том, как, прожив 20, 30 лет вместе, люди сходят с ума… как мужья, разрушая семью, превращаются в монстров, а бывшие жены — в хищных, безумных самок.
И громоздятся, всплывают в памяти новые и новые истории.
У них трое детей, крепкий дом, бизнес и 23 года семейного стажа. И вот он тащит ее за волосы к иконам, душит и кричит: «Я перед иконами клянусь, что я тебя убью!» И лицо его — перекошенное от бессмысленного бешенства, с побелевшими глазами — лицо беса.
Кто-то скажет: надо еще и другую сторону выслушать. Да, выслушивал я и другие, и третьи стороны. Сыт уже по гордо этими историями, но картина одна: страх! Нет настоящей веры: в Бога, в вечную жизнь, в достоинство человеческое. И годам к сорока, когда многое достигнуто уже и жизнь идет своим чередом, понимает вдруг человек, что так оно все и будет идти. с медленным старением и угасанием сил, чувств и разума. И начинается паника. Начинаются поиски «острых ощущений». И бес эти ощущения доставляет, а сейчас уже прямо в промышленных масштабах. Целая индустрия «кайфовой» жизни с ее ночными клубами, «номерами», турами, шопами, сайтами блудных знакомств. со всей этой похотью, затопившей мир и прикрывающейся, точно в насмешку, любовью. Да что же за безумие такое!
- Я разлюбил! Ну что поделаешь! — восклицает седеющий господин и руками разводит.
Вот так: любил, любил 25 пять лет, а потом раз — и разлюбил. Ну что поделаешь? На нет и суда нет. Бред, понимаете, просто бред сумасшедшего. И почему-то большей частью мужики с ума сходят, то есть срываются со всех винтов и в прямом смысле теряют человеческий облик. Я отчасти понимаю, почему именно мужики. Для женщины большую роль в жизни играет семья, дети, заботы о доме. Это нравственное убежище. И это спасает до поры до времени даже при отсутствии глубокой веры. Для мужика же главное — дело, карьера, успех. И если все это в общих чертах достигнуто, то возникает вопрос: а дальше-то что, для чего это все?! Ведь человек привыкает ко всему: к «Бентли» и личному особняку в Лондоне можно так же привыкнуть, как и к старому «Запорожцу» и ветхой лачуге. И если роскошь будет еще тешить самолюбие, то уж ощущения полноты жизни не даст — это точно. Потому что человек — это тело, душа и…. Бог! И если человек избегает общения с Господом, то он калечит, урезает себя, становится бешеным всадником на празднике жизни… только всадником без головы. А такого всадника может занести куда угодно. И несет.
Как бодрят иные законы в области семейного права! Пусть в разные времена и в разных областях — духовной и светской, но встречаются такие перлы, что если и не применимы они вполне, то уж точно приводят в чувство.
У Василия Великого, например, есть правило, суть которого сводится к тому, что если человек без веской причины разрушил собственный брак — он не имеет права создавать новую семью, потому что однажды уже не выдержал, не сохранил то, что ему доверил Господь (Второе каноническое послание. § 48). Звучит жестко, но отрезвляюще! Ведь брак — даже невенчанный, но законный — это тоже установление Божие! Дар, сохранение которого требует и ответственности, и усилий, и веры. Именно без веры никак нельзя, потому что если брак — это только человеческое установление, то его можно так же легко разрушить, как и создать. А почему нет? Горе, слезы, верность, дети, предательство — так это же тоже все человеческое. если Бога нет. так — выдумки одни. сантименты. условности. Как сказал один из персонажей Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет, то я — бог!» А стало быть, можно все!
Вот так и рушится все и летит в бездну. Но душу, совесть свою не обманешь, этот голос Бога в душе. И вот — приходит со слезами девочка, студентка, и признается, что у нее ребеночек от женатого мужчины, а тот теперь сердится. и не спешит разводиться. и деньги уже не так охотно дает, как раньше. А учеба так дорого стоит. И что теперь делать?
Как вам вопросик? Что на него ответить?! А всего-то и казалось, что по-божески жить не обязательно, что все это так — бабушкины сказки.
Соблазн, соблазн кругом… диктатура греха. И в это рабство идут добровольно тысячи, сотни тысяч. А еще твердим о какой-то демократии и свободе! Рассуждения мартышек перед удавом! И опять все упирается в веру. Ну не может наш народ без веры существовать! Без веры деятельной и сознательной, без Православия! Как же не понятно еще?! Мы ведь меры не знаем! Мы доходим до самой сути, обнажаем эту суть не в построениях философских, а собственной жизнью. Так открыли суть коммунизма миру, и мир ужаснулся. А теперь и капитализм воплощаем «по полной», беря от жизни все, что можно и что нельзя. И скажите мне, что это не язычество! Да самое настоящее! Поклонение плоти — с восторгом, взахлеб, с самозабвенным упоением до обморока, с буханьем головою в пол! Счастья, счастья земного нам дайте побольше, и мы за это все отдадим, все, что ни попросите! Даже семью отдадим, потому что семейное счастье уж очень скучное, а нам подавайте буйство страстей!
