Русская линия
Независимая газета Александр Игнатенко13.02.2004 

Вашингтон и Эр-Рияд: союз против ваххабизма
Исламистская идеология нетерпимости в конце концов обернулась против Саудовской Аравии, распространявшей ее по всему миру

В конце января США и Королевство Саудовская Аравия направили в ООН совместный запрос о включении филиалов саудовского благотворительного фонда «Аль-Харамейн» в Индонезии, Кении, Танзании и Пакистане в список лиц и организаций, причастных к финансированию террористической группировки «Аль-Каида». Ранее ООН, тоже по представлению США и Саудовского Королевства, внесла в этот список руководителя боснийской благотворительной организации «Вазир» (фактически — филиала «Аль-Харамейн») Сафета Дургути. 191 страна, входящая в состав ООН, обязуется применять жесткие санкции в отношении лиц и организаций, входящих в этот список.

Фигуры умолчания

В первую очередь речь идет о замораживании их банковских счетов и блокировании всех финансовых операций. На пресс-конференции в Вашингтоне советник саудовского наследного принца Абдаллы Адиль аль-Джубейр заявил, что эти филиалы оказывали «денежную, материальную и логистическую поддержку» «Аль-Каиде» и другим террористическим организациям, а сама совместная инициатива — свидетельство активного участия Саудовской Аравии в антитеррористической борьбе. Саудовский представитель умолчал, однако, о том, что филиалы в вышеупомянутых государствах, а также в Хорватии, Албании, Эфиопии, Афганистане и Малайзии были закрыты еще весной-летом 2003 г. по требованию властей. (Тогда же Пакистан запретил на своей территории деятельность саудовской организации «Всемирная ассоциация исламской молодежи», ряда других саудовских фондов, а также «Комитета исламского призыва» — пакистанского филиала кувейтского фонда «Ассоциация социальной реформы» — из-за их связей с «Аль-Каидой».) С таким же успехом в список можно было внести филиал «Аль-Харамейн» в Азербайджане, закрытый азербайджанскими властями в январе 2000 г. И еще одна несуразность: филиал благотворительного фонда «Аль-Харамейн» продолжает существовать и действовать в Соединенных Штатах (Эшланд, штат Орегон).

Параллельно этим совместным американо-саудовским акциям, касающимся третьих стран, просматривалась серия действий американских властей, направленных против саудовских юридических и физических лиц на территории Соединенных Штатов. В январе 2004 г. были лишены дипломатических виз и высланы из страны 23 человека (в том числе 14 саудовцев), которые формально были работниками саудовского посольства, но на самом деле занимались преподавательской и проповеднической деятельностью в США — в Институте исламских и арабских наук (Ферфакс, штат Вирджиния), являющемся филиалом Саудовского исламского университета имени имама Мухаммада Ибн-Сауда.

В первой половине декабря 2003 г. американские власти лишили дипломатической визы и выслали из страны исламского проповедника Джаафара Идриса, также числившегося в посольстве КСА в США (в исламском отделе посольства) и возглавлявшего саудовский «Открытый американский университет». Ранее, в начале мая 2003 г., американские власти выслали из США главу исламского отдела посольства Фахда ас-Самири, который находился в стране с 1996 г., будучи по совместительству имамом мечети имени короля Фахда, построенной на саудовские деньги в Лос-Анджелесе. Его выслали по представлению Министерства внутренней безопасности по обвинению в «террористических связях». Совсем недавно в посольстве КСА в Вашингтоне был закрыт исламский отдел — как можно с уверенностью предполагать, не без давления со стороны американских властей. Саудовцы обещали закрыть исламские отделы своих посольств во всех государствах мира.

Старая площадь, дубль два

Становится все более ясно, что Соединенные Штаты при посильной помощи Саудовской Аравии начали осторожный демонтаж мощного внешнеполитического инструмента, который был создан Саудовской Аравией в последние 30 лет и привел к всемирному распространению экстремистского ислама, а также терроризма, получившего неточную квалификацию «исламского». Этот инструмент в его нынешнем виде представляет собой сложную структуру, центром которой является саудовская Лига исламского мира (ЛИМ, в русскоязычных публикациях именуется также Всемирной исламской лигой; арабское название — Рабита аль-алям аль-ислами).

В системе саудовского государства ЛИМ — это своего рода второе Министерство иностранных дел, а в некотором смысле даже первое — как некий аналог международного отдела ЦК КПСС в Советском Союзе, чья главная функция была политико-идеологическая, а не политико-прагматическая. Лиге исламского мира подчинены организации, которые называются благотворительными фондами.

В настоящее время в КСА действуют 240 таких фондов. ЛИМ пользуется ресурсами религиозных учебных заведений королевства, действует в координации с «настоящим» Министерством иностранных дел, Министерством по делам ислама, спецслужбами и другими государственными ведомствами. Работники и эмиссары ЛИМ входят в штат исламских отделов посольств КСА в разных странах мира. С ЛИМ координируют свою деятельность благотворительные фонды ряда арабских монархий Персидского залива, например Кувейта.

Главной задачей всей этой структуры является то, что называется арабским словом da’wah (буквально — «призыв»), то есть пропаганда, индоктринация, прозелитизм, внедрение «истинного ислама» (на самом деле — ваххабизма как официальной идеологии КСА) по всему миру. Эта задача решается посредством преподавательской работы, для которой используются как сами саудовцы, так и несаудовцы, прошедшие подготовку в учебных заведениях на территории КСА или в саудовских учебных заведениях в разных странах мира, назначение ваххабитски ориентированных имамов в мечети, построенные на саудовские деньги, идеологическая обработка по ваххабитским учебникам в военно-тренировочных лагерях, распространение ваххабитской литературы на разных языках, в том числе среди немусульман, обращение в ваххабизм мусульман, традиционно живущих в той или иной стране, и т. п.

По сведениям американского журнала «Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт», который ссылается на Группу контроля за незаконными сделками (Illicit Transactions Group), входящую в структуру ЦРУ, за последнюю четверть века Саудовская Аравия через каналы своих благотворительных фондов израсходовала 70 млрд долл. на создание примерно в 20 странах мира тренировочных лагерей, закупки оружия, рекрутирование наемников, а также строительство подконтрольных ваххабитам мечетей, медресе, исламских центров. Есть сведения, что ежегодно эти фонды тратят 6 млрд долл. на подобную деятельность. Так, в Бангладеш филиал фонда «Аль-Харамейн», как показали обыски, проведенные полицией в Дакке в сентябре прошлого года, истратил 2,4 млн долл. на создание медресе, студенты из которых вербовались для ведения джихада в Кашмире и Афганистане.

Осторожный демонтаж

Но вопрос стоит не только так, что саудовские благотворительные организации финансируют «Аль-Каиду» и другие террористические организации как некую инфраструктуру. Именно da’wah оказывается во многих случаях, если не всегда, первичной по отношению к тому, что советник принца Абдаллы называет «денежной, материальной и логистической поддержкой» террористическим организациям. Иными словами, благотворительные фонды сами способствуют возникновению экстремистских группировок в разных странах мира. Масштабы и объем ваххабитской пропаганды беспрецедентны. Американские исследователи утверждают, что Саудовская Аравия истратила на ваххабитскую пропаганду за последние четверть века больше средств, чем Советский Союз на коммунистическую пропаганду за все время своего существования. Отдельные факты могут дать некоторое представление о масштабах деятельности. Так, фонд «Аль-Харамейн» в декабре 2003 г. разослал 150 тысяч именных посылок с «исламскими книгами» на арабском и английском языках в 50 стран Азии, Европы, Африки и Америки. В мае 2003 г. «Аль-Харамейн» распространил в иракском Курдистане 20 тысяч экземпляров «исламских книг» на курдском языке. Что это за «исламские книги», можно предположить, зная, что, например, летом 1999 г., незадолго до начала вторжения ваххабитов с территории Чечни в Дагестан, на «независимой исламской территории», контролировавшейся дагестанскими ваххабитами, в военно-тренировочных лагерях идеологическая подготовка «муджахедов», по ныне опубликованным свидетельствам, велась с использованием литературы на русском языке, изданной филиалом «Аль-Харамейн» в Азербайджане. В это время при полевых командирах в Чечне находились в качестве ваххабитских комиссаров официальные представители «Аль-Харамейн», подданные КСА — Абдель-Лятиф бен-Абд-аль-Карим ад-Дараан, Абу-Омар Мухаммад ас-Сейф, а также Абу-Сабит, Абу-Салман Мухаммед, Абу-Абдалла, Салех бен Мухаммед Ад-Дахши. Они не только распоряжались финансами, поступавшими от «Аль-Харамейн», но и были религиозными авторитетами, обосновывавшими ваххабитский джихад против Дагестана.

Что касается Соединенных Штатов, то внимание правоохранительных органов, спецслужб и общественного мнения было привлечено к ваххабизму только после терактов 11 сентября 2001 г., которые осуществили члены «Аль-Каиды», руководствовавшиеся именно ваххабитскими установками. Не без удивления американцы обнаружили, что ваххабизм очень глубоко пустил корни в США. По оценке Алекса Алексиева из «Центра политики безопасности» (Center for Security Policy), 80% мечетей в США контролируется ваххабитами. Ваххабитская da’wah осуществляется в многочисленных саудовских исламских культурных центрах и институтах. Соответствующая пропагандистская информация обильно представлена на сайте посольства КСА в Вашингтоне. Более того, выяснилось, что интернет-ресурсы Министерства обороны США, предназначенные для военнослужащих-мусульман, в полной мере использовались для ваххабитской пропаганды. Расследование показало, что еще во время операции «Буря в пустыне» da’wah осуществлялась ваххабитскими шейхами среди американских военнослужащих, расквартированных на саудовской территории, и некоторое количество американских военнослужащих приняли ислам ваххабитского толка. (Особое внимание к ваххабитской пропаганде в армии США было привлечено после того, как 22 марта 2003 г. в Кувейте в расположении американских войск имел место мятеж или теракт — американский военнослужащий-мусульманин Хасан Акбар забросал гранатами три командирские палатки, а затем открыл огонь из своей винтовки М-16. Погиб один офицер, ранения различной степени тяжести получили 15 морских пехотинцев.) Уже после свержения Саддама Хусейна стало ясно, что в Ираке против войск коалиции, представителей международных организаций (ООН, Международного Красного Креста и др.) и иракцев стали вести диверсионно-террористическую войну ваххабитские группировки. Связь как минимум некоторых из них (самая активная — «Ансар аль-ислам») одновременно с «Аль-Каидой» и саудовскими благотворительными фондами (в частности, с «Всемирной ассоциацией исламской молодежи») является установленным фактом. Есть неподтвержденные данные о поступлении денег, оружия и добровольцев из Саудовской Аравии в созданные уже после падения саддамовского режима «Армию [Пророка] Мухаммада» и «Салафитскую группу проповеди (da'wah) и джихада».

Осторожность, с которой Соединенные Штаты принялись за демонтаж ваххабитских структур, объясняется как минимум двумя обстоятельствами. Во-первых, США дорожат принципами религиозной свободы и не хотели бы огульного обвинения целого религиозного направления — ваххабизма — в терроризме. Недавно посол США Джон Хэнфорд, занимающийся в госдепартаменте международными вопросами свободы религии, представляя новый ежегодный доклад госдепартамента о свободе вероисповедания в мире, особо остановился на ваххабизме и заявил, что Соединенные Штаты не считают его изначально преступным течением ислама и придерживаются «взвешенного подхода». «Нас очень беспокоит деятельность некоторых ваххабитов в Саудовской Аравии, вынашивающих террористические замыслы, — сказал Хэнфорд. — В то же время, по иронии судьбы, в других странах мы вынуждены защищать людей, исповедующих ваххабизм. Вопрос стоит не о религиозных убеждениях человека, а о том, как он их исповедует — не толкают ли они его на причинение вреда другим и на совершение терактов». Во-вторых, Соединенные Штаты и Саудовскую Аравию связывают давние отношения партнерства, и любые действия против ваххабитских структур могут быть истолкованы как антисаудовские. Собственно, такие оценки и делаются теми ваххабитскими проповедниками, которых под благовидным предлогом высылают из США.

Принцип бумеранга

Но с некоторых пор и саудовские власти, и немалая часть общественности начали осознавать ту негативную роль, которую играют исламские благотворительные организации во внутренней политике самой Саудовской Аравии. В прошлом году на территории королевства была совершена серия террористических актов, в том числе два — в Эр-Рияде (12 мая и 8 ноября). Это продемонстрировало самим саудовским властям совершенно чудовищную вещь: в стране началась террористическая война, которая мало чем отличается от того, что происходило в других странах мира, куда проникал ваххабизм. И эта война ведется не без участия благотворительных фондов. Так, выяснилось, что в террористическую деятельность на территории королевства вкладываются гигантские деньги. Подготовка и осуществление двух упомянутых терактов обошлись, по оценкам саудовских экспертов, в 15 млн долл. После них в ходе «зачисток» и обысков по всей стране было изъято оружия, боеприпасов, взрывчатки, средств связи на 500 млн долл. При этом в схронах и на явочных квартирах террористов обнаруживались ящики для сбора пожертвований, снабженные логотипами известных исламских благотворительных фондов. По оценкам опять-таки саудовских инсайдерских источников, треть этих ящиков для сбора пожертвований по всей стране (а в КСА действуют 240 исламских благотворительных организаций) находилась под контролем террористов. (Параллельно выяснилось, что в руководстве фонда «Аль-Харамейн» процветала коррупция, но это — особая тема.) В июле 2003 г., чтобы пресечь финансирование террористической активности на территории КСА, власти запретили сбор пожертвований исламскими благотворительными организациями во всех публичных местах — в мечетях, супермаркетах, на рынках и т. п.

Саудовские власти, наверное, были немало удивлены тем, как ударила по ним самим ваххабитская идеология нетерпимости и джихада против «неверных». Оказалось, что многие молодые люди, которые занимались da’wah в разных концах света, в том числе эмиссары и работники благотворительных фондов, увидели, что власти королевства мало соответствуют требованиям «истинного ислама». Ведь для ваххабитов тот, кто водится с «неверными», сам является «неверным». Примечательно, что с начала января 2004 г. в стране дала о себе знать подпольная организация «Батальоны «Аль-Харамейн», заявившая о своей принадлежности к «Аль-Каиде» и совершившая теракт против работника службы безопасности КСА, которая «воюет против ислама и мусульман» (утверждение из опубликованного заявления). И хотя власти КСА традиционно объясняют терроризм в стране внешними причинами (сначала деятельностью «сионистской агентуры», потом, когда стала очевидна несостоятельность подобных утверждений, влиянием всеарабской организации «Братья-мусульмане»), в стране звучат голоса тех, кто совершенно справедливо видит причину терроризма в том, что «эти радикальные группировки черпают оправдание своим действиям в ваххабитских идеях» (формулировка исламского деятеля из Эр-Рияда Мансура ан-Нугайдана).

Комментируя закрытие филиалов «Аль-Харамейн» в мире, главный редактор издающейся в Лондоне либеральной саудовской газеты «Аш-Шарк аль-Авсат» Абд-ар-Рахман ар-Рашид констатирует, что «эти ассоциации практически переносят боевые действия из-за рубежа в страну (Саудовскую Аравию. — А.И.)». И четко формулирует задачу: «Хватит вести ту подрывную деятельность, которой занимаются саудовцы