Русская линия | 01.04.2011 |
Хранитель не внешнего, но радостного православия
28 марта ректору Свято-Тихоновского Университета протоиерею Владимиру Воробьёву исполнилось семьдесят лет. Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов), которого связывает с отцом Владимиром многие совместные труды и давняя дружба, рассказывает о нём как о человеке, твёрдо следовавшем своему пути и донесшем до нас подлинную церковную традицию:
«Я поздравляю дорогого отца Владимира с юбилеем, который совсем не означает, что ему семьдесят лет. Душа у него очень молодая. Отец Владимир из тех людей, в которых больше жизни, чем во многих молодых, больше внутренней активности, больше чистоты.
Я вспоминаю фотоальбом, вышедший в те годы, когда Церковь была гонима. Там есть снимок, где сфотографированы семинаристы, идущие на молитву по территории Лавры в Троицкий Собор. На этой фотографии впереди всех семинаристов изображен крупным планом отец Владимир. Он шёл с таким решительным, мужественным видом, с таким лицом, как будто он идёт на мученический подвиг. Эта фотография, как мне кажется, была очень символичной, потому что отец Владимир во времена гонений, пусть и не кровавых, вёл себя очень мужественно. Из-за твёрдой позиции его переводили с прихода на приход, он был далеко не в чести у начальства, однако уже тогда он делал все для привлечения молодых людей в Церковь.
Отец Владимир всегда исповедовал подробно, а ведь тогда даже это запрещалось, обязывали проводить общие исповеди, накрывать всех сразу епитрахилью. Однако он всегда держался своей линии, что вызывало неудовольствие некоторых настоятелей, и ему очень доставалось. Он подвергался настоящим гонениям: служил то на одном, то на другом, то на третьем приходе, одно время речь даже шла о том, чтобы запретить его в служении.
Нужно сказать, что эти страшные годы гонений надорвали ту нить, которая связывает нас с новомучениками и исповедниками, с подвижниками начала двадцатого века. Однако отец Владимир был в живой связи с этими людьми. Дело в том, что с юности он интересовался подвигами новомучеников, хранил фотографии, архивные записи, знал многих старцев. Отец Павел Троицкий очень любил отца Владимира, он написал ему больше всего писем. Мы с отцом Дмитрием Смирновым немного младше отца Владимира, и он стал для нас той самой живой нитью, которая соединила нас с новомучениками.
Его семья была верующей, она сохранила образ жизни, который совсем не походил на советский, который был как бы из иного времени. Отец Владимир был воспитан в таких традициях, которые нелегко найти в современных семьях. Многие из тех, кто стали священниками, пришли в Церковь от безбожия, пришли из мира, далёкого от благочестия. А отец Владимир был в благочестии воспитан. У него был замечательный крёстный, отец протоиерея Александра Салтыкова, который с детства занимался с ними, в котором отец Владимир видел молитвенника, видел замечательного человека. Он с детства воспитывался в таком оазисе, где сохранялась историческая преемственность с тем миром, который пытались уничтожить гонители-большевики. Эти обстоятельства помогли ему стать для нас примером иной жизни. Значение отца Владимира для всех нас, для его духовных чад сложно переоценить. Мы очень ему благодарны.
В современной церковной жизни есть очень много течений, очень много разных подходов к решению важных пастырских вопросов. Отец Владимир является хранителем традиций, которые существовали в среде очень многих подвижников. Его взгляды на церковную жизнь, на пастырство восприняты от этих святых людей. Отец Владимир — хранитель живого Православия, Православия подлинного, не внешнего, но радостного, Православия открытого для решения всех проблем и вопросов, но при этом бескомпромиссного, не принимающего грех ни в каком его виде. Через отца Владимира есть возможность узнать, как к каким-либо вопросам относились святые люди, люди огромной духовной силы: и отец Павел (Троицкий), и отец Всеволод Шпиллер, и отец Тихон Пелих, и отец Серафим (Тяпочкин) и многие-многие другие люди, с кем он виделся и беседовал.
Отец Владимир всегда очень благоговейно относился к своим учителям, являл пример удивительного смирения, кротости, послушания. Так, как он относился к своим учителям, мало кто относится сейчас к самому отцу Владимиру. Апостол Павел говорит: «Стойте и держите предания». Какие это предания? Эти предания сохранялись в живой связи святых людей. Связь эта из поколения в поколение передает то духовное знание, ту живую веру, которая была принесена на землю Спасителем, которую сохранили Апостолы. Нельзя её передать через книги, через какие-то внешние формы, это жизнь духа, передаваемая при непосредственном общении с людьми. Для меня очень важно то, что отец Владимир донёс и явил нам эту живую традицию!
Проводник к Церкви
О служении отца Владимира в годы богоборческой советской власти рассказывает заведующий кафедрой истории Русской Православной Церкви Богословского факультета священник Александр Щелкачев:
«Мой отец был духовным чадом деда отца Владимира, протоиерея Владимира Воробьева. Я родился немного раньше отца Владимира, и в 1944 году, когда мне было около трех лет и моя семья уезжала из Грозного в Москву, мне говорили, что в Москве у меня есть друзья — Володя Воробьев и его двоюродный брат Саша Салтыков (ныне протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств ПСТГУ — прим ред.). Так что познакомились мы еще в раннем детстве, потом вместе учились в школе, а позднее на физическом факультете МГУ.
Отцу Владимиру с детства привили церковность, большую роль в этом сыграл его крестный, Александр Борисович Салтыков. Всю свою жизнь, начиная с молодых лет, отец Владимир делился своими знаниями о Боге и Церкви с людьми, которым неоткуда было получить нужные знания, несмотря на то, что в те годы это было очень рискованно. Ему приходилось сталкиваться со многими молодыми людьми, и он приводил их к Богу.
По благословению своего духовного отца, протоиерея Всеволода Шпиллера, отец Владимир принял священный сан. В Москве тогда ещё жили духовные чада его деда. Отец Всеволод передал ему опеку над частью своих чад, прежде всего молодежи (с которой будущий отец Владимир занимался и раньше).
То, что отец Владимир смог в те годы стать священником, само по себе было чудом, потому что дорога в духовную семинарию была закрыта для людей не то что с кандидатской степенью, но даже просто с высшим образованием. Нынешний митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), тогда ректор МДАиС, посоветовал будущему отцу Владимиру, каким образом можно попытаться обойти государственный контроль за поступающими в семинарию (насколько я помню, после проверки уполномоченным списка абитуриентов все люди с высшим образованием вычеркивались). Так или иначе, отец Владимир смог поступить в семинарию, а уполномоченный очень рассердился и некоторое время наглядно проявлял знаки своего неудовольствия несмотря на то, что его пытались убедить, что все вышло случайно. Впоследствии он, впрочем, смирился.
Как потом мне говорил отец Владимир, у него были опасения за судьбу своей семьи, когда он поступал в семинарию, ведь на светскую работу ему уже невозможно было бы устроиться. Несмотря на то, что помощь ему была запрещена и семья не имела гарантированного дохода, ему всё же помогали и нужды они никогда не испытывали.
После перестройки отец Владимир стал духовником братства во Имя Всемилостивого Спаса, где большую роль играли нынешний председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов) и председатель Синодального отдела по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, протоиерей Дмитрий Смирнов, а также протоиерей Владислав Свешников, протоиерей Александр Салтыков, ныне покойный отец Глеб Каледа, который был заместителем председателя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации. Все они под руководством отца Владимира собирались и решали дела Братства, обсуждали, кого из молодых людей можно привлечь к деятельности Братства и, позднее, Университета.
Когда был создан ПСТГУ, в очередной раз проявилась его способность к работе с молодежью. Отец Владимир не боялся доверять молодым людям, молодым священникам, и университетская жизнь очень быстро развивалась. Конечно, большинство из них рукоположились по его благословению, многих он знал с детства либо принимал по рекомендации близких себе людей.
Также нельзя забывать об отношении наших великих старцев к отцу Владимиру, в частности, отца Иоанна Крестьянкина, который благословил его на создание университета. Это доверие отец Владимир заслужил многими годами служения Церкви.
Беседовал Станислав Колотвин
Управление по связям с общественностью Свято-Тихоновского университета
Тел. (495) 953−7731, 951−2107, 8910−432−4082
http://pstgu.ru/
E-mail: pr@pstgu.ru
https://rusk.ru/st.php?idar=47565
|