Русская линия
Русская линияПротоиерей Олег Стеняев07.02.2011 

Протоиерей Олег Стеняев: Собор 1918 года был результатом революционных потрясений
По мнению священника, многие соборные решения начала XX века принимались «достаточно поспешно» и «исходили из политики компромисса по отношению к Временному правительству»

Протоиерей Олег Стеняев«Если говорить о Соборе начала ХХ века, который был результатом революционных потрясений, то многие решения, которые тогда принимались, были достаточно поспешные. И они исходили из политики компромисса по отношению к Временному правительству. Здесь было очень много компромиссов. Поэтому мы должны понимать, что есть приоритеты решений Вселенских Соборов. Есть приоритеты решений святых Отцов. Это приоритеты перед частностями, которые были вызваны революционным угаром того времени», — заявил в эфире радио «Радонеж» руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерей Олег Стеняев, отвечая на вопрос радиослушателя о том, почему на Соборе в 1918 года к причинам для расторжения брака, кроме прелюбодеяния, были добавлены угроза здоровью, жизни одного из супругов; наркомания и алкоголизм. Текст передачи был опубликован на сайте радио «Радонеж».

«Как известно, этот Собор начался с того, что когда участники этого Собора вошли в залу, где должно было проходить это мероприятие, они там увидели портрет Николая, — отметил отец Олег. — И участники этого Собора испугались, что их сфотографируют под портретом Николая II и обвинят в контрреволюции. Они бросились сдирать этот портрет. А ведь Государь тогда был жив, он ещё не был расстрелян. И это действие — я не могу найти какую-то нравственную оценку этому действию! Известно, что митрополит Антоний Храповицкий, другие маститые архиереи Церкви воспротивились такому действию, потому что поспешные решения не приносят плодов. И мы знаем, что многие решения этого Собора остались как некий реликт канонического права».

«Потом, когда начались гонения, все эти надежды, которые люди испытывали, что они подстроятся под революционную динамику этого мира и выживут, эти надежды не оправдались, — подчеркнул священник. — Поэтому в вопросах о семейной жизни мы должны четко осознавать, что есть приоритет Слова Божьего, Библии. Есть приоритет Вселенских Соборов. Есть приоритет Святых отцов и канонического права Церкви. Каноническое семейное право Церкви, было разработано в древние времена святыми отцами. И мы можем проследить динамику интереса церковных Соборов древности к этому вопросу. Интерес святых отцов к этому вопросу».

В качестве одного из современных трудов, с помощью которого можно было бы познакомиться с высказываниями Святых отцов по семейной проблематике, протоиерей Олег Стеняев назвал статью преподавателя Московской Духовной академии, члена Синодальной рабочей группы по составлению концепции межрелигиозных отношений Русской Православной Церкви диакона Юрия Максимова «Святые отцы о семейных обязанностях христианина». «Отец Максимов как раз приводит очень много цитат из святых отцов и Священного Писания. И обращается к каноническому праву Церкви», — отметил отец Олег.

«Мы всегда должны помнить, что личность не существует сама по себе, в неком вакууме, — заявил священник. — Она существует в семье. И семья возрастает. Собственно говоря, человек, живя на Земле, проходит несколько школ любви. И первая школа любви — это семья. Если в семье тебя научили доброму отношению к людям, то возрастая, выходя за порог дома, ты сможешь это отношение нести дальше. Вторая школа семьи — это нация, которой принадлежит человек. Если человек любит свой народ, он будет всегда с уважением и любовью относиться к другим людям, других национальностей. И третья школа семьи — это Церковь. Церковь, в которой нет ни мужского, ни женского пола, как написал апостол Павел».

«Но Церковь существует не для того, чтобы в интернациональном угаре разрушать национальные, какие-то интересы. Не для того, чтобы в угаре эмансипации уравнивать мужчину и женщину. Говорить о каком-то семейном партнерстве, как будто цель у брака — только чувственное наслаждение. Это существенная составляющая, потому что сказано, чтоб не разжигаться — женитесь, но все-таки, главная цель брака — это таинство жизни. Когда двое в плоти едины, от двух людей рождается новая жизнь», — заключил протоиерей Олег Стеняев.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика