Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн и композитор Сергей Прокофьев включили в кинофильм «Иван Грозный» (1944−1945) древнерусское «Пещное действо» — литургическую драму, исполнявшуюся в православных соборах за неделю до праздника Рождества Христова. Представление рассказывало о чудесном спасении трех отроков из огненной печи, в которую они были брошены Вавилонским царем Навуходоносором за отказ поклониться идолам. Главными героями действа были праведные отроки, спускавшийся «с небес» при помощи специального механизма ангел, нечестивый царь и его слуги — халдеи. Игрой актеров, полетом ангела, пением хора и сложными пиротехническими эффектами руководил протодиакон. В древности во время Пещного действа три отрока пели ирмосы — церковные песнопения. Архивные исследования, осуществленные сотрудниками Музея музыкальной культуры имени М.И.Глинки Мариной Рахмановой и Ириной Медведевой, показали, что Эйзенштейн и Прокофьев создали новые текст и музыку для Пещного действа. Во 2-й серии «Ивана Грозного» в Пещном действе участвуют три отрока и халдеи. По сюжету фильма Митрополит Московский Филипп (Колычев) попытался использовать присутствие царя Ивана Грозного на Пещном действе в Успенском соборе Кремля, чтобы добиться отмены опричнины. «Как Навуходоносор жжешь, Иван, ближних своих огнем», — говорит Митрополит, обличая «языческие деяния» царя. Увлеченный действом маленький зритель — царевич Димитрий — думает, что взрослые — митрополит Филипп и царь Иван — играют в ангела и Навуходоносора. В напряженный момент, когда царский гнев обрушился на святителя, дитя показывает на взбешенного тирана и спрашивает: «Мамка, это грозный царь языческий?». Здесь Эйзенштейн включает в кадр фреску Рождества Христова на стене собора. Изображение Рождества Христова напоминает об убиенных Иродом вифлеемских младенцах, и как бы случайно Эйзенштейн показывает царевича Димитрия рядом с Младенцем Иисусом и Божией Матерью. Именно для того, чтобы подчеркнуть духовную символику фильма, кинохудожник прибегает к анахронизму: причисленный Церковью к лику святых Димитрий был не первым, а последним сыном Ивана IV. Объединяя Пещное действо, Рождество Христово, образы святителя митрополита Филиппа и страстотерпца царевича Димитрия, классик отечественного кинематографа создает своеобразную икону мученичества за веру. Параллель с Пещным действом присутствует и в фильме «Александр Невский» (1938). Придавая фильму форму древнерусского церковного действа, Эйзенштейн использует летописные сведения о сожжении крестоносцами православных детей в Снетогорском и Мирожском монастырях близ Пскова, а также исторический факт освобождения Александром Невским псковских детей-заложников, захваченных католическими монахами. Въезжая в освобожденный Псков Александр Невский берет на руки спасенных детей: святой воин подобен ангелу, спасшему отроков из огненной печи, в которую дети были ввергнуты врагами истины. Присутствие церковной символики в фильмах, созданных в условиях жесткой атеистической цензуры, свидетельствует о неразрывной связи выдающихся явлений русской культуры с Православием.