Интерфакс-Религия | Елена Малер-Матьязова | 23.04.2011 |
Среди многочисленных христианских реликвий существует несколько особых святынь, имеющих прямое отношение к произошедшей два тысячелетия назад искупительной жертве Христа. Их принято выделять в отдельную группу реликвий, называемых «орудиями Страстей Христовых», к которым относятся животворящий Крест Господень, его гвозди и титло, Терновый венец Спасителя и копье Лонгина. Эти святыни с большим благоговением почитаются всем христианским миром, особенно в дни Страстной седмицы, когда к местам их пребывания со всего мира стекаются толпы паломников.
Какова же история реликвий Искупления, и где находятся эти святыни в современном мире?
Обретение этих, как и всех евангельских, святынь произошло в IV веке в результате осуществленного византийской царицей Еленой паломничества в Палестину и раскопок мест евангельских событий, на несколько веков оказавшихся сокрытыми, в том числе под построенными над ними святилищами почитаемых богов римского пантеона. Но царице Елене удалось обрести эти святые места, и прежде всего — место Голгофы и Гроба Господня, после того, как по ее приказу языческие святилища были разрушены, и под ними были произведены раскопки.
Согласно христианскому преданию, на месте Голгофы были обнаружены три креста, несколько гвоздей и титло — находящаяся над головой Христа табличка с буквами «INRI», означающими «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Крест Господень был опознан благодаря произошедшему от него чуду: согласно одним сведениям, каждый из найденный крестов был приложен к тяжелобольной женщине, которая от соприкосновения с одним из них исцелилась; по другим сведениям, кресты были приложены к проносимому в это же время мимо умершему, который от соприкосновения с одним из них воскрес. Что же было дальше с обретенными Крестом Господним, его гвоздями и титлом с буквами «INRI»?
Крест Господень
После обретения великой святыни царица Елена приказала разделить древо Животворящего Креста на две части и одну из них оставить в Иерусалиме, а другую отправила в столицу своей Империи. Иерусалимская часть Креста на протяжении нескольких веков хранилась в иерусалимском храме Гроба Господня. В VII веке она была временно увезена в Персию опустошившим Палестину персидским царем Хозрой, но вскоре, после его смерти, вновь возвращена в Святой город византийским императором Ираклием. Однако позже из-за опасности постоянных набегов на Иерусалим со стороны иноверцев хранящийся в нем фрагмент Креста Господня по решению христиан был разделен на частицы, которые были разосланы в самые разные страны Европы. Об этом в своей «Краткой истории Животворящего Древа» в XII веке написал кантор храма Гроба Господня Анселл: «Народ неверных настолько подавил христиан, что имя Христово намеревались искоренить и память о Кресте и Гробе уничтожить, христиане, посовещавшись, разрезав, разделили на много частей и по церквам верных распределили».
На обратном пути из Иерусалима в Рим царица Елена остановилась на Кипре, где основала монастырь Животворящего Креста — Ставровуни, в котором поместила частичку обретенной ею святыни, так и хранящуюся там с IV века до наших дней. В Риме привезенная из Иерусалима святыня была помещена в Сессорианском дворце царицы Елены, после ее смерти с ее же согласия перестроенном в базилику Святого Иерусалимского Креста. Там в специальном реликварии она и находится вплоть до наших дней, причем считается одним из самых больших сохранившихся фрагментов Креста Господня. Еще одна небольшая частичка Креста находится в другом соборе Рима — в Латеранской базилике Святого Иоанна. От римской части Креста Господня был отделен фрагмент для новой столицы империи — Константинополя. Вместе со всеми остальными евангельскими святынями он хранился в фаросском храме Пресвятой Богородицы в императорском дворце, но по прошествии времени, при императоре Константине Багрянородном, специально для него был создан особый реликварий — Лимбургская ставротека. Там он и находился вплоть до 1204 года, пока в результате печально известного IV крестового похода Константинополь не был разграблен крестоносцами, и его святыни оказались в разных странах Западной Европы.
Так, известно, что император провозглашенной крестоносцами Латинской империи Балдуин II передал одну из частиц Животворящего Креста вместе со многими другими святынями королю Франции Людовику IX. Она была помещена в воздвигнутую в центре Парижа специально для привезенных христианских святынь Святую часовню (Sainte Chapelle), а после произошедшего в XIX веке закрытия часовни перемещена в сокровищницу собора Парижской Богоматери. Там она хранится до сих пор, причем в обычные дни доступ к святыне закрыт, она выносится для поклонения верующих лишь в Страстную пятницу и каждую первую пятницу месяца. Еще одна частица Креста Господня была также подарена императором Латинской империи Балдуином II герцогу Австрии Леопольду V, который передал святыню в австрийский католический цистерцианский монастырь XII века Святого Креста Хайлигенкройц. Этот фрагмент Животворящего Креста считался самым большим в Европе из лежащих севернее Альп, в связи с чем во времена Средневековья обитель стала центром массовых паломничеств. Частица Святого Креста находится в ней и по сей день, в связи с чем там организовывается праздничная процессия каждое первое воскресенье после дня Крестовоздвижения.
Среди других мест, в которых по прошествии времени оказались фрагменты Креста Господня, стоит отметить один из самых древних монастырей Испании — францисканский монастырь Святого Торибио в Кантабрии. Несколько частиц Креста Господня с XII века хранится в Баварии, в монастыре Шейерн, где дважды в год проходят праздничные торжества: в день Обретения Креста и в день Крестовоздвижения по католическому календарю. Небольшой фрагмент Креста находится и на иконе Святых Константина и Елены в греческой православной сокровищнице храма Гроба Господня в Иерусалиме — там, где десятки веков назад он и был обретен. Наконец, стоит напомнить, что весной 2006 года частица Животворящего Креста патриархом Алексием II была передана космонавтам 13-й экспедиции МКС и доставлена на околоземную орбиту, где, по словам патриарха, «Крест Господень будет облетать Землю и защищать космонавтов, работающих на станции, а также всех землян от бед и катастроф».
Гвозди Креста Господня
Вместе с Крестом Господним в IV веке царицей Еленой были обретены и его гвозди, которые со временем также были распространены по всей Европе. При этом нужно иметь в виду, что с первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни. По преданию, царица Елена оставила один из обретенных ею гвоздей в Иерусалиме, а другие отправила своему сыну императору Константину. Об этом сохранились сведения историка V века Феодорита Кирского: «Что же касается до гвоздей, то некоторые она вбила в шлем царя, заботясь о голове своего сына, чтобы от нее отражались неприятельские стрелы, другие вковала в узду его коня, имея в виду и безопасность царя…»
В наше время известно несколько мест, в которых находятся обретенные в IV веке гвозди. Один из них со времен царицы Елены хранится в Риме, в базилике Святого Иерусалимского Креста, а другой — с тех же времен — в кафедральном соборе Святого Петра города Трира в числе сокровищ «Трирского переносного алтаря». Известно о нахождении иерусалимского гвоздя в церкви Святого Пантелеимона в Венеции, где он хранится в специально построенной и соответствующим образом названной капелле Святого Гвоздя. Один из гвоздей Святого Креста является главной реликвией миланского собора Рождества Богородицы XIV века. Причем, по сведениям его служителей, это тот самый гвоздь, который был помещен царицей Еленой в подкову коня императора Константина, утерянный и через некоторое время обнаруженный святым Амвросием Медиоланским. Эту реликвию демонстрируют всего лишь раз в году, 14−15 сентября, а все остальное время на место ее хранения указывает красный луч на стене. Другой гвоздь, помещенный царицей Еленой в удила коня императора Константина, по имеющимся сведениям, находится в соборе Святого Сиффрена во французском Каприантре. Также вместе со многими другими реликвиями святынями один из иерусалимских гвоздей с XIII века хранится в соборе Парижской Богоматери. Есть данные, что с XVIII века один из святых гвоздей хранится в Стамбуле, в соборе Святого Георгия на территории Константинопольского патриархата. И, наконец, по сохранившемуся преданию, один из иерусалимских гвоздей в IV веке оказался в Грузии — он был послан самим императором Константином грузинскому царю Мириаму, крестившему грузинский народ и провозгласившему христианство государственной религией страны. Эта реликвия на протяжении многих веков хранилась в Грузии, а в XVII веке грузинским царем Арчилом Вахтанговичем, принявшем русское подданство, была привезена в Россию. По указу Петра I, иерусалимский гвоздь был передан в кремлевский Успенский собор Московского Кремля, в алтаре которого он и хранится.
Титло INRI
Вместе с Животворящим Крестом было обретено и почитающееся как реликвия его титло — дощечка с написанной по приказу Понтия Пилата аббревиатурой INRI, означающей «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (Iesus Nazareus Rex Iudaorum). Согласно одним сведениям, титло Креста Господня долгое время хранилось в храме Воскресения в Иерусалиме и было вывезено оттуда лишь во время крестовых походов. Согласно другим, после обретения это титло было привезено царицей Еленой в Рим, где было помещено в базилике Святого Иерусалимского Креста. Об истории титла сохранились записи Стефано Интессуры, рассказывающие, что в 1492 году во время реставрационных работ в базилике Святого Креста был обнаружен фрагмент титла, замурованный в одной из арочных дуг храма. О его подлинности свидетельствовала найденная вместе с ним запись с печатью папы Римского Луция II, в связи с чем через некоторое время, в 1496 году, папа Александр VI официально признал этот фрагмент подлинным. Сохранившиеся фрагменты титла в наши дни хранятся в базилике Святого Иерусалимского Креста и в Латеранской базилике Рима.
Терновый венец Христа
Помимо Креста Господня, его гвоздей и титла, в Иерусалиме была обретена еще одна святыня, связанная с крестной жертвой Спасителя — Терновый венец, возложенный на голову Иисуса Христа во время Его Страстей. По сохранившимся сведениям, первоначально Терновый венец Спасителя находился в хранилище иерусалимского храма Воскресения Христова, а затем — в Константинопольском храме Богородицы Фаросской. В 1204 году святыня оказалась в руках захвативших Константинополь крестоносцев, и в 1238 году вместе со многими другими реликвиями была продана императором Латинской империи Балдуином II королю Франции Людовику IX. Согласно историческим сведениям, в августе 1238 года король Людовик торжественно встречал Терновый венец и другие иерусалимские святыни за 40 км от Парижа, а затем, сняв с себя все королевские регалии и обувь, нес святыни на своих плечах. Сначала Терновый венец вместе с остальными реликвиями был положен в специально возведенной на территории королевского дворца Святой часовне, а после ее закрытия в XIX веке — в сокровищнице собора Парижской Богоматери, в котором Терновый венец Спасителя и хранится до сих пор. Эта почитаемая христианская святыня помещена в круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом, и выносится для поклонения верующим лишь в Страстную пятницу и в первую пятницу каждого месяца.
Помимо Тернового венца, по разным странам распространялись и его шипы. Так, несколько шипов Венца хранятся в драгоценном реликварии в форме венца в римской базилике Иерусалимского Креста. Также известно о нахождении нескольких терновых шипов в церкви Святого Иоанна Милостивого в Венеции, в базилике Святителя Николая в Бари, в сокровищнице кафедрального собора Святого Лоренцо в Генуе и во многих других церквах Европы.
Копье Лонгина
И, наконец, нужно рассказать еще об одном «орудии страстей Христовых» — копье, которым римский воин пронзил грудь распятого Иисуса Христа. Считается, что этим воином был римский легионер Гай Кассий, который, по преданию, уверовал в Христа, крестился с именем Лонгин и стал христианским проповедником, а его копье стало одной из христианских святынь.
Кстати говоря, именно это копье получило легендарное название «Копье Силы», «Копье Власти» или «Копье Судьбы», поскольку, по поверью, обладало силой наделять своего законного владельца невероятным могуществом и чуть ли не властью над всем миром.
В современной Европе существует несколько реликвий, почитаемых как копье Лонгина или его фрагменты, для выяснения подлинности которых учеными проводятся экспертизы. Прежде всего, нужно сказать о Ватиканском копье, которое хранится в соборе Святого Петра Ватикана. Считается, что это — та самая реликвия, которая была обретена в Иерусалиме, а затем хранилась в Константинополе, откуда, по одним сведениям, во время IV крестового похода была вывезена сначала в Париж и затем, в XVIII веке, в Рим, а по другим, находилась в Константинополе до его завоевания турками, после чего в XV веке была послана султаном Баязетом в дар папе Иннокентию VIII. Помимо этого, известно Венское копье, также выдаваемое за копье Лонгина. Его история берет начало в X веке, со времен Оттона I. С конца XVIII века оно вместе со всеми атрибутами императорской власти пребывало в сокровищнице Венского дворца, а ныне находится в Венском музее истории искусств. Правда, по данным проведенных экспертиз, железо, из которого оно сделано, было выковано не раньше VII века. Кроме того, была найдена его подделка: речь идет о Краковском копье, которое по данным экспертиз, оказалось всего лишь копией Венского.
Следует сказать и об Армянском копье, также почитаемом как-то самое копье Лонгина. Существует армянское предание, согласно которому копье Лонгина попало в Армению еще в апостольские времена: на эти земли его привез один из 12 апостолов Христа Фаддей. Первым местом нахождения этой святыни был армянский монастырь Гегардаванк, или «монастырь копья», а затем, в XIII веке, святое копье было перенесено в монастырь Эчмиадзин — исторический центр Армянской церкви и резиденцию католикоса всех армян. В ризнице Эчмиадзинского монастыря, в специальном золотом ковчеге Святое копье по настоящее время, и, по результатам недавно проведенных английскими учеными исследований, прошедших с благословения католикоса Гарегина II, именно эту реликвию действительно можно считать подлинным копьем Лонгина, тогда как остальные являются всего лишь его более поздними подделками.