Русская линия
Накануне.ruСвященник Алексий Дарашевич28.04.2011 

«Пасха — это волна тепла и света, которая накрывает человека с головы до пят»

К празднику Пасхи некоторые считают себя непричастными. Пасха 2006«Ведь это надо было поститься, в церковь ходить, выполнять все другие предписания», — говорят они. С этим не поспоришь, но, с другой стороны, как говорят священники, этот пробел можно восполнить, если посещать службу пасхальной светлой седмицы. Это, по их словам, и есть возможность взглянуть на мир другими глазами. О том, почему Воскресение Христово можно считать историческим событием и как этот праздник нужно отмечать сегодня, Накануне.RU рассказал настоятель храма Живоначальной Троицы в Поленово, священник Алексий Дарашевич.

 — В последнее время в России получили широкое распространение свидетельства древних историков о Воскресении Христа. Расскажите, пожалуйста, о них.

- Сейчас, по данным ученых, существует около 230 достоверных свидетельств разных писателей и историков древности, которые подтверждают Воскресение Христово. Среди них и Иосиф Флавий, и многие другие. В православной литературе, которая издается у нас, неоднократно приводились свидетельства сирийского врача Ейшу, или Эйшу, который лечил Пилата и вообще был близким к нему человеком. Он оставил после себя много трудов по медицине, и современные историки ставят его в один ряд с Гиппократом, Цельсом, и другими великими медиками далекого прошлого. Ейшу описывает, что был свидетелем погребения Христа, а затем по поручению Пилата он с вечера накануне Воскресения находился вблизи гроба вместе с пятью своими помощниками. Вот его слова: «Мы все — врачи, стража — были здоровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но он действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами». Ейшу описывает появления белого облака над гробом, потом появление светящейся фигуры человека, а затем как бы удар грома, от которого камень, закрывавший вход в погребальную пещеру, открылся сам собой. Вообще надо заметить, что Ейшу был большим скептиком, к христианству не имел никакого отношения и любил повторять: «Чего я сам не видел, то считаю сказкой». Но противники христианства, во все века отрицали не только сам факт Воскресения, но и факт существования Христа. Воинствующим атеистам, конечно же, хочется сказать, что это все дополнительные, позднейшие вставки в древние рукописи или вообще фальшивки, но считать так нет никаких оснований. Конечно, для верующих людей открыто гораздо больше свидетельств Воскресения Христа, чем может предложить безбожный мир. Они ценят и сохраняют эти свидетельства в своем сердце.

 — Вопрос, как правильно праздновать Воскресение, до сих пор в нашей стране остается актуальным. Многие посещает в этот день кладбища, что не предусмотрено церковным уставом, и подвергаются за это критике со стороны своих более «продвинутых» в церковных делах родственников и знакомых. Как нужно вести себя, чтобы светлый праздник Воскресения не стал поводом для ссор и распрей?

- Важно помнить, что к тем, кто ходит на кладбище в Пасху, Церковь, слава Богу, не относится категорически. Она не осуждает этих людей. Священники просто напоминают людям о том, что есть другой день — Радоница. Он приходится на вторник, который следует после Фомина воскресения, то есть через девять дней после праздника Воскресения. В этот день все священники идут и на сельские погосты, и на большие городские кладбища и там совершают пасхальное поминание наших усопших родных и близких.

 — А как Вы относитесь к утверждению о том, что ходить на кладбище на Пасху — это чуть ли не язычество?

