Русская линия
Русская линияПротоиерей Всеволод Чаплин19.04.2011 

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Вопросы, которые ставят эти запрещенные в служении священники, не новы»
Глава Синодального отдела по пунктам ответил на претензии ижевских клириков, отказавшихся поминать Святейшего Патриарха Кирилла

Протоиерей Всеволод ЧаплинВ Интернете активно обсуждается письмо трех ижевских клириков. В связи этим в эфире телеканала «Союз» глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин по пунктам ответил на претензии священников, отказавшихся поминать Святейшего Патриарха Кирилла. «Вопросы, которые ставят эти запрещенные в служении священники, не новы. Более того, они уже много раз получили ответ от церковного священноначалия и от активных священнослужителей и мирян, которые все эти вопросы обсуждают», — заявил отец Всеволод, слова которого приводит портал «Православие и мир».

«Вот, возьмём тему церковных орденов. Все хорошо знают, что эти ордена, как и другие церковные награды получают не только чиновники и бизнесмены, но и многие церковные труженики, светские труженики, а также люди, которые работают в области творчества. И в то же время, очевидно, что церковных наград достойны люди, которые приняли решение о создании храма, или внесли решающий вклад в его постройку или благоукрашение. Либо помогли строительству храма тем или иным образом», — отметил священник.

«Ещё один вопрос, который поднимается — это вопрос о так называемом объединении с Ватиканом, — продолжил глава Синодального отдела. — Много раз мы высказывали то, что никого объединения с Ватиканом, никакой унии не планируется и планироваться не может, по крайней мере, до тех пор, пока Католическая церковь не воссоединится с Православной на основе веры Древней Церкви, к которой Католическая церковь должна вернуться. Нет реальных оснований считать, что это может произойти в обозримом будущем».

Говоря о выходе Русской Церкви из Всемирного совета церквей, отец Всеволод подчеркнул, что «этот вопрос обсуждается и его можно обсуждать». «Для этого сегодня есть самые разнообразные площадки внутрицерковного диалога. Но, очевидным является тот факт, что практически вся полнота Церкви, за исключением Болгарской и Грузинской Церквей, участвуют в деятельности этой организации, в которой принимаются некоторые важные решения, в том числе и для жизни православных христиан в современных обществах и отстаивания их интересов перед лицом непростой современной реальности. Впрочем, как я сказал, тема отношений со Всемирным советом церквей может и она обсуждается в том числе и на площадке Межсоборного присутствия».

«Идут обвинения в участии в экуменических богослужениях. Наша Церковь давно в этих богослужениях не участвует, и я думаю, что этот вопрос на обозримое будущее можно считать полностью решённым и получившим адекватный ответ церковного священноначалия, — подчеркнул священник. — В очередной раз ставится вопрос о так называемой „ереси экуменизма“. Православная Церковь, и в том числе священноначалие нашей Церкви, решительно осуждает ересь т. н. „теории ветвей“, то есть учения о том, что все христианские вероисповедования равноистинны и, значит, никакой вероучительной разницы между Православием, католичеством, протестантизмом и т. д. нет. Это учение отвергается Православной Церковью и, входя в контакт с людьми других вероисповедований, в частности католиками и протестантами, Русская Православная Церковь всегда говорит, что она не считает эти ветви равноистинными, равными Православию в смысле истины и настаивает на том, что только истинная Христова Апостольская Вера, в частности, Православная вера, которая дана нам Христом и апостолами, а значит, не может и быть никакого равенства между теми, кто православит имя Господне и заблуждающимися».

«Вновь поднимается тема сотрудничества с КГБ, — продолжил отец Всеволод. — Тема, которая всё время поднимается людьми, которые хотели разделить и развалить наше государство. Нет ничего плохого в самом факте контакта тех или иных людей в прошлом с теми или иными органами власти: советскими или иноверческими, или даже настроенными враждебно по отношению к Православию на основании другой веры или атеистического мировоззрения. Плохо было тогда, когда верующие люди использовали эти контакты для того, чтобы говорить неправду о ближнем для того, чтобы подставлять под удар репрессивной машины своих братьев и сестер во Христе, которые доверили им те или иные сведения о себе. Вот это было недопустимо и об этом, недопустимости такого рода поступков Церковь очень ясно сказала. Но сам по себе факт встречи или беседы с тем или иным представителем власти, даже если это был представитель КГБ, ЦРУ или иной другой спецслужбы — вовсе не означает нравственного проступка и об этом много раз было сказано».

Ижевские клирики, выступившие против Патриарха КириллаПо словам главы Синодального отдела, своими обвинениями в безнравственных грехах ижевские клирики безосновательно бросают тень на своих собратьев. «Я думаю, что такого рода обвинения должны рассматриваться только тогда, когда речь идёт о конкретном случае и когда человек, бросающий обвинение, может его доказать. В противном случае, как мы хорошо знаем из канонического права Православной Церкви, человек, бросающий обвинение, подвергается тому же наказанию, которое положено лицу виновному в том, в чем он его обвинил. И этот принцип, я думаю, в полном смысле распространяется на любые обвинения, которые бросаются безадресно и бездоказательно».

«Повторяя аргументы ультралиберально настроенных недругов Церкви, как наших, так и западных, три священника обвиняют Церковь в некритическом отношении к государственной власти. На самом деле из всех сил, которые продолжают поддерживать нормальные отношения с властью и которые пользуются реальной силой в обществе и реальным доверием, Церковь практически единственная постоянно говорит о том, что власть делает не так и что нужно изменить в социальной политике, экономической, в отношении к таким сложным общественным проблемам, как ювенальная юстиция, вмешательство государства в дела семьи, та же проблема электронных карт и в целом электронного контроля — об этом Церковь, включая Святейшего Патриарха Кирилла, говорила много и много раз».

«Нужно сказать, что я давно, со школьных лет, знаю лидера этой неформальной группы отца Сергия Кондакова, — отметил отец Всеволод. — Это искренний человек, который в своё время сделал немало в своем приходе, позаботился о том, чтобы на уровне епархии были выстроены достойные отношения с правоохранительными органами, с воинскими, молодежными, военно-спортивными объединениями. Наверное, захотелось чего-то большего. Захотелось участвовать в общецерковной дискуссии. Слава Богу, если это было так. Потому что сегодня церковная дискуссия открыта для очень разных мнений. Есть уже упоминавшееся мной сегодня Межсоборное присутствие, где не только его члены, но и самые разные священники и миряне через Интернет, через письма, участвуют в обсуждении самых сложных тем, включая ту же тему отношений Всемирного совета церквей, отношения к другим конфессиям и религиям, отношений церкви и власти, церкви и общества. По всем этим вопросам нужно высказываться и не только в рамках межсоборного присутствия, но и в рамках тех очень интересных и серьёзных церковных дебатов, которые ведутся сегодня в церковных СМИ и в Интернете».

«Отец Сергий и те, кто пошел за ним избрали другой путь. Путь обвинений и прекращения повиновения своему Предстоятелю, то есть практически выхода за ограду канонической Церкви. Этот путь очень и очень неверный. Этот путь, который ведет в духовный тупик, и мне искренне жаль трёх искренних, болеющих за Церковь людей, которые этим путем пошли. Это пусть в никуда. Хочется надеяться, что первая любовь этих трех священников ко Христу и к Церкви пробьётся в их сердцах и приведёт к тому, чтобы они посмотрели на ситуацию со стороны и, может быть, покаялись. И вернулись в ту Церковь, где есть люди с разными мнениями, с разными жизненными историями, с разными позициями относительно настоящего и будущего России, но все они движимы Христовым единством. И при всех своих различиях они готовы в единой Церкви в едином Божием народе совершать дело спасения, которое так необходимо сегодня исстрадавшимся и изверившимся людям, живущим в России, на Украине, в Белоруссии, в Молдове. Дело спасения в участии, в котором нас призывает Господь и которое является главным смыслом существования Церкви Божией в этом мире», — заключил священник.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика