Патриархия.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 23.04.2011 |
Ко дню Светлого Христова Воскресения «Российская газета» (федеральный выпуск № 5463 от 22 апреля 2011 года) публикует статью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Светлая радость, которой проникнуты пасхальные дни, неизменно связана в сознании современного человека с торжественным возгласом, звучащим в этот период в православных храмах: «Христос Воскресе!» и неизменным ответным восклицанием: «Воистину Воскресе!»
Эти слова являются кратким, но очень емким выражением важнейшего положения христианской традиции. Они ясно и весомо свидетельствуют о преемственности веры Церкви, на протяжении тысячелетий передающей из поколения в поколение свидетельство апостолов об одном из судьбоносных событий в истории человечества. Их Господь и любимый Учитель, преданный на страшные муки, претерпевший позорную смерть, тело Которого они видели окровавленным, распятым и погребенным, преодолел смерть. Своей Божественной силой Христос победил тление и восстал из гроба, после чего явился знавшим Его прежде людям.
Эта встреча с Воскресшим Спасителем была настолько поразительной и реально ощутимой, что пережившие опыт этого общения и принявшие дары Святого Духа в день Пятидесятницы изменились внутренне, став из простых и робких рыбаков пламенными проповедниками Истины и мужественными апостолами, готовыми отдать свою жизнь во имя торжества Божией Правды.
Объективное историческое свидетельство о свершившемся событии, запечатленное в Евангельском повествовании, — это фундамент учения Церкви и семя всей христианской цивилизации. Значение этого факта настолько велико, что святой апостол Павел писал христианам одной из основанных им православных общин: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14).
Воскресение как явное знамение силы Божией полагает печать подтверждения на все, что сказал и сделал Господь Иисус. Вместе с тем Евангелие содержит высочайшее учение о нравственности, о том, как нам следует поступать в согласии с волей Божией.
Однако неверным было бы считать Евангелие сборником морализаторских наставлений. Предлагаемое учение о нравственности зиждется на явлении нам Христа. Оно позволяет узреть Его Личность — Личность Бога, ставшего человеком и прошедшего все степени отчуждения ради блага каждого из нас.
Божественное величие и духовная сила образа Христа Спасителя были очевидны даже для Его оппонентов: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7, 46), — признавали Его противники, и это действительно так. Господь Иисус говорил о Себе как о ком-то гораздо большем, чем духовный лидер, учитель мудрости или даже пророк. Он утверждал, что Он был с Отцом прежде бытия мира; что Он будет судить все народы в последний день; что Он есть свет миру и всякий, кто последует за Ним и доверится Ему, обретет вечную жизнь.
Воскресение удостоверяет непреложную верность всех этих слов и дает нам возможность, вверив Господу свою жизнь, обрести обещанное Им вечное спасение.
Благодаря встрече с Христом мы получаем силы для внутреннего преображения, способность изменить вектор своего бытия в направлении к Богу. Для этого необходимо осознать ответственность перед Высшим Судом Истины за все совершаемые поступки, слова, даже мысли и желания. Ибо, несмотря на то что все люди наделены неотъемлемым даром свободного выбора, они далеко не всегда используют его себе во благо, и потому результаты некоторых принимаемых решений могут быть весьма плачевны. Во Христе Бог, не желающий лишить нас свободной воли, смиренно принимает на Себя наши грехи. Воскресение неразрывно связано с Искуплением. Теперь любой грех может быть очищен, ибо он искуплен кровью Спасителя, как только человек с искренним покаянием и верой обратится к Господу. Какие бы скверные, постыдные, преступные дела ни были бы у человека в прошлом, он может обрести у Бога прощение за все — и начать жизнь с чистого листа. Один из самых известных христианских святых святитель Иоанн Златоуст указывает: «Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малой каплею».
Этими словами утверждается вселенский характер Голгофской Жертвы. Однако Искупление, завершившееся победой над смертью, приобретает значение для нас только тогда, когда мы готовы лично принять и усвоить его плоды, делом явив свою решимость следовать за Совершителем спасения. Именно об этом говорит апостол: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 20).
Этот кардинальный поворот от греха к праведности, от смерти к жизни, и явлен нам праздником Пасхи. Тем не менее он не может совершиться только человеческими силами. И мы знаем, что на помощь нам приходит Сам Христос, Который незримо, но реально и действенно пребывает в Своей Церкви. В ее Таинствах, в ее молитве, во всей ее литургической жизни мы можем ощутить Его благодатное присутствие и Его поддержку.
Приобретая опыт духовного общения с Основателем и Главой Церкви, мы явственно осознаем непреходящее значение Его слов: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). В этом же убеждают нас события нашей истории: несмотря на все предпринимавшиеся попытки уничтожить Церковь, заставить ее замолчать, возвещение «Христос Воскресе!» звучало даже в самые страшные годы богоборчества. Миссия Церкви остается неизменной, как неизменна Истина, как неизменен Господь, Который, по Своему непреложному обетованию, пребывает с Церковью во все дни до конца времен.
Воскресение озаряет нас светом вечной надежды. Оно является началом совершенной победы над всеми последствиями греха. Более того, эта пасхальная радость уже пребывает в сердцах верующих людей, помогая им в испытаниях, трудностях и скорбях, наполняя нашу жизнь подлинным смыслом.
Пусть же эта радость и эта надежда войдут сегодня в каждое сердце, делая его открытым Истине и добру.
Воистину Воскресе Христос!
|