29.04.2004 |
22 апреля в 10 часов в зале заседаний Ученого Совета Академии МВД РФ состоится заседание круглого стола на тему: «Социально опасные религиозные объединения и организационно-правовые, морально-психологические меры нейтрализации их деятельности в Нижнем Новгороде». Организаторами круглого стола выступили депутаты Государственной Думы и Городской Думы Нижнего Новгорода, Администрация Нижнего Новгорода, Нижегородская академия МВД России, Нижегородская Епархия РПЦ.
Участниками круглого стола подготовлен проект рекомендаций, в котором отмечено, что в настоящее время на территории Нижнего Новгорода и в его пригородах демонстрируют значительную активность самые разнообразные религиозные объединения тоталитарного (деструктивного) характера. Тоталитарные (деструктивные) религиозные объединения определяются как особые авторитарные организации, лидеры которых, в своем стремлении к абсолютной власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными прикрытиями. Объединение адептов в тоталитарные религиозные организации и секты осуществляется не на основе общего понимания высоких нравственных ценностей и принципов, а на культивировании слепого подчинения авторитету «учителя», на жесткой организации и контроле за всеми сторонами их жизни, на решительном отрицании всей совокупности культуры за пределами сектантского круга.
Для эффективного решения вопросов, связанных с обеспечением религиозной безопасности жителей Нижнего Новгорода, участники заседания считают необходимым:
создание при администрации Нижнего Новгорода, прежде всего на основе традиционных вероисповеданий полномочной межконфессиональной экспертной комиссии для официальной оценки характера воздействия на психическое, нравственное и физическое здоровье нижегородцев религиозных организаций, конфессий и программ, действующих на территории города;
обеспечение профилактики вовлечения нижегородцев в деструктивные религиозные организации: во-первых, путем более активного использования механизма ограничения и прекращения их деятельности в соответствии с Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Федеральным Законом «О противодействии экстремистской деятельности» (эти вопросы входят в компетенцию территориальных органов прокуратуры и Министерства юстиции РФ). Во-вторых, путем разработки и осуществления комплексной программы мер по противодействию духовной экспансии со стороны деструктивных религиозных сект и организаций на жителей Нижнего Новгорода (с привлечением СМИ, специалистов-религиоведов и лидеров традиционных конфессий). В-третьих, посредством пересмотра учебных планов общеобразовательных, средних и высших учебных заведений города и включения самостоятельной учебной дисциплины «Церковное право» с обязательным разделом о правовых основах противодействия деятельности тоталитарных религиозных сект и спецкурса (факультатива) «Тоталитарные религиозные объединения и безопасность общества»;
незамедлительное инициирование разработки профильным комитетом Госдумы РФ проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РФ, предусматривающих уголовную ответственность за участие граждан в запрещенных деструктивных религиозных организациях;
создание при ГУВД Нижегородской области оперативной рабочей группы по проблемам криминогенности и профилактики правонарушений в деятельности и финансировании деструктивных религиозных организаций и сект Нижнего Новгорода;
проведение ежегодных региональных научно-практических конференций «Тоталитарные религиозные объединения — угроза безопасности России в ХХ1 веке» с привлечением представителей власти всех уровней, деятелей науки, религиозных и общественных организаций, политических партий, с активным распространением материалов через СМИ для общественности региона.
Деятельность тоталитарных религиозных объединений уже приобрела характер открытой экспансии, наносящей непоправимый вред психическому, нравственному, физическому здоровью людей, попирающей их фундаментальные права, создающей реальную угрозу семьям и всему нижегородскому сообществу. Лидеры таких объединений повсеместно прибегают к обману, умолчанию и навязчивой пропаганде псевдорелигиозных ценностей для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их адептам, контроль над личностью и психологическое давление, лишая людей права на свободный выбор мировоззрения и образа жизни.
Комментарий эксперта
А.Н.Лушин, доцент кафедры юридической психологии и социологии Нижегородской академии МВД России, действительный член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры:
— Два дня назад я принимал зачет по теории культуры в одной учебной группе. Отвечавший студент разложил на столе выпуски журнала «Пробудитесь», издающегося религиозным объединением «Свидетелей Иеговы», и начал вслух размышлять о модернизации христианства, о кризисе православной культуры, о религиозном возрождении, то есть предпринял попытку устроить в аудитории диспут с явным прозелитическим акцентом. Мне подобная миссионерская методика хорошо знакома: в конечном итоге можно услышать, что Пушкин или Достоевский, к сожалению, не были знакомы с каким-либо самым истинным религиозным учением, но настолько близко к нему подошли, что это отразилось в их сочинениях. На подобных основаниях в некоторых религиозных движениях многих великих деятелей культуры начинают числить в ряду своих предшественников, мимоходом забыв о том, что их жизнь и творчество протекали в лоне Русской Православной церкви.
Опыт общения с представителями таких очень инициативных современных религиозных движений как «Свидетели Иеговы», «Богородичный центр», сайентология, «Церковь объединения» показывает, что суровая отповедь на заранее продуманные ими аргументы может не привести к желаемому результату. Чаще всего сектанты-миссионеры внутренне готовы к тому, что при беседе с ними люди могут начать возмущаться, активно возражать, даже гневаться, на что они спокойно ответят: «Ах, вы не согласны с нами, тогда попробуйте не на уровне эмоций, а на тексте Священного Писания доказать, что именно вы правы». Наверное, пора от шумных обвинений научиться переходить к умению вести четкий диалог с представителями нетрадиционных религиозных объединений, для чего необходимо хорошо знать, что они во всей полноте представляют собой. Но это еще не все: несогласных, скажем, с теми же «свидетелями Иеговы» могут просто засыпать шквалом всевозможных цитат из Библии. А насколько хорошо знают люди, полагающие себя православными христианами, святоотеческое духовное наследие? Увы, плохо знают, потому иногда и не могут достойно возразить на размышления сектантов на актуальные для общества темы, следовательно, проигрывают в борьбе за человеческие души. В императорской России миссионерское движение в Русской Православной церкви крепко опиралось на прекрасно подготовленные кадры священства и мирян, способные доказывать сектантам, где именно последние вольно обошлись со Священным Писанием.