И вот уже не одни мужики чудят, а и женщины — не хотят терпеть неурядицы, бытовые сложности, скорби. причем не в крайнем их проявлении, а в самом повседневном, обыденном. Женщине начинает казаться, что жизнь ее проходит бездарно, что красота увядает и никем не оценена по достоинству и вообще она, красавица и умница, заслуживает «лучшей доли». Собственно, мотив тот же, что и «гулящих» мужей: жизнь проходит, а от нее еще можно взять так много яркого и волнующего! Взять!.. И снова понимаешь, что в основе такого взгляда на себя, на жизнь лежит банальное самолюбие, неверие в Бога, в то, что нет ничего важнее, чем согласие с Тем, без Кого жизнь вообще невозможна в ее полноте.
Случается, женщины влюбляются безоглядно, бросают своих мужей (зачастую порядочных и верных, но менее успешных и пробивных, чем им хотелось бы). Но чаще причиной расставания бывает не «роковая» любовь, а именно недовольство жизнью, неблагодарность и не умение ценить то, что ниспослано Богом. И вот такая женщина пускается в «автономное плавание». И ладно еще, если бы это было плавание корабля, стремящегося в тихую гавань, так нет же — скорее, это похоже на рыскание акулы в поисках жертвы. И тут уже все равно, принадлежит эта «добыча» кому-то или нет. Надо ее «вырвать», заманить, поглотить — во что бы то ни стало.
Как-то освящал квартиру одинокой женщины средних лет. Мужа у нее «увела» соседка и добрая подруга, сидевшая не раз с ней за одним столом, пользовавшаяся ее гостеприимством и полным доверием. Та сначала сама развелась с мужем, потому что тот ее почему-то «не устраивал», а потом увела чужого. Теперь они продали квартиру, съехали неизвестно куда и вьют себе новое «гнездышко». И сколько таких примеров!
И как же больно видеть этих несчастных, обманутых женщин! А самое страшное, что подлости своей люди «окрадывающие» не понимают или уж точно не чувствуют, иначе бы их жизнь превратилась в муку.
Ну, а дальше-то что. для «акулы» этой? «Увела» мужика. схватила свой «кусок счастья». хищно, по-звериному. Но годы летят, и все очевиднее приближение старости. и яснее бессмысленность прожитых дней и неотвратимость ответа. И по мере остывания страстей все очевиднее взаимная отчужденность былых любовников. Какое ж тут счастье?!
Все чаще приходят в храм юные девушки, живущие свободно с чужими мужьями. Хорошо еще, когда приходят со слезами, вымотанные грехом, уставшие от лжи и мучений совести. Но часто приходится слышать только констатацию факта, да еще и с усмешкой. Вот уж воистину мороз по коже идет, хоть, кажется, и привык уже ко всему.
Девоньки, милые, да понимаете ли вы, что творите?! Что калечите свою жизнь, потому что разрушить чужую семью — это тяжкий, смертный грех?!
- А я не разрушала, — отвечает. — Мы просто встречаемся иногда — и все.
И это говорится не моргнув глазом. То есть она уверена, что разрушить семью — это значит довести ее до развода, а если так, «втихаря», то ничего страшного, хоть и не очень хорошо, конечно. Безумие! Человек не понимает, что даже помысл страстный — уже вторжение в чужую семью. Что моментально возникает греховное напряжение между людьми при наличии этого помысла, напряжение, бессознательно выражающееся в страстных взглядах, словах, «случайных» прикосновениях — и это все уже разрушение семьи. Больше того, с самых «пушистых» и «возвышенных» чувств начинаются самые страшные предательства, падения и измены. Бесы всегда маскируются под нечто приятное, светлое, романтическое… а когда оказывается человек в страшной непролазной грязи — от всей этой «душевности» не остается и следа. И такова горькая история всех падений.
Девочки дорогие… мальчики… мужья и жены, давайте будем следить за своими чувствами. Помнить, что сладость греха всегда оборачивается безысходной горечью и слезами. Всегда.
- Вот скажите. — продолжаю беседу. — Простите, как вас зовут?..
- Алла (Маша, Света, Таня…) — отвечает юное создание.
- Скажите мне, Алла, вот вы хотели бы, чтобы у вас была добрая семья, заботливый, любящий муж, детки?
- Да.
- Чтобы вы вместе по крупицам, год за годом строили совместную жизнь, преодолевая скорби и трудности, возрастая во взаимной любви. Вместе созидали бы дом. карьеру. воспитывали бы детей. Хотели бы этого всего для себя?
- Ну конечно.
- А хотели бы вы, чтобы лет через 25, когда вы начнете уже увядать и в этом увядании вас утешало бы только то, что жизнь состоялась, что есть семья, дети и любящий, верный муж. хотели бы вы, чтобы в это самое время у вашего мужа появилась на стороне вот такая чудесная Аллочка?
Молчит.