- Церковь это не считает язычеством, потому что эта традиция родилась в годы, когда были закрыты практически все храмы. Были места, где на тысячи километров не было ни одной действующей церкви. А душа человеческая, даже и у некрещеных людей, все равно чувствует, что что-то произошло в это воскресенье и чувствует, что надо это как-то отметить и разделить радость со своими ушедшими предками. Несмотря на всю атеистическую пропаганду, люди знали и чувствовали, «что-то такое есть» и это чувство звало их сделать нечто такое, что соответствовало бы их настроению. Ну, а что можно было сделать в те годы? Только пойти на кладбище! Заметьте, что эту традицию никто не насаждал. Люди сами в разных местах начали так делать. Теперь так поступает уже третье или четвертое поколение, и делают они это потому, что так делали и прабабушка, и бабушка, и мама. Конечно, так поступать с точки зрения церковных канонов неграмотно, но это добрая традиция. Минус тут может быть только в том, если человек визит на кладбище предпочитает походу в храм. Если это человеку заменяет пасхальную службу, то получается подмена. Этой подмены не должно быть. Центр праздника, его сердце бьется именно в храме. Я бы никому не советовал ругать или обличать своих близких и знакомых за пасхальные посещения кладбищ. Надо просто объяснять и говорить об этом людям с терпением и спокойствием. Кстати, в этой ситуации есть еще одно обстоятельство. Многие и хотели бы пойти на погосты во вторник, но это рабочий день, и часто Пасха остается единственной возможностью побывать на родных могилах. У нас довольно много верующих людей во власти, но почему-то никому не пришло в голову сделать Радоницу нерабочим днем. Если когда-нибудь наши православные правители сделали бы это день выходным, то массовое пасхальное паломничество к местам погребения прекратилось бы довольно быстро.

— Многие из тех, кто только-только начинает свой путь к вере, пугаются столпотворения, которое случается вокруг храмов в Великую Субботу, когда идет освящение куличей и яиц и твороженных пасх. А ведь без них, как считается, и праздник не праздник. Что же делать?

- Конечно же, дело не в куличах и яйцах. А в том настроении, с которыми люди встречают этот праздник. Долгие годы верующие были счастливы уже потому, что встретили живым пасхальную ночь. Но даже в таких страшных условиях они очень радовались и вспоминали как самое дорогое, что им удавалось получить к празднику крашенное освященное яичко. Я считаю, что не надо поступать как сектанты и бояться каких-то вещественных знаков праздника. Они нужны, потому что человек сам вещественен. Церковь не склонна уничтожать плотское, напротив, она преображает его. Те же куличи и яйца могут принести утешение и большую радость человеку, который Великим Постом себя пригнетал и смирял. Господь не случайно дает телесную радость. Надо только, чтобы она имела свою меру. На эти вещественные предметы — куличи, пасхи и яйца — как будто бы падает отблеск света Христова Воскресения. Вот было обычное яйцо и вдруг оно засияло! В этом-то и радость! В этих вещественных признаках проявляется духовный смысл. Например, что такое твороженная пасха? Это загустевшее молоко, это пища младенцев во Христе. Отец Небесный всех нас, как маленьких детей, угощает лакомством, делает нашу жизнь радостнее. Это та отеческая любовь, которая, разливается в нас и помогает нам ощутить праздник. Не только духовное, но и все телесное сопричастно торжеству Воскресения. Это праздник всего сотворенного мира!

 — Как быть тем, кто хочет быть сопричастным празднику, но не постился и вообще давно не ходил в Церковь?

- Пасха — это не то время, когда нужно усиленно о чем-то думать, заставлять себя что-то читать, осваивать молитвы. Пасха — это всплеск, настоящий взрыв радости, волна тепла и света, которая накрывает человека с головы до пят. Это в пост надо было читать, думать и каяться. Лучше всего провести побольше времени в храме. Службы пасхальной светлой седмицы дают столько радостной, неземной и красивой энергии, что я бы посоветовал всем, если есть такая возможность, каждый день ходить на службу в дни светлой недели. Надо обязательно побывать в волнах этого света, этой красоты Божией. Эта волна перестраивает душу, озаряет ум и тогда наступает просвещение. Есть надежда, что это свет проникнет в закоулки нашего безбожного пещерного сознания, и мы начнем видеть окружающий мир по-другому. Обязательно сходите в храм!

http://www.nakanune.ru/articles/15 419/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика