Русская линия
Седмицa.Ru13.02.2004 

К 75-летию Латеранского договора и образования государства Ватикан

Ватикан — наименьшее из существующих суверенных государств, владеющее всего только 44 га территории и насчитывающее всего около 600 постоянных жителей. И вместе с тем оно направляет и руководит миллионами католиков, находящихся на территории почти всех существующих стран, так как именно Ватикан является местом пребывания римского папы — главы Римско-католической церкви.

Официальная резиденция папы в Риме построена на нижних склонах т.н. «восьмого холма» Древнего Рима — Ватиканского. Происхождение слова «Ватикан» неизвестно. Некоторые авторы утверждают, что оно происходит от названия исчезнувшего этрусского города Ватикум. По мнению других, оно происходит, как об этом свидетельствует его латинская этимология, от ватициний Vaticinia (лат.) — предсказание, пророчество, произносившееся на Ватиканском холме, где этрусские прорицатели, а затем римские авгуры предсказывали судьбу.

Для христиан Ватикан приобрел значение в связи с тем, что там, согласно преданию, в 67 г. от Р.Х. по приказу императора Нерона был распят св. апостол Петр. Император Константин, утвердив Христианство в Римской империи, построил на Ватиканском холме базилику в честь св. Петра. Константин также поселил папу Мильтиада в императорском дворце на Латеранском холме, где отныне стали жить папы. Поле бунта Лаврентия, заставившего папу Симмаха покинуть Латеранский холм, понтифик решил навсегда обосноваться со своим двором на Ватиканском холме. Таким образом, он стал основателем комплекса сооружений, называемых ныне «Ватикан».

Король франков Карл Великий, унаследовавший от своего отца Пипина Короткого титул патриция и протектора римлян, стал посещать Рим в качестве протектора. Затем он был коронован папой Львом III как Римский император. Вместе с папами Адрианом I и Львом III Карл начал постройку новых и реконструкцию старых зданий на Ватиканском холме. Лев IV окружил весь затибрский Рим стеной с помощью императора Хлотаря и пожертвований всего христианского мира. Работы были начаты в 848 г. и закончены в 852 г. Была воздвигнута сильная крепость высотой в 40 футов — первый черновой набросок города Ватикан.

Впоследствии папа Николай V построил большую часть Ватиканского дворца и положил основу Ватиканской библиотеке. В XV в. папа Сикст IV построил Сикстинскую капеллу. В апреле 1506 г. Юлий II заложил первый камень современного собора св. Петра. Храм строили Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Ко времени Сикста V постройка дворца и собора была завершена, и позже папам пришлось лишь пристраивать к существующему комплексу зданий новые библиотеки, музеи и прочие строения.

История папства — это не история не только Католической церкви, но и специфического государственно-общественного института. Папство — наднациональный и надклассовый институт, который не ограничивается религиозной деятельностью.

В древнейший период церковной истории многие епископы Христианской Церкви называли себя папами (греч. «папас» — отец). С V в. название «папа» окончательно закрепилось за епископом Рима (впрочем, как и за епископом Александрии), власть которого усиливалась в связи с распадом Западной Римской империи, и он стал первенствующим епископом Церкви на Западе. В VI в. папа Римский начал контролировать действия светских византийских властей в Риме и его округе, а в 756 г. франкский король Пипин, разбив владевших Италией лангобардов, отдал папе территорию в средней Италии — Римскую область.

Папа поддержал франкских королей, они же помогли ему укрепить духовную и светскую власть в Римской области. Таким образом, они положили начало Папскому государству в 781 г. В момент своего наивысшего расцвета в начале XVI в. Папское государство при Юлии II включало герцогства Падую, Пьяченцу, Модену, Романью, Урбино, Сполето и Кастро, Анконскую Марку и провинции Болонью, Перуджу и Орвиетано. В 1860 г. Папское государство занимало 15 774 квадратные мили и насчитывали 3 млн. жителей. В1860 г., когда последние из областей Папского государства — Романья, Марка и Урбино — были присоединены к новому королевству Италии, во владении папы остались только город Рим и провинция Лациум.

В 1861 г. итальянский премьер-министр граф К. Кавур провозгласил необходимость превращения Рима в столицу объединенной Италии, и для решения этого вопроса он предложил формулу «свободная церковь в свободном государстве», которая, однако, была отвергнута Римско-католической церковью.

Переговоры по этому вопросу провалились, и 11 сентября 1870 г. итальянские войска подошли к пределам Папского государства. После нескольких безуспешных попыток достигнуть компромисса, утром 20 сентября войска короля вошли в Рим. Французские войска, которые помогали папе удерживать власть, вынуждены были покинуть Церковную область в связи с Франко-прусской войной. В Риме началось восстание против теократического правления. Опасаясь роста народных волнений, итальянский король поспешил взять Рим. Город был объявлен столицей Италии, а территория бывшего Папского государства стала частью Итальянского королевства. В начале октября население бывшего Папского государства почти единодушно проголосовало за присоединение к Италии. Папская область перестала существовать.

В1871 г. итальянское правительство приняло «Закон о гарантиях». Итальянское государство гарантировало, что «личность верховного первосвященника священна и неприкосновенна». Папа получал право содержать войска для охраны своей собственности. Итальянское правительство должно было выплачивать папе ежегодно 3 млн. 225 тыс. лир в качестве постоянного и неотчуждаемого дохода. Папа продолжал пользоваться своими дворцами. Эти дворцы, включая Латеранский и Ватиканский, являются «неотчуждаемой собственностью» и не облагаются налогами. Представители иностранных правительств при Папском престоле пользовались прерогативами и неприкосновенностью в соответствии с международным правом. Епископы не должны были приносить присягу королю. Но папа Пий IX отклонил «Закон о гарантиях». Наступил конец светской власти папы, который в знак протеста против ликвидации Папского государства объявил себя «узником», заявив, что папа не покинет стен Ватикана, пока не будут восстановлены его «попранные права». Он отказался иметь дело с итальянским правительством, наложил на короля Виктора-Иммануила I и всех причастных к этому «преступлению» отлучение и запретил католикам участвовать в политической жизни.

Как Пий IX, так и последующие папы демонстративно при удобном случае заявляли протест против «ограбления» Папского престола — лишения папы светской власти. В связи с ликвидацией Папского государства возник так называемый «римский вопрос» — борьба Папского престола за восстановление светской власти папы и за возвращение ему города Рима. Сторонники папства в Австрии, Франции и других странах, хотя и выражали Пию IX сочувствие по поводу лишения его светской власти, но не думали всерьез выступить против Италии, чтобы силой оружия восстановить Папское государство, а охотно использовали «римский вопрос» в своих политических целях.

После 1870 г. и до 1929 г. каждый вновь избранный папа заявлял, что он не отказывается от «владений св. Петра». Папство продолжало считать, что юридически Церковное государство существует, хотя оно и ограничено временно территорией Ватикана, себя же папы продолжали рассматривать как суверенных государей.

Восстановление Папского государства означало бы раздробление Италии. Лев XIII и его преемники стремились превратить «римский вопрос» из внутриитальянского в международный, вовлечь в свои споры с итальянским правительством правительства европейских стран и католические организации всех стран. А правительство Италии стояло на том, что «римский вопрос» является делом внутриитальянским и должен быть разрешен Италией и Ватиканом без вмешательства со стороны.