- Хотели бы вы, чтобы муж приходил домой за полночь с суетливыми жестами и бегающими глазами. чтобы он стал необъяснимо нервным и резким. чтобы он что-то уж слишком часто стал отлучаться в командировки. и с каждым днем вы раздражали бы его все больше и больше. а однажды поняли, что вы ему уже не то чтобы не нужны, а просто омерзительны! Хотели бы вы этого для себя?
- Нет.
- Так зачем же вы делаете другим то, чего не хотите себе?! Это же так просто! Ведь это и есть заповедь Божия. одна из тех, что необходимы для доброй, нормальной жизни.
- Но у них и так уже отношения были сложными.
- Тем более! В Евангелии говорится, что Господь «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12: 20). То есть Сам Творец ценит человеческую свободу, не вторгается в отношения между людьми, давая им возможность сделать свой, сознательный выбор. Ведь бывает, что одно дуновение может приклонить чашу весов в ту или иную сторону. Спасти или погубить! И вот — вы вторгаетесь в эту тончайшую, хрупкую ткань семейной жизни и с легкостью губите все то, что созидалось годами и что, возможно, еще могло бы жить. Понимаете ли вы, какой это тяжкий грех?!
Посмотрите, что происходит вокруг! Весь больной, развращенный, опустившийся мир надеется и нас сделать такими же, чтобы не мучили, не обличали. Да мы и не обличаем уже почти. и не обличали бы вовсе, если бы не Церковь. Это она все еще красоту называет красотой, а мерзость мерзостью; это она еще продолжает напоминать человеку о его небесном призвании там, где все давно хотели бы об этом забыть, чтобы не мучаясь наслаждаться своим корытом; это она не дает покоя погибшей душе, ободряя ее надеждой на милосердие Божие.
Нас и дальше будут стараться замесить, замазать, заставить молчать. Надо это понять твердо и не смущаться, но и не молчать. Не тушеваться перед «передовым человечеством», стремительно теряющим человеческий облик.
Нам нельзя сдаваться! Нужно биться за каждую пядь семьи!
Месяцев шесть назад появился в храме мужичок. Он тоже набедокурил, навертел такого, что жена ушла. и ребенка забрала. и, кажется, уже сошлась с кем-то. Словом, все — конец. Очередная история распада. Но мужичку этому стало вдруг страшно (не иначе как молится за него кто-нибудь). И он в растерянности пришел-таки в храм и решил с помощью Божией не сдаваться, бороться с бесами, воевать за свою семью! Он покаялся. понимаете, не просто назвал грехи, не «отчитался о проделанной работе», как это у нас бывает, а твердо решил измениться, стать другим. возродиться с помощью Божией. И еще он сказал себе твердо: несмотря ни на что, я — муж и отец перед Богом и буду себя вести как муж и отец. И он ходил к бывшей жене, а она не пускала его на порог; он дарил ей цветы, а она выбрасывала их на помойку. он хотел увидеть ребенка, а ему не давали свидания. он издали видел свою жену с тем — новым, и сердце у него разрывалось. Но он говорил: Господи, Ты же видишь: я каюсь. Прости меня и дай мне быть мужем, оставаться отцом. И он держался, несмотря ни на что. Продолжал звонить. встречать. искать общения и дарить цветы. Не с дерзостью, понимаете, не с гонором, а с любовью. и он победил!
Два дня назад он подошел после службы и сказал просто:
- Батюшка, мы снова вместе!
Если бы вы знали, какая радость для священника слышать такие слова! Да что там для священника — на небесах больше радости об едином грешнике кающемся, нежели о 99 праведниках!
Да, он разрушил брак, а неверность жены завершила растление. Но Господь из пепла силен восставить истлевшую плоть, была бы вера, было бы покаяние, была бы любовь! Вспоминается известная поговорка: «Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — причины». Как часто мы в нашей жизни только и ищем причин, чтобы свергнуть с себя «бремя» семейной жизни, не понимая, что это бремя на самом деле «легко есть». И причины эти скоро находятся. И валится, рушится все вокруг в виду крайнего умножения этих мнимых причин. Но как же достоин уважения тот, кто и в крайнем разладе ищет возможности к сохранению брака: в душе своей, в твердом намерении, в поисках примирения. в осознании ответственности. в уповании на милосердие Божие! И такое расположение сердца, конечно, угоднее Богу, чем расслабленность, ищущая самоугождения и легких путей. Ратника не оставит Бог, и семья, пусть даже разрушенная, но держащаяся еще на волоске веры, будет Господом восстановлена и почтена — за терпение, веру, и упование — великими благами. И в наше время этот путь — путь борьбы за свою семью, стояние за нее — это труд любви, покрывающий множество наших грехов. Не сдавайтесь. не сдавайтесь ни легко, ни трудно. Никак! Боритесь за свои семьи с помощью Божией! Оставайтесь женами и матерями, мужьями и отцами — в сердце своем, в мыслях и поступках, несмотря на разгул страстей в обезумевшем мире. И за это стояние в истине Господь обязательно дарует нам Свою благодать, и мы поймем, что важнее и лучше этого нет ничего на свете!