Русская линия | Протоиерей Дмитрий Смирнов | 19.04.2011 |
«Населенный пункт, даже если он состоял из десяти дворов, но имел храм, назывался селом. Населенный пункт, в котором было хоть тысячу дворов, но не было храма — назывался деревней. И вот из окрестных деревень (их бывало до двадцати) люди приходили на Пасху в село. Приходили вместе с тем, чтобы освятить куличи, пасху и яйца. Потому что прийти в Великую субботу, так, как мы делаем сейчас в городах, а потом ещё раз прийти на Пасху по той грязи, которая обычно бывает на русских дорогах в апреле, было невозможно! Категорически невозможно! Поэтому брали всё с собой в храм, где после праздничной службы священник и совершал их освящение», — отметил отец Димитрий.
После этого верующие шли разговляться на кладбище. «Куда с куличём идти после службы? Домой за восемь вест, по грязи и ночью? Нет ни электричества, ничего! Это, скажем так, была бы верная смерть. Тогда куда шли люди? Люди шли на кладбище, на свою могилку к своим родственникам, даже в темноте со свечечкой они её находили, — рассказал священник. Что такое могилка русская? Это, как правило, деревянный крестик и холмик — прекрасное и удобное место, которое может играть роль стола. Кулек с куличом раскрывали, этот платочек служил скатертью, клали кулич и разговлялись. И это повторялось ежегодно».
Таким образом, собственно христианских корней у традиции пасхальных посещений кладбища нет — обычай непременно ходить на Пасху на кладбище возник при советской власти. «После революции священников и тех крестьян, которые эти обычаи осуществляли в течение сотен лет, перестреляли, воскресно-приходские школы закрыли, все книги сожгли, — отметил отец Димитрий. — У некоторых из них остались дети. И когда старики вымерли, эти дети из христианства забыли всё: молитвы, Евангелие, но при этом помнили, что на Пасху они были на кладбище и там ели кулич и пасху. Вот так и возник этот советский обычай, во что бы то ни стало ходить на Пасху на кладбище. Потому что люди думают, что это христианский обычай. Но это совсем не так!».
И хотя сейчас дороги остались такими же, как были в Российской империи, в распоряжении современного человека есть всё, чтобы добраться после службы до дома, и поэтому нет никакой нужды идти на кладбище, отметил отец Димитрий. «Нужно идти на кладбище в удобный день. Сейчас у нас в деревне вообще 30% живёт. Конечно, дороги по-прежнему такие же, как были тогда, и все эти проблемы, они остаются, но незачем среди ночи идти на кладбище? Лучше дождаться сухой погоды, когда можно и могилку прибрать, и цветочки посадить и прочее. То есть это никак не связано с Пасхой, этот обычай возник именно из практических соображений, потому что другого пути не было. Этот обычай не мог не возникнуть. Но сейчас он потерял всякий смысл».
Вместе с тем, по словам главы Синодального отдела, в Церкви не существует никаких особых предписаний, когда ходить, а когда не ходить на кладбище. «Мы свободные люди — мы на кладбище можем ходить и на Пасху, и на Рождество, и на день рождения Ленина, и кто нам что вообще запретит! Никаких церковных предписаний насчет таких глупостей, когда кому куличи есть и яйцо крашеное, нет, потому что ни кулич, ни яйцо к Воскресению Христову не имеют никакого отношения. Это просто наш отечественный, народный, крестьянский, освященный временем обычай», — заключил отец Димитрий.
Русская линия