Православие и современность | 23.04.2011 |
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав.
Тропарь праздника
«Ныне спасение миру — миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых: восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, — восходите и вы; Христос из гроба, — освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть. Отлагается ветхий Адам, совершается новый: если кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17); обновляйтесь.
…Пасха, Господня Пасха!» — говорит в своем Слове на Святую Пасху святитель Григорий Богослов. После Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы грядет совершенно особая пора в жизни Церкви — время великой радости о Воскресшем Спасителе.
Праздников праздник
В ряду всех христианских праздников Пасха занимает центральное место. По словам святителя Епифания Кипрского, это праздников праздник и торжество из торжеств. Воскресением Иисуса Христа из мертвых завершается Богочеловеческий подвиг спасения. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти Того, Кто по природе Своего Божества Сам есть воскресение и жизнь. Сокрушив державу смерти, Спаситель открыл путь к бессмертию, к вечной жизни. …Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное (Кол. 1, 18−20).
Как пишет литургист Г. Шиманский, «Христос воскрес и явился победителем смерти. Но и после Его воскресения смерть в человечестве временно еще продолжает косить свою жатву, переплавляя сосуды нашей души (тела) для воссоздания в день воскресения в новом, обновленном виде. И так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления, то наша душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева < > Наше тление в смерти есть путь к нетлению». Доказательством грядущего восстания из мертвых каждого человека и есть Славное Воскресение Христово. Вот почему такой восторг и ликование чувствует душа христианина в день Святой Пасхи!
Пасха страданий и Пасха Воскресения
Праздник Пасхи был установлен и праздновался уже в апостольские времена. Древняя Церковь соединяла в нем два воспоминания — о страданиях и воскресении Спасителя, и, таким образом, празднование длилось две седмицы. Первая седмица называлась Пасха Крестная, или Пасха страданий, она предшествовала дню Светлого Христова Воскресения. Вторая именовалась: Пасха Воскресения, и следовала уже после него. Пасха страданий чествовалась постом, Пасха Воскресения — отмечалась с великою радостью. После Никейского Собора в употребление входят привычные нам названия: Страстная и Светлая седмица, а сам день Воскресения Христова называется Пасхой.
«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…»
С апостольских времен богослужение на Пасху совершается ночью. Темные облачения духовенства сменяются белыми, а затем красными. В храме возжигается все освящение, верующие стоят с зажженными свечами в знак великой радости. Богослужение на Пасху и в продолжение всей Светлой седмицы совершается при открытых Царских, а также северных и южных вратах, символизируя то, что Господь Иисус Христос Своим Славным Воскресением открыл для человека Царствие Божие.
На пасхальной заутрене и утрене Светлой седмицы, как правило, не читают шестопсалмие, не совершается полиелей, не читается Евангелие и не поется великое славословие. Вместо псалмов во время богослужений на Пасху и всю Светлую седмицу поются особые стихиры, прославляющие Воскресение Христа и Его победу над адом и смертью. (Сохраняются только стихи из псалмов на «Господи, воззвах» и хвалитех.)
В знак особого молитвенного ликования Церковь совершает все богослужения почти не прекращающимся пением.
Перед началом пасхальной заутрени, за час или полтора, совершается полунощница. На 9-й песне канона Великой Субботы плащаницу, находящуюся на середине храма, уносят в алтарь и полагают на престол, где она остается до отдания Святой Пасхи в знак сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении.
Начало пасхальной заутрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма. Священнослужители облачаются во все священнические одежды. Настоятель вместе с диаконом кадит престол. После каждения духовенство в алтаре при закрытых Царских вратах поют трижды стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Когда стихира поется в третий раз, Царские врата отворяются, духовенство исходит на солею, а хор подхватывает: «И нас на земли сподоби…». Начинается крестный ход. Звучит трезвон. Крестный ход движется вокруг храма с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе.»
Крестный ход в Пасхальную ночь символизирует евангельские события, когда жены-мироносицы, узнав у Гроба Господня о Воскресении Христовом, поспешили в Иерусалим рассказать апостолам о случившемся.
А происходило это так. Женщины, которые присутствовали на Голгофе и при погребении Господа, по своей любви к Спасителю сожалели, что тело Христа не было помазано миром, как это полагалось по иудейскому обычаю. Поэтому они, проведя, по заповеди, субботний день в покое, на рассвете спешат ко Гробу, чтобы отдать последний долг любимому Учителю. Жены-мироносицы приходят ко Гробу и видят Ангела, сидящего на камне. …Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых.(Мф. 28, 3−7)
Жены-мироносицы поспешили в Иерусалим возвестить эту благую весть.
Итак, крестный ход, обойдя храм, останавливается на паперти или в притворе перед затворенными церковными дверями. Трезвон прекращается. Настоятель, взяв кадило и стоя лицом на восток, трижды крестообразно знаменует кадилом церковные двери и возглашает начало пасхальной заутрени: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице.»
На утрене поется Пасхальный канон — творение великого песнотворца преподобного Иоанна Дамаскина. Начало ирмосов каждой песни запевается в алтаре, а хор продолжает пение. После каждого тропаря поется припев «Христос воскресе из мертвых». Каждая песнь завершается повторением ирмоса. В заключение также поется тропарь «Христос воскресе из мертвых…».
Священник с диаконом на каждой песне канона совершает каждение алтаря, иконостаса и предстоящих. В левой руке у священника — крест и пасхальный трисвечник. Кадя молящихся, он приветствует их словами: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!».
После пения хвалитных стихир читается Слово огласительное на Пасху святителя Иоанна Златоуста.
«…Все-все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!
Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.
Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: „Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих“ (см.: Ис. 14, 9). Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?! (1Кор. 15, 55)…»
На Литургии положено читать 1-е зачало Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог… Читается оно несколькими священнослужителями на разных языках в ознаменование того, что апостольская проповедь распространилась по земле среди многих народов.
В конце Литургии совершается Чин освящение артоса. Артосом (в переводе с греческого означает «хлеб») называется большая просфора с изображением на ней креста или Воскресения Христова. Во время совершаемых на Светлой седмице крестных ходов с хоругвями, Евангелием и иконами несут также и артос. Исторически употребление артоса возникло в подражание Апостолам, которые по Вознесении Христовом на небо во время трапезы отлагали для Него часть хлеба и так представляли Его будто присутствующим среди них.
Совершается также освящение куличей, пасхи и яиц. Священник читает молитву из Требника: «Во еже благословити брашна, мяса во святую и великую неделю Пасхи». Во время крапления святой водой поются песнопения Пасхального канона.
Подготовил Денис Каменщиков
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56 915&Itemid=3