Поэтому, чтобы эффективно противостоять прозелитизму социально опасных религиозных объединений следует, во-первых, твердо представлять их деструктивные особенности и уметь аргументированно объяснять, в чем именно усматривается их конкретная опасность для общества и личности, а во-вторых, знать религиозную литературу и опираться по необходимости на сугубо важные тексты. Тогда можно будет на провокационный вопрос: «А вам-то какое дело до „Церкви объединения?“ Она вам что — лично мешает?» взвешенно ответить с позиции не просто обывателя, но гражданина России, опирающегося на национальные традиции и духовно-нравственные ценности.
Нередко звучит и такой вопрос: «А собственно говоря, на каком основании вы нашу религиозную организацию оскорбляете названием „деструктивный культ“? Мы, между прочим, такие же верующие нижегородцы, как и вы». Например, сайентологи покажут всем желающим бумажный кружок с изображением герба Нижнего Новгорода, на котором под громким именованием «памятная медаль» содержится поздравление с Днем города, и тут же сообщат с каким огромным чувством благодарности принимали люди их сувенир. Однако на обратной стороне такого кружка записано напыщенное изречение основателя сайентологии Л. Рона Хаббарда со странной припиской «все права защищены» и с выражением глубокой признательности сайентологов своей религиозной организации. Для религиоведа все сразу встает на свои места: перед нами одна из форм четко налаженной прозелитической деятельности, причем кто-то из получивших такой бумажный кружок даже похвалит сайентологов, дескать, вот сумели же поздравить горожан, а основные конфессии даже до такой малости не додумались.
Сегодняшние деструктивные культы научились социальной мимикрии, которая выстраивается на ловкой и быстрой подгонке своих учений к шкале наших традиционных духовно-нравственных ценностей. А обеспечивает сектантам успех, к сожалению, то религиозное одичание, которое досталось нам в наследство от недавней эпохи тотального атеизма. Пример тому, активная деятельность в Нижнем Новгороде адептов «Богородичного центра», спокойно проводящих свои собрания в городских культурных учреждениях. Мне довелось посетить их некоторые мероприятия, в результате чего появилась публикация «Мерзость в центре города» в газете «Православное слово». Люди, приходящие, как объявляется в красочных афишах, на встречи с православными «непревзойденными мастерами и практиками духовного совершенствования», представляющими некий Центр Русской Духовности, мгновенно попадают под жесточайший психологический прессинг со стороны циничных извратителей самих основ Русской Православной Церкви. И ведь в течение нескольких часов они, как под гипнозом, выслушивают явный бред в отношении собственной истории и культуры, но не уходят, не протестуют только по одной простой причине, ибо не знают истинных ценностей христианства, не знают его истории даже в самых минимальных объемах. При этом более 80 процентов горожан определяют себя как православные христиане, иногда заходят в храм, но самого смысла учения Христа явно не представляют. А потому и выслушивают с жадностью чисто еретические фантазии богородичников на самые разнообразные темы. А между прочим приходят в «Богородичный центр» люди именно в процессе религиозных исканий.
А теперь зададим себе простой вопрос: кому невыгодно, чтобы в школах преподавали основы православной культуры? В-первую очередь, именно представителям социально опасных псевдохристианских культов, появившихся в нашем Отечестве и присвоивших в условиях религиозной безграмотности части населения право определять, что православно, а что не православно и так далее. Вместе с тем, любая из таких деструктивных организаций мгновенно проявит свое истинное обличие, забыв напрочь о христианских ценностях, если будут затронуты ее интересы. Примеров тому более чем достаточно. Стоило мне в газетной публикации «Рерихи: Пора сказать правду» обратить внимание читателей на антихристианскую сущность их эклектического религиозного учения, как в мой адрес посыпались не только обвинения в посягательстве на российскую культуру и их лучших представителей в лице семьи Рерихов, но и такие: «Лушин готовит смену сатане», «Лушин подвергнут темному одержанию», которое «легко определяется биорамкой». Следовательно, автора необходимо сурово наказать: и мне объявили, чтобы я готовился к кармическому удару, то есть просто вынесли свой оккультный приговор.
Поэтому, когда мы говорим о методах противостояния социально опасным религиозным объединениям, следует отчетливо представлять последние как фактор угрозы национальной безопасности, отбросив всякие либеральные идеи в области гармонизации государственно-церковных отношений. Что же касается столь популярного ныне термина «толерантность», то его сущность воспринимается большинством достаточно упрощенно, а представителями деструктивных культов трактуется исключительно в свою выгоду, поэтому, если секты действуют, то не стоит благодушно представлять религиозную ситуацию в Нижнем Новгороде сегодня абсолютно спокойной.
Пресс-служба Городской Думы г. Н.Новгорода
тел/факс. 391 883
www.gorduma.nnov.ru
press-gorduma@admgor.nnov.ru