Русское Воскресение | Станислав Минаков | 17.05.2011 |
Есть в калужской области небольшой городок Боровск. Красивое и тихое название, происходящее должно быть, от слова «бор», то есть лес. Когда его слышишь, что-то уютное сворачивается в сердце, образ какого-нибудь гриба-боровичка. Cложилось так, что сначала мне привелось несколько раз в жизни окунаться в источник Пафнутия Боровского близ Оптиной в реликтовом сосновом лесу, и лишь потом прибыть на поклон к самому Пафнутию, в Рождества-Богородичный монастырь, в древний городок Боровск. Мне повезло: удалось с друзьями-паломниками поселиться в большом деревянном доме в непосредственной близости от древней прославленной обители, известнейшей и весьма почитаемой в Московском княжестве уже при жизни преподобного. Из моего окошка со второго этажа был виден Храм Рождества Богородицы, в коем под спудом покоятся святые мощи богоносного старца Пафнутия.
5(18) июля 1610 г. самозванец, «Тушинский вор» (Лжедмитрий второй), идя на Москву с поляками и литовцами, с помощью изменников, обнаружившихся среди защитников монастыря, взял обитель. 12 000 войска и вся братия, и укрывшиеся окрестные жители, находившиеся в монастыре, были перебиты, возглавлявший воинство князь Михаил Волконский был убит в бою в Соборной церкви. «Велие же чудо Бог показа над тем убиенным, — сообщает летописец, — того же князя Михаила кровь скребляху и мыша, но не можаху тое крови ни соскресть, ни смыти». Погибли вместе с братией настоятель монастыря архимандрит Никон и находящийся на покое в Боровской обители защитник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иоасаф. Все богатства были расхищены. Но все же процветанию монастыря не помешало и троекратное разграбление его наполеоновской армией в 1812 г.
* * *
Преподобный Пафнутий родился около 1395 г. в селе Кудиново недалеко от города Боровска. Родители его Иоанн и Фотиния, прах которых ныне покоится в часовенке на холме, на городском кладбище города, в прямой видимости Рождества Богородицы Пафнутиевой обители, были люди благочестивые и богобоязненные, воспитавшие своего сына, названного в крещении Парфением, в страхе Божием и благоговениии. Дед преподобного был татарским баскаком, принявшим Православную христианскую веру с именем Мартин, и оставшимся жить на Руси в пожалованном ему с. Кудиново.
Более 63 лет длился иноческий подвиг святого Пафнутия. О его жизни сохранилось два жизнеописания, составленных учениками: «Житие преподобного Пафнутия Боровского» Вассиана Санина, епископа Ростовского (родного брата преподобного Иосифа Волоцкого (тоже Санина), который стал самым известным учеником Пафнутия Боровского) и «Сказание о кончине преподобного Пафнутия Боровского» старца Иннокентия.
С детских лет Парфений был тих и смиренен, любил уединение и молитву, чтение священного писания и жития святых угодников Божиих. Поэтому, в возрасте около 12 лет он поступил в Высокий (от названия села Высокое, находящегося на высоком берегу реки Протвы) монастырь Покрова Божией матери, расположенный недалеко от Боровска и принял монашеский постриг с именем Пафнутий. Свыше 20 лет подвизался здесь преп. Пафнутий. Его наставником 7 лет был ученик преп. Сергия Радонежского преп. Никита Серпуховской, приведенный из серпуховского Высоцкого Зачатьевского монастыря на покой в Боровскую обитель. Пафнутий из юного послушника превратился в опытного монаха и был избран братией и Боровским князем в игумены. Освящение его и возведение в игуменский сан совершал сам преосвященный Фотий, митрополит Киевкий и всея Руси.
Около 1440 г. Пафнутий тяжко захворал и принял Великую схиму, готовясь к кончине. Однако восстал от болезней и удалился из монастыря с одним из своих учеников, в поисках нового места своего служения Богу. Он побывал в Троице-Сергиевой Лавре, в Оптиной Пустыни. Но по молитвам выбрал место недалеко от его прежней обители, на другой стороне реки Протвы, где сейчас находится монастырь Рождества Божией Матери. В 1444 г., когда вокруг подвижника собралась братия, и был построен главный храм, и образовалась новая обитель — монастырь преподобного Пафнутия, который сам отец называл домом Пречистой Божией Матери.
До глубокой старости, свыше 30 лет подвизался Пафнутий на этом святом месте. Высокий авторитет монастыря и его основателя сложился еще при жизни Пафнутия.
Преподобный отец Пафнутий тихо преставился 1 мая (по старому стилю) 1477 г. — в семь часов вечера, за час до захода солнца, как свидетельствует описатель его жития, прожив 82 года, угодив Богу постническим своим житием и собрав братию 95 человек. Господь совершил через Своего угодника множество чудес, оставив на века потомкам святую память о нем и пример богоугодной жизни, сохраняя и возрождая его обитель многократно от разорения и опустошения.
* * *
Первый каменный собор в Рождества Богородицы Пафнутиевом монастыре освещен 26 октября 1466 г., ныне на его месте второй каменный собор, построенный в 1580-х гг. Храм пережил трудную судьбу: будучи расписанным знаменитым Дионисием с артелью (по приглашению самого Пафнутия), впоследствии был вынужденно разобран и заново сложен. Фрески утрачены, лишь несколько каменных блоков старой постройки с уцелевшими фрагментами фресок обнаружены во время реставрации второго собора, и теперь хранятся в Боровском музее.
Украшал эту церковь также Митрофан-инок, — возможно, дионисиев учитель. Биограф указывает, что глава артели не мог приступить к работе из-за хворобы. Старец сказал ему: «Дионисий, Бог да благословит тебя начать благое дело. Бог и Пречистая Богородица помогут твоим ногам стать здоровыми». Он же, веру имея словам блаженного, с радостью начал дело, и болезнь тотчас отошла.
* * *
Отец Пафнутий имел дар по виду человека познавать, кто какою страстью побежден, провидел прошлые грехи человека и будущие события. Блаженный отец говорил, что человека может спасти одна милостыня, если он законно живет. Пафнутий изгонял бесов из бесноватых, поднимал молитвами людей со смертного одра и даже исцелил прокаженного, покрытого гноем и разъедаемого червями. Об окропленном им святой водой умиравшем княжеском ребенке было сказано: «Немедленно, словно руками, была вынута из него злая болезнь».
В понедельник и в пятницу преподобный ничего не ел, в среду употреблял сухую пищу, а в прочие дни вкушал с братией. И всегда прилежал к тяжелому труду: рубил дрова и на плечах носил и в огороде землю возделывал, и воду носил для поливки, при строительстве собора таскал тяжелые камни. Мог поститься и насыщаться, иметь изобилие и бедствовать, но во всем больше любил нищету и скудость. Пищу же всегда просил такую, чтобы братии угодить, а сам всегда худшее выбирал. И одежды его — мантия, ряса, кожух, сандалии были такими, что ни одному из нищих не годились бы. Перед кончиной батюшка сказал келейнику Иннокентию: «А гроба дубового не покупай. На те шесть денег калачей купи да раздели нищим. А меня лубком оберни да. положи».
Беседа его была проста и усладительна. Не разрешал преподобный к телу своему никому прикасаться и сам ни к кому не прикасался. На службе ни единого стиха не пропускал молча, всегда пел вместе с братией. И был у него обычай: прежде чем священник, свершавший богослужение, не выйдет из алтаря, не покидал он церковь, не приняв благословения.
Сильным мира сего не попускал приближаться к вратам обители. Мог запретить пускать к себе посланников даже от Иоанна Грозного. Набожный князь Дмитровский, Можайский, Серпуховской, сын великого князя Московского Василия Темного Георгий Васильевич (1441—1472) говаривал: «Как пойду на исповедь к отцу Пафнутию, ноги у меня подгибаются».
* * *
Если взглянуть на самую известную икону преподобного Пафнутия Боровского, то отметим его позу — человека, особым молитвенным образом взирающего на Небеса, на являющемуся Господа.
В той же примерно «глядящей» в космос позе воплощен в новом памятнике в центре Боровска и К. Э. Циолковский. По моим наблюдениям, в этом городе что-то очень способствует вглядыванию в Вечность и Бесконечность. Тут даже кошки смотрят в Космос.
Известно, что в Боровске, неофициальной столице старообрядчества и по сей день, известной именами протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, Константин Циолковский жил и преподавал 12 лет, создал семью, приобрел нескольких друзей, написал свои первые научные работы. В это время начались его контакты с российским научным сообществом, вышли первые публикации.
К 150-летию со дня рождения К. Э. Циолковского в Боровске был открыт новый памятник на месте ранее разрушенного. Памятник выполнен в лубочно-фольклорном стиле и изображает ученого сидящим в валенках на пеньке и смотрящим в небо. Копия установлена в г. Брисбене (Австралия), около входа в Обсерваторию на горе Кутта.
Памятник, по моему разумению, очень живой и теплый, человечный. Если кому-то не нравится лиризм воплощенного персонажа, то с той же точки можно бросить взгляд в сторону Благовещенского храма, чтоб у видеть на стене портрет отца русских космистов в привычном нам облике, с цитатой из его письма. И, для компенсации серьеза, на этом же доме — фигуру местного жителя с гигантским огурцом в руках и надписью «Во молодец наш огурец!». И ниже — теплые стихи Эльвиры Частиковой:
За окошками с цветущими геранями
Проживают те же, что и ранее,
Не прервавшие традиции хорошие,
Огородники, руками в землю вросшие.
Все эти картинки — на многих домах городка — сотворил с согласия местного руководства улыбчивый патриотичный художник Владимир Овчинников, из росписей которого, фактически представляющих «параллельный город» (так и называется проект художника и поэтессы), мы узнаем немало об истории и внутренней жизни Боровска. Это и портрет адмирала Сенявина, и братьев Полежаевых, немало потрудившихся на местной производственной и градостроительной ниве, и что немаловажно для соединения веков и поколений, — и «Князь Владимир Андреевич Храбрый, князь серпуховско-боровский, командовал засадным полком в Куликовской битве (1380), в 1408 г. руководил оборотной Москвы от татарских войск». И батальные изображения «Подвиг князя Волконского в 1610 г.», изображение фрагмента памятника Мартоса с Красной площади Москвы «Воевода князь Дмитрий Пожарский руководил отражением литовско-польской интервенции в Боровском уезде в 1615—1618 гг.», и герб Боровска, и даже «глобус Боровска во всю стену большого дома», и даже панорама в местной гостинице «Прибытие Козьмы Пруткова в Боровскъ», а также потрет знаменитого литературного мистификатора и надпись «здесь 31 июня останавливался Козьма Прутков и прутковед Дмитрий Жуков, неоднократно проходя мимо».
Особо отметим настенную роспись «Михаил Бренок — двойник Дмитрия Донского в куликовской битве. Погиб под Знаменем». Ниже приписано: «Церковь в с. Красное построена Челищевыми, ведущими свой род от Бренка».
Нам удалось подъехать к храму Архангела Михаила в Красном, что практически на окраине Боровска, поговорить с молодым батюшкой, увидать установленный тут памятный камень русскому герою. Тот остро и тоже тепло чувствуется временная связь, словно и не было шестисот лет, и кажется, что вот-вот из-за леска, у которого пасутся на поле коровы, покажется пеший или конный отряд отважного воина Михаила Бренка, сложившего голову за наше Отечество.
У Бога нет времен, Он сохраняет всё: все павшие за други своя, все святые пребывают в Его горсти вечно. Но чтобы ощутить эту тонкую связь, необходимо стремиться сердцем к нашим дорогим городкам, коих немало разбросано по Руси. Но, конечно же, Боровск — один из самых памятных камушков в драгоценном ожерелье России.
Возвышенно и поэтично говорит Акафист этому подвижнику! «Отче Пафнутие Богоносе. смирил еси злоначальнаго врага; / радуйся, яко посрамил еси бесов полки; / радуйся, монашествующих светильниче пресветлый и столп терпения.. Веселится отечество твое и град тебе воспитавый, / и красуется пустыня, в нейже подвиги своя и труды скончал еси / и победы венцы восприял еси…»
Память Пафнутия Боровского, канонизированнного в лике святых Макарьевским собором в 1547 г ., совершается в православной церкви 1 (14) мая.
Если будете в Боровске, то обязательно окунитесь в источник преподобного, который находится в лесу у монастырской стены, над тем самым прудом, где иноки, посланные блаженным отцом Пафнутием, получили преизрядный улов, коего не бывало ни до, ни после.