Внешняя политика Ватикана была направлена, главным образом, на установление контактов с Австрией, Германией и Францией. Папство считало, что именно эти европейские государства могут помочь Ватикану в восстановлении светской власти папы. Однако, по странному стечению обстоятельств, ни Германия, ни Австрия, ни Франция не могли желать примирения папства с Италией. Первые две империи воспользовались при заключении Тройственного союза ненавистью Ватикана к итальянскому правительству, чтобы обещать королю свое содействие для ограждения его от возможных попыток к восстановлению светской власти пап. Союзники считали, что если Римский первосвященник признает установленную в столице королевства светскую власть, последняя уже не будет нуждаться в покровительстве других держав. Для Франции влияние на Папский престол дало большую возможность оказывать давление на итальянское правительство.

На протяжении почти 60 лет «римский вопрос» оставался камнем преткновения во взаимоотношениях Папского престола и итальянского правительства.

20 февраля 1878 г. на Папский престол был избран кардинал граф Винченцо Джоакино Печчи, принявший имя Льва XIII. Он пытался приспособить свой курс к условиям капитализма, был сторонником активного участия католиков в политической жизни, допускал возможность сотрудничества с парламентским и даже республиканским режимами при условии, чтобы «не были нарушены ничьи права и главным образом были учтены интересы церкви…». Он поощрял создание католических профсоюзов (позиции классового сотрудничества) и светских клерикальных организаций. Главной задачей Лев XIII считал борьбу с социализмом, и в 1891 г. он опубликовал знаменитую энциклику «Рерум новарум» («О новых вещах»), которая по сей день считается одним из основных программных документов Католической церкви в области социальной политики. Лев XIII продолжал придерживаться линии бойкота Итальянского государства, проводившейся Пием IX. Он поощрял развитие в Италии католических организаций, что позволяло церкви оказывать все возрастающее влияние на политическую жизнь страны. Но и итальянское правительство не сдавалось.

После смерти Льва XIII на Папский престол 4 августа 1903 г. был избран кардинал Джузеппе Мельчиор Сарто — Пий X. Его понтификат длился 11 лет. Он реформировал курию, уменьшил число религиозных праздников по желанию буржуазии, затеял создание Кодекса канонического права, который должен был подвести юридическую базу под деятельность церкви (кодекс был утвержден Бенедиктом XV в 1917 г.).

Хотя Пий X не питал пристрастия к политике и дипломатии, ему пришлось иметь дело с юридическими и дипломатическими проблемами, по отношению к которым он должен был занять определенную позицию, выработать политическую линию Католической церкви. Во внешнеполитической сфере Пий X выступал как поборник центрально-европейских держав. Особые симпатии он выказывал Германии и Австрии, с победой которых в грядущей войне надеялся вернуть былое влияние Католической церкви в Италии и Франции.

Пий X осудил принятый во Франции в 1905 г. закон об отделении Церкви от государства и призвал католиков не подчиняться властям. Можно также отметить такое направление политики этого папы Римского, как борьба с «модернистской ересью», которая началась уже при Льве XIII. Модернисты стремились обновить католицизм, подвергали сомнению некоторые положения католического учения. Книги модернистов Пий X включил в «Индекс запрещенных книг», а их авторы были отлучены от церкви.

20 августа 1914 г. Пий X скончался, и 3 сентября ему на смену пришел Джакомо делла Кьеза — Бенедикт XV. Он был опытным политиком и сумел в сложных условиях I мировой войны и послевоенного времени сохранить авторитет и влияние Католической церкви на прежнем уровне. Во внешней политике Бенедикт XV придерживался нейтралитета, а в церковной политике — умеренного курса: он прекратил гонения на модернистов, разрешил в определенных пределах богословские дискуссии, остерегался пускать в ход отлучения и осуждения, одобрил в 1917 г. Канонический кодекс и весьма активно проявил себя на миссионерском поприще.

6 февраля 1922 г., после смерти Бенедикта XV, папой Римским стал Акилле Ратти — Пий XI. Он был ярым врагом коммунизма и считал, что только «сильная власть» может успешно бороться с большевизмом, а Муссолини для него был олицетворением идеального государственного деятеля. Пий XI считал, что с приходом к власти фашистов ему удастся добиться примирения с Итальянским государством.

Муссолини же, в свою очередь, сделал все возможное, чтобы завоевать доверие папы и иерархов Католической церкви и через них заручиться в парламенте поддержкой католической Народной партии.

Завершением длившихся почти 60 лет споров между Ватиканом и Итальянским государством Муссолини хотел укрепить собственное положение, положение фашистского режима и поднять свой авторитет в глазах католиков не одной только Италии. Муссолини понимал, что в условиях страны, где подавляющая часть населения была верующей и находилась под духовным влиянием Ватикана, разрыв между церковью и государством выглядел явной аномалией, однако попытки либерального государства примириться с папой успеха не имели.

Конечно, Муссолини очень хотелось решить проблему, перед которой пасовали все его предшественники. Собственное прошлое его ни чуть при этом не смущало. В молодости он был воинственным атеистом, и даже некоторые из своих статей подписывал как «подлинный еретик». Дуче опровергал мнение тех социалистов, которые считали религию частным делом каждого, а не «опиумом для народа». Злобные нападки на христианское учение, культ и его служителей продолжались вплоть до начала 20-х гг.

Но уже с весны 1920 г. тон выступлений Муссолини изменился. Политический опыт научил его не бросаться в чрезмерные крайности по отношению к католикам в такой стране, как Италия. На съезде фашистских союзов в мае 1920 г. он заявил, что Ватикан представляет 400 млн. католиков, разбросанных по всему миру, и потому не следует бороться с этой «колоссальной силой», а необходимо научиться ее использовать в обоюдных интересах.

В своей первой речи в парламенте он имел смелость упомянуть десятилетиями не поднимавшийся «римский вопрос», а став премьером, выделил средства на восстановление разрушенных церквей, в школы и больницы вернул распятия, признал католический университет в Милане и увеличил жалованье шестидесяти тысячам приходских священников.

В январе 1923 г. Муссолини полутайно встретился в доме сенатора Сантуччи с влиятельным кардиналом Гаспарри и пообещал ему решение «римского вопроса» путем признания папского суверенитета. Гаспарри выразил сомнение в том, что депутаты поддержат такое решение, на что Муссолини, не колеблясь, ответил: «Мы поменяем палату депутатов… Если понадобиться, мы поменяем и сам избирательный закон…». Кардинал понял, что с этим человеком можно иметь дело. Дуче постучался в массивные ворота Ватикана, и вскоре их ему открыли. Однако нужно сказать, что действия Муссолини не сопровождались какой-либо ломкой мировоззрения, они диктовались потребностями политической стратегии и тактики.

Церковь же в свою очередь дорожила мероприятиями фашистского правительства в интересах Римской курии и особенно ценила фашистский режим с его «сильным правительством» за «бескомпромиссно враждебное» отношение к демократии и коммунизму. В1926 г. в связи с неудавшимся покушении на Муссолини Пий XI сказал, что «перст Божий охраняет Муссолини».

Секретные переговоры начались в 1926 г. Представителем Ватикана на переговорах был Франческо Пачелли — брат будущего папы Пия XII, а за их ходом внимательно следил папа Пий XI. Переговоры завершились 11 февраля 1929 г. заключением Латеранских соглашений, текст которых составлял Пачелли. Они были подписаны кардиналом Гаспарри, представлявшим папу, и Муссолини, представлявшим короля Италии. Акт подписания происходил не в Ватикане, а в Латеранском дворце, примыкающем к базилике Сан-Джованни-ин-Латерано. Муссолини, таким образом, не встречался с папой, что позволило ему избежать унизительной для дуче процедуры коленопреклонения перед Пием XI и целования «перстня рыбака». Тем не менее, он был удостоен высшей церковной награды — ордена Христа, а Гаспарри получил от короля «Ожерелье Аннунциаты», усыпанное драгоценными камнями, — высший орден Италии.

В Латеранском дворце были подписаны 3 документа: политический договор, конкордат и финансовое соглашение. В первом документе говорилось, что обе стороны решили достигнуть окончательного соглашения, устранить имевшиеся разногласия и раз навсегда уладить «римский вопрос», возникший в 1870 г.

Согласно первой статье политического договора, Италия признавала католическую религию «единственной государственной религией». Третья статья предусматривала образование на территории Рима самостоятельного государства-города Ватикана, полная собственность, абсолютная и суверенная юрисдикция над которым признавалась за Папским престолом.

Другие статьи договора касались различных вопросов административно-технического порядка, относящихся к государству Ватикан: его границ, недвижимости, водоснабжения, средств связи, положения граждан государства, прав посольства Папского престола

Согласно второй статье, Италия почитает личность верховного первосвященника «священной и неприкосновенной». В свою очередь Папский престол, говорится в двадцать четвертой статье, заявляет, что «он желает оставаться и останется посторонним светскому соперничеству между другими государствами».

Финансовая конвенция, подписанная тогда же, предусматривала удовлетворение финансовых претензий Папского престола. В компенсацию за потери, понесенные им в результате ликвидации Папской области в 1870 г., Италия обязалась выплатить Ватикану 750 млн. лир и 1 млрд. в ценных бумагах. Наконец, заключенный тогда же конкордат определял положение и значительные привилегии Католической церкви в Италии. По конкордату, во всех школах вводилось обучение религии, брак признавался только церковный, государство предоставляло церкви ряд привилегий, а епископы обязывались молиться за короля. Конкордат был направлен против принципа светского характера государства.

После заключения Латеранских соглашений Ватикан запретил всему духовенству вступать в какую бы то ни было политическую партию или поддерживать ее. Духовенство не могло примкнуть к антифашистской борьбе, хотя определенная часть его во главе с бывшим лидером католической партии Стурцо оставалась враждебной фашизму. С другой стороны, фашизм признал организацию «Католическое действие», которая «должна была функционировать вне рамок какой-либо политической партии под непосредственным руководством высшего католического духовенства, распространяя и отстаивая католические принципы».

Латеранские соглашения открыли Ватикану дорогу к интенсификации дипломатической деятельности в масштабах, не встречавшихся до того в истории католицизма. В период понтификата Пия XI Папский престол подписал более 45 конкордатов и международных договоров, в частности с Польшей (10 февраля 1925 г.) и с гитлеровским Германским рейхом (20 июня 1933 г.)

С созданием государства-города Ватикан был официально утвержден его флаг, состоящий из двух полос — желтой и белой. Личный же штандарт папы — это красное шелковое полотнище, в углу которого вышиты золотом ключи св. Петра в обрамлении из звезд.

Латеранские договоры явились соглашением о тесном сотрудничестве и союзе между Католической церковью и фашистским государством. Через несколько дней после подписания Латеранских пактов Пий XI заявил, что Муссолини — человек, «посланный провидением». В дальнейшем, когда между Ватиканом и фашистским государством возникали конфликты, порой очень острые, Пий XI и Римская курия во всех случаях шли на уступки фашистскому государству и стремились не обострять с ним отношения.

версия для печати

КОЛЛЕКЦИЯ ЯИЦ ФАБЕРЖЕ БУДЕТ РАСШИРЕНА

19:19 13.02.04

Выставка яиц Фаберже открылась в штаб-квартире торгового дома «Сотбис» в Нью-Йорке, на Истсайде. Затем ее покажут в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени и Иркутске.

В экспозицию входят девять императорских пасхальных яиц — крупнейшая в мире частная коллекция такого рода.

«Это одно из величайших собраний предметов декоративного искусства, которые когда-либо к нам попадали, — сказал мне заместитель председателя правления дома „Сотбис“ Дэвид РЕДДЕН. — И то, что оно не дошло до аукциона, а было выкуплено до торгов, в частном порядке, попросту беспрецедентный случай».

Примерно в течение месяца к


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика