Русская линия
Седмицa.Ru Ф. Панфилов ,
С. Моисеева,
М. Розинская,
К. Неклюдов
19.05.2011 

В 1868 г. в день памяти св. Иова Многострадального родился св. император-страстотерпец Николай II

Иов — ветхозаветный праотец, о к-ром повествует ветхозаветная каноническая книга, Святой Иов Многострадальныйназванная его именем (см. Иова книга). Память И. в Иерусалимском уставе отмечалась 22 мая, но основным днем его памяти стало 6 мая. В Армянской Церкви память И. празднуется 6 мая, 26 дек. (в числе ветхозаветных праведников) и в 3-й четверг после Успения Пресв. Богородицы (в воскресенье, ближайшее к 15 авг.), в Коптской и Эфиопской Церквах — 2 пашонса/генбота (27 апр.; в нек-рых копт. Минологиях также 1 тоута (29 авг.), иногда с уточнением, что это память исцеления И.). В сиро-яковитских Минологиях VII—XIV вв. отмечена память И. 9 авг., к-рую в более поздних календарях вытеснила визант. память 6 мая (Un Martyrologe et douze Me’nologes syriaques /E'd. F. Nau. P., 1912. P. 34, 44, 77, 101, 112. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В католич. Церкви — 10 мая.

Библейский образ Иова Кроме Книги Иова и нескольких упоминаний в Книге прор. Иезекииля (Иез 14. 14, 20) и в Послании ап. Иакова (Иак 5. 11) об И. более в Библии не говорится. (Кратко И. упом. в лат. переводе Книги Товита (Тов 2.10−13), в евр. тексте Книги Иисуса Сына Сираха (Сир 49.9)). Многочисленные иудейские, христ. и мусульм. легенды об И. (см.: Stevenson. 1947. Chap. 6) не имеют добиблейских истоков. Судя по упоминанию в Книге прор. Иезекииля (нач. VI в. до Р. Х.), имя И. наряду с именами Ной и Даниил было обозначением (на уровне поговорки) праведника. И. упомянут в Тов 2. 15, правда только в Вульгате (Mu"ller. 1970. S. 12).

В начале книги сказано, что И. был «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1. 1). Называется число его сыновей, дочерей, а также количество мелкого скота и др. животных в имении, причем повторяются сакральные числа 7, 3, 5, выражающие идею совершенства, законосообразности, гармонической стабильности (Иов 1. 2−3).

При встрече с сатаной Господь спрашивает: «…обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле…» (Иов 1. 8). Сатана возражает, что благочестие И. корыстно, поскольку Бог охраняет его благосостояние; и если Бог не будет ограждать его от неприятностей, то кончится и преданность И. Господь позволяет сатане начать испытание, запрещая ему только посягать на личность И. (Иов 1. 12). Четыре вестника беды поочередно сообщают И. о гибели его ослов, овец и верблюдов вместе с пастухами и погонщиками, наконец, сыновей и дочерей (Иов 1. 14−19). И. раздирает на себе одежду, обривает голову в знак траура, повергается на землю и произносит слова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1. 21).

Сатана, вновь представ перед Богом, предлагает испытать самого И., его «кость» и «плоть» (Иов 2. 4−5). Бог опять дает согласие, требуя только, чтобы И. была сохранена жизнь, и сатана наводит на И. страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа).

Вера И. в справедливый Божественный миропорядок вступает в конфликт с его знанием о своей невинности (и невинности мн. несчастных, на чьи страдания открываются его глаза — см.: Иов 24. 3−12), вплоть до сомнения в Божественной справедливости. На один выход из этого конфликта указывает жена И.: «…похули Бога и умри» (Иов 2. 9). Противоположный выход предлагают трое друзей И. (Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин), к-рые, как и он, были богатыми и влиятельными людьми (их спору посвящена большая часть Книги Иова — главы 3−31): если всякое страдание есть налагаемое Богом наказание, то И. должен сделать вывод о своей виновности. Но И. решительно возражает друзьям: «Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?» (Иов 13. 8). После этого в спор с И. вступает молодой мудрец Елиуй, переводящий проблему на иной уровень: страдание посылается Богом не как кара, но как средство духовного пробуждения.

Последнее слово в споре принадлежит Богу, Который задает Иову вопросы о непостижимом устройстве тварного мира, не измеримого никакой человеческой мерой (главы 38−41). И. объявляет о своем смиренном раскаянии. Приговор Господа признает правоту И. перед друзьями, говорившими о Боге «не так верно» (Иов 42. 7), как он; Бог соглашается помиловать друзей только по молитве И. (Иов 42. 8). Бог возвращает И. все богатство, у И. рождаются 7 сыновей и 3 дочери (Иов 42. 13). В этом новом блаженстве И. живет еще 140 лет и умирает, «насыщенный днями» (Иов 42. 16−17).

Неизвестно местонахождение страны Уц, названной родиной И. Совр. комментаторы отождествляют ее с арамейскими областями на севере Заиорданья (Васан), с Хаураном, Идумеей.

Биографические сведения об Иове в Септуагинте. В тексте LXX стих Иов 42. 17 опущен и вместо него вставлена «биографическая» приписка, в к-рой со ссылкой на «сирийскую книгу» говорится, что первоначальное имя И.— Иовав (ср.: Быт 36. 33), что родиной И. была «страна Авситидийская», в пределах Идумеи и Аравии. Сообщается также, что его отца звали Зареф, «из сыновей Исава» (т. е. И. в 5-м колене восходит через Исава к Аврааму), а мать — Восорра; женат он был на аравитянке, имел сына по имени Еннон.

Родословие И. от Исава, его брак с аравитянкой и отождествление с Иовавом из Быт 36. 33, т. е. его характеристика как жившего задолго до Моисеева законодательства богобоязненного язычника, оказали большое влияние на образ И. как в раввинистической, так и в раннехрист. традиции (Gerleman G. Studies in the Septuagint. Lund, 1946. Vol. 1. P. 202). (См. также соответствующий разд. ст. Иова книга.)

В апокрифическом «Завещании Иова» (о проблемах датировки (I в. до Р. Х.— II в. по Р. Х.) см. в ст. Завещания апокрифические) отражены иудейские традиции, связанные с образом И. Апокриф начинается с того, что И. обращается к 7 сыновьям и 3 дочерям (все они названы искаженными греч. именами) и объявляет, что он происходит от Исава, а жену его зовут Дина. Прежде его имя было Иовав, но Господь открылся ему и переименовал его в Иова (Test. Job. 2. 1). Т. о., в апокрифе И. предстает прозелитом, кроме того, здесь же он назван «царем всего Египта», что, по мнению исследователей, может указывать на егип. происхождение апокрифа, возможно из общины терапевтов (Test. Job. 28. 7; Philonenko. 1958). И. изображен языческим царем, к-рому ангел сообщает о сатанинской сущности почитаемых в его царстве идолов, после чего И. повелевает разрушить языческий храм, что вызывает гнев сатаны. И. стойко переносит несчастье, посланное сатаной, и противостоит всем искушениям со стороны жены и друзей, попавших под влияние сатаны (Schaller. 1980. P. 303).

В исламе. В Коране Иов (Айюб) упомянут в 4 отрывках: дважды его имя стоит в чреде доисламских пророков (4. 163; 6. 84) и дважды он приводится как пример терпения и упования на Бога, за которым следует избавление (21. 83−84; 38. 41−44), — эти фрагменты содержат аллюзии на библейское повествование. Новым по отношению к ВЗ является указание на источник воды (38. 42), послуживший, согласно позднейшему толкованию, исцелению Иова (возможно, сюжет заимствован из 4 Цар 5), и на пучок ветвей (38. 44), которым Иов наказал свою жену.

Впоследствии в мусульманской традиции сложилось пространное жизнеописание Иова, вобравшее различные элементы из ВЗ, «Завещания Иова» и др. апокрифов, из Вавилонского Талмуда, Корана и раннехристианской экзегезы. Иов считается потомком Авраама, его мать — дочерью Лота. Он почитается как пророк, проповедовавший соотечественникам в Хауране, причем в отличие от др. пророков его никогда не считали ложным. Средневековые толкователи советовали обращаться за помощью к Иову при различных заболеваниях кожи.

Получил развитие и образ жены Иова. Различные экзегеты отождествляют ее с Рахмой, дочерью Ефрема, с Лией, дочерью Иакова, с Диной (как в раввинистической традиции толкования) и с Махкир, дочерью Манассии. Она поддерживала И. до тех пор, пока диавол не предложил ей поклониться ему и принести в жертву ребенка в обмен на возвращение имущества И. Когда она сказала об этом мужу, он поклялся, если выздоровеет, наказать ее 100 ударами плетью. Однако Бог впосл. облегчил это наказание, повелев И. ударить ее ветвью со 100 листьями (так толкуется коранический отрывок 38. 44).

Особую популярность получил источник (или колодец) Иова. В текстах встречается более 10 вариантов определения его местонахождения в Хауране и Трансиордании, а также в деревне Эль-Джура недалеко от современного Ашкелона, в которой проводились ежегодные традиц. народные празднества с омовением в источнике. По сведениям аль-Масуди (ум. в 956), гробница Иова, скала, на которой он сидел прокаженным, и источник находились в месте Нава недалеко от Дамаска; к этому месту совершались паломничества. Наряду с этим уже в VIII в. Ибн Исхак высказал версию о происхождении Иова из Эдома, ставшую господствующей. В настоящее время наиболее почитаемым местом паломничества, связанным с гробницей Иова, является Джабаль-Гаду, пригород Салалы (Оман); известны и др. места: вблизи г. Эс-Салт (Иордания), в деревне Эюпнеби близ г. Вираншехир (иль Шанлыурфа, Турция). Друзы считают местом погребения Иову г. Ниха в районе Шуф (Ливан).

В мусульманских рукописях XI—XVI вв. (Дублин. Б-ка Честер-Битти. Ms. 414. Fol. 82; Нью-Йорк. Публичная б-ка. Ms. 456. Fol. 109) Иов изображается исцеленным от проказы; рядом с ним стоит архангел Гавриил (Джабраил), вручающий ему цветок, а между ними течет источник, от которого совершилось исцеление.

В иудаизме существует неск. традиций датировки жизни И. Как и LXX, иудейский эллинистический писатель Аристей Экзегет возводит родословие И. к Исаву, а И. отождествляет с Иовавом. Родина И. у него также Авситида (Уц), где И. правил как царь; его друзья также названы царями (или правителями) (ср.: Иов 2. 11 LXX; о др. совпадениях см.: Schaller. 1980. P. 402). Спорным остается вопрос, восходит ли к Аристею добавление в LXX Иов 42.17b/e (ср.: Gerleman G. Studies in the Septuagint. 1946. Vol. 1. P. 74−75; против: Schaller. 1980. P. 402).

Существует мнение, что И. не историческая фигура, но персонаж притчи, подобный богатому человеку из притчи о Нафане из 2 Цар 12; повествование об И., т. о., можно назвать притчей («машал») (имена раввинов см.: Wiernikowski. 1902. S. 28; Hanson. 1969/1970. P. 150).

В талмудической лит-ре содержатся противоречивые суждения об И. (Glatzer. The God of Job. 1974. P. 42−43), хотя преобладают позитивные оценки и стремление оправдать его негодование (Idem. 1966). Большая часть материала об И. находится в трактатах (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15a — 16b; Иерусалимский Талмуд. Сота. 20cd), есть и упоминания И. в др. трактатах Талмуда и в мидрашах. В антологиимидрашей Ялкут Шимони, а также в комментарии «Маттенот Кехуна» (впервые опубл. в изд. Мидраш Рабба (К-поль, 1512); см.: Glatzer. The God of Job. 1974. P. 41, 46, 57; Jernensky. 1931. S. 74; фрагмент мидраша И. см.: Wertheimer S. A. Batei Midrashot: 25 Мidrashim Published for the First Time from Genizoth of Jerusalem and Egipt. Jerusalem, 19 682. P. 151−186) отмечен мидраш об И., но его текст не сохранился.

Нек-рые законоучители (таннаи) I—II вв. считают И. современником ветхозаветного патриарха Авраама, т. к. родина И. Уц (Иов 1. 1) упоминается уже в Быт 22. 21 (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d; др. примеры см.: Wiernikowski. 1902. S. 7. Anm. 1). Согласно др. толкователям (школа Ишмаэля), И. был одним из слуг или советников фараона, о к-рых говорится в Исх 9. 20 (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20c; Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 106a; Baskin. 1983. P. 11). Нек-рые раввины считают, что И. жил во время судей (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d) или (со ссылкой на Иов 1. 15, где сообщается о нападении «савеян») во время царицы Савской и царя Соломона (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15b). Время жизни И. относили также ко времени правления персид. царя Ахашвероша (Артаксеркса), приказавшего искать «молодых красивых девиц» (Есф 2. 2), в к-рых толкователи видели указание на дочерей И. (ср. Иов 42. 15 («…не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова») и Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d; Вавилонский Талмуд. Бава. Батра. 15b).

Большинство раввинов считали, что И. принадлежал к народу Израиля, другие, напр. раввин Хия, — что он был благочестивым язычником (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d; др. примеры см.: Baskin. 1983. P. 11−13). То, что раввины подчеркивают иудейское происхождение И., по мнению исследователей, могло быть связано с усиливавшейся антихрист. полемикой (ср.: Danie’lou. 1957. P. 102−106; Baskin. 1983. P. 10).

Иногда И. отрицательно оценивается раввинами, ибо он, как один из слуг или советников фараона, знал о планах своего господина уничтожить Израиль, но молчал. Именно поэтому Бог наказал его (Иерусалимский Талмуд. Сота. 11а; Wiernikowski. 1902. S. 8; Hanson. 1969/1970. P. 149). По др. мнению (противоречащему тексту книги), И. был врагом Израиля — языческим пророком, посоветовавшим фараону приказать повитухам убивать всех новорожденных евр. мальчиков, за что якобы и был наказан (Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 106а; Иерусалимский Талмуд. Сота. 11а; такая роль сближает И. с Валаамом).

В период амораев (III-V вв.) считали, что И. жил во времена сыновей ветхозаветного патриарха Иакова, сестра к-рого Дина отождествляется с женой И. Раввин Леви относит историю И. ко «дням колен» (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20c), другие датировали ее послепленным временем, когда (по мнению нек-рых раввинов) он основал школу в Тивериаде (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15a; Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d). В талмудическом трактате Сота (35а) сообщается, что его смерть оплакивалась всем народом Израиля. Однако законоучитель Ханина бен Хама утверждал, что И. был язычником. Продолжительность испытания И. определяется Мишной в год, а позднеиудейским грекоязычным апокрифом «Завещание Иова» — в 7 лет; всего И. прожил 210 лет.

В христианской экзегетической литературе. Влияние раннеиудейской традиции заметно и у нек-рых раннехрист. авторов. Так, Ориген пишет, что И.— потомок Исава (Orig.Comm. in Rom. 3. 6), а топографические указания соответствуют указаниям паломницы Эгерии (Idem.Hom. in Job. 1).

Согласно блж. Августину, И. «жил на три поколения позже Израиля» и «не был ни туземцем, ни даже прозелитом. а происходил от народа Идумейского, в среде которого родился и умер»; его праведности и благочестию не было равных среди современников (Aug. De civ. Dei. XVIII 47). Традиц. упоминание о царском достоинстве И. можно видеть и в указании блж. Августина на то, что И. был низвержен с княжеского трона и сидел на гноище (Idem. Serm. 13. 11).

Блж. Иероним в отличие от большинства христ. авторов, следующих за текстом LXX и Test. Job., принимает раввинистическую традицию толкования образа И. Он считает И. потомком брата Авраама Нахора (ср.: Быт 22. 20), к-рый остался язычником (Hieron.Quaest. hebr. in Gen. 22. 20−22). Уц, по мнению толкователя, расположен между Палестиной и Келе-Сирией и тождествен Авситиде из текста LXX (Ibid. 10. 23; ср.: Иер 25. 20b). Блж. Иероним близок к раввинам и в сопоставлении Елиуя с Валаамом, потомком сына Нахора Вуза (ср.: Быт 22. 21). Позднее этот пророк, непокорный Богу, потерял дар пророчества (Hieron.Quaest. hebr. in Gen. 22. 20−22). Однако блж. Иероним опять сближается с принятой раннехрист. авторами традицией (Baskin. 1983. P. 39), утверждая, что И. произошел не из колена Левия, а из языческого священнического рода (Hieron. Ep. 73. 2 // CSEL. 55. P. 15).

Почитание. На греческом Востоке.В 333 г. составитель Бурдигальского итинерария посетил Вифлеем, где недалеко от базилики имп. Константина видел «памятник Иезекиила, Асафа, Иова, Иессея, Давида, Соломона», на к-ром «и при спуске в пещеру, сбоку надписаны вышеупомянутые имена еврейскими буквами» (Itiner. Burdigal. 568). Три первых, по мнению мн. исследователей, — имена оруженосцев царя Давида Асахела, Ависея и Иоава (2 Цар 2. 18, 32), к-рые паломник понял неверно (Donner. 1979. S. 62−63. Anm. 110; Stemberger. 1987. S. 84).

Имение И. паломник видел в Азере, по дороге из Скифополя (ныне Бет-Шеан) в Неаполь (ныне Наблус) (Itiner. Burdigal. 472; др. источники, однако, не упом. здесь традиц. представлений об И.; возможно, в данном случае зафиксирован отголосок древних иудейских преданий об И.— Donner. 1979. S. 52. Anm. 69; Stemberger. 1987. S. 80).

Уже Евсевий Кесарийский (Euseb. Onomast. 112. 3) сообщает, что дом И. был в араб. деревне (kиmh) Карнеи (Karna.a), на середине пути между Дамаском и Амманом (Donner. 1979. S. 112−113), в др. источниках это Сава — «город (pТlij) блаженного Иова» (Procop. Gaz. Commentarii in Genesim. 14. 5 // PG. 87a. Col. 332).

Паломница Эгерия (до 400) пишет, что из Иерусалима она добралась за «восемь ночлегов» до Карней, а «Карнеями зовется теперь город Иова, который прежде назывался Деннава в земле Авситидийской, на границах Идумеи и Аравии» (Eger. Itiner. 13. 2; ср.: Иов 42. 17b LXX). Эгерия связывает древние традиции, согласно к-рым город И. Уц или Авситида был в Идумее, с более поздней традицией почитания И. в Карнеях (Donner. 1979. S. 112−113. Anm. 108). Описание того, что Эгерия видела в Карнеях, сохранилось в мадридских фрагментах ее итинерария: «В том месте, где Иов сидел на гноище, теперь яма, обнесенная железной цепью, и большой светильник светит там каждый вечер. Источник, где он скоблил себя куском горшка (Иов 2. 8), четыре раза в год меняет цвет: сначала это цвет гноя, затем крови, потом желчи и, наконец, он снова становится чистым» (Eger. Itiner. 16. 4b; ср.: Donner. 1979. S. 118. Anm. 122).

Паломница также сообщает о находке гробницы И., место к-рой было открыто в видении некоему монаху. В одной пещере нашли камень с «вырезанным на его крышке: Иов»."В честь этого Иова была в этом месте выстроена церковь. и притом выстроена так, что камень с телом не был передвинут на другое место, но тело лежало там, где было найдено, и было прикрыто престолом". Строительство церкви над этим местом ко времени Эгерии еще не было завершено (Eger. Itiner. 16. 5−6; см. также: Erman. 1892). О паломничестве к местам, связанным с И., в 397 г. пишет свт. Иоанн Златоуст: «…многие ныне предпринимают дальний и морской путь и с концов земли отправляются в Аравию, чтобы увидеть это гноище и, увидев, облобызать землю, которая была поприщем подвигов этого венценосца» (Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 5. 1). Феодор Мопсуестийский, хотя и считал Книгу Иова притчей, не имеющей исторического ядра, не возражал против паломничества в Аравию, где можно увидеть дом, могилу И. и места, связанные с ним (мнение Феодора приводит несторианский автор Ишодад Мервский (ок. 850) (Isodad Meruens. In Job comm. Prol. // CSCO. Vol. 230. Syr. T. 97. P. 277−278)). (О существующей традиции, связанной с И. в Шайх-Сааде, см.: Donner. 1979. S. 119.)

Недалеко от места паломничества был мон-рь, построенный в VI в. и получивший название Дейр-Айюб. О др. раннехрист. храмах, посвященных И., известно мало. В надписи из Босры сообщается, что местный архиепископ при имп. Юстиниане и его жене Феодоре построил «дом святого и победившего Иова» (Le Bas P., Waddington W. H. Voyage arche’ologique en Gre`ce et en Asie Mineure: Fait pendant les anne’es 1834 et 1844. P., 1870. Vol. 3. Pt. 1. N 1916a). При этом речь могла идти о построенном при Юстиниане доме нищих (Leclercq. 1927. col. 2568). И. становится покровителем больниц, прежде всего лепрозориев. В V в. в Эдессе возле юж. городских ворот, около «источника Иова», воды к-рого исцеляли проказу, был лепрозорий (ср.: Dols M. W. The Leper in Medieval Islamic Society // Speculum. 1983. Vol. 58. P. 904−905). Той же цели служила названная в честь И. постройка (Р naТj toа dikaЂou0Iлb) за пределами Антиохии, «нищие» из к-рой были изгнаны подальше от города патриархом Домном III «из отвращения к ним» (см. в приписанном визант. агиографу X в. Никифору Урану житии прп. Симеона Столпника (Дивногорца) — PG. 86. Col. 3057).

И. посвящено неск. произведений визант. писателей и отцов Церкви: 4 Похвальных слова, приписываемые свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 939d — 939g), гомилия и 2 речи свт. Иоанна Златоуста (BHG, N 939n — 939t), 3 речи Леонтия, пресв. к-польского (BHG, N 939h — 939k).

На Западе. В средние века почитание Иова получило распространение в Венеции, в Вероне, в местности Брианца (пров. Ломбардия, Италия) и в герц-стве Люксембург (до 1354 графство). В частности, И. посвящена ц. Сан-Джоббе в Венеции (XV в.). К И. обращались за исцелением от кожных заболеваний, проказы и чумы, в кон. XV в.— также от сифилиса. Кроме того, в XV—XVI вв.И. почитался как покровитель музыки и музыкантов, возможно из-за содержащейся в Книге Иова фразы: «И цитра моя сделалась унылою, и свирель моя — голосом плачевным» (Иов 30. 31), а также в связи с упоминанием музыкантов в апокрифическом «Завещании Иова».С кон. XIV в. в Венеции и др. городах Сев. Италии возникали братства, посвященные И., к-рые в основном занимались раздачей милостыни, но также могли объединять гильдии музыкантов, избравших И. своим св. покровителем (Denis. 1952; Idem. 1957; Brennecke. 1954).

У славян не сохранилось достоверных сведений о почитании И., но известно, что на Руси в честь библейского праотца при пострижении в монашество были наименованы святые XVI—XVII вв.: свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси, прп. Иов Почаевский, прмч. Иов Ущельский и прп. Иов Анзерский. Над могилой прмч. Иова Ущельского в 70-х гг. XVII в. во имя И. была установлена часовня. Во имя И. были также освящены: придел Казанской ц. в с. Горбове близ г. Рузы (1644), церкви в Тихвине (1856) и на Волковом кладбище в С.-Петербурге (1887).

В ХХ в. развитию почитания Иова способствовало прославление в лике святых св. страстотерпца российского имп. Николая II Александровича, к-рый род. в день памяти И. В память о российской царской семье были освящены храмы во имя И. в Брюсселе (освящен в 1936) и в Царственных страстотерпцев муж. мон-ре в урочище Ганина Яма (освящен в 2003). Также во имя И. освящены храм при Доме милосердия в Минске (освящен в 2002), в г. Ургенч (Узбекистан, освящен в 2008), часовня в СИЗО-1 в Красноярске (освящена в 1998).

Фрагмент статьи из 25-го т. «Православной энциклопедии», с. 246−253

http://www.sedmitza.ru/text/1 158 652.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика