Русская линия
Радонеж01.04.2011 

Споткнувшийся бегемот

Как сообщается, «Европейский суд по правам человека в Страсбурге, признал законным размещение Распятий в итальянских государственных школах. Суд постановил, что нет доказательств того, что распятия в классных комнатах оказывают какое-либо воздействие на школьников. Этим решением суд отменил свое же постановление, запрещавшее распятия в школах Италии. Оно было принято в ноябре 2009 и вызвало взрыв возмущения в Италии, где 90% процентов граждан считают себя католиками».

Многие отмечают, что это решение знаменует если не перелом, то определенное замедление тенденции к выдавливанию религии из общественного пространства. Как пишет один из комментаторов, «всесметающий бегемот секуляризма на этот раз притормозил». Что же, нам стоит обратить на это внимание — потому, что у нас любят перенимать европейские моды как раз в тот момент, когда они устаревают в самой Европе.

Британский обозреватель Эндрю Браун пишет в газете «Гардиан»: «это очевидная победа здравого смысла, против которой только фанатики станут возражать… идея, что законодательство, касающееся прав человека, надо использовать для того, чтобы детям на глаза не попалось Распятие, представляет собой глубоко тоталитарное и суеверное извращение лучших намерений нашей цивилизации». Он предлагает задуматься над тем, как бы секуляристы реагировали, если бы, скажем, мусульманская семьи запретила своим детям участвовать в экскурсии в музей — из опасения, что знакомство с христианским искусством как-то осквернит детские умы. Не сочтут ли они сами это глупым суеверием? Почему же тогда они сами предаются аналогичному суеверию в случае с итальянскими Распятиями?

Противоположную позицию выражает Дэвид Поллок, Президент «Европейской Гуманистической Ассоциации»: «Это достойное крайнего сожаления решение отступает от того ясного правила, что государство и его институты должно быть беспристрастным, не оказывая предпочтения одной религии перед другими».

В самом деле, тут Распятие, а была бы — идеологически нейтральная белая стена. Требования «равноудаленности» государства от всех религий могут звучать привлекательно — люди привыкли реагировать на слова «равенство», «равноправие» положительно, но давайте разберемся, что здесь может иметься в виду.

Вполне справедливо требовать, чтобы вероисповедание человека никак не влияло на его отношения с государством. Так лучше и для Церкви; совершенно незачем наполнять храмы лицемерами, ищущими не Бога, а продвижения по службе. В этом смысле против «равноудаленности» государства было бы нечего возразить.

Но в устах секуляристов речь идет о совсем другом. Если, к примеру, большевики, взрывают собор, и устраивают на его месте религиозно нейтральный бассейн, это никак нельзя назвать «равноудаленным» или «нейтральным» актом — это акт имеющий ярко выраженную идеологическую окраску. Сам по себе бассейн идеологически нейтрален — и его постройка на новом месте была бы делом вполне «равноудаленным». Идеологически мотивированным является снос Собора.

Белая стенка действительно идеологически нейтральна — но удаление Распятия оттуда, где оно уже находилось, это ни в коем случае не нейтральный акт. Когда Талибы в 2001 году взорвали знаменитые гигантские статуи Будды, оставив на их месте религиозно нейтральные пустые ниши, никому в голову не пришло называть это нейтральным актом. Попытки изгнания религии и ее символов из общественного пространства под предлогом «нейтральности» — никоим образом не нейтральное дело.

Европейская культура сложилась не как «нейтральная» — «нейтральных» культур просто не бывает — она сложилась как христианская. Джотто и Рублев, Данте и Достоевский не были секулярными гуманистами; отнюдь не секулярные гуманисты возвели Шартрский Собор и Храм Покрова на Нерли, отнюдь не они написали «Мессию» или «Страсти по Иоанну». Нравится это кому-либо или нет, но это христианский континент. Это не христиане вторгаются на территорию, по праву принадлежащую их противникам; дело обстоит наоборот — секуляристы пытаются изгнать христианство из его дома.

При этом они постоянно делают вид, что их победа неизбежна — что тенденция к выдавливанию христианства из жизни общества неостановима, и, как сказал поэт, «вместо статуй будут урны — и красиво, и культурно». Но последние события показывают, что это не так — иногда людям достаточно просто сказать «нет» — как итальянцам — чтобы всепопирающий бегемот споткнулся.

http://www.radonezh.ru/analytic/14 189.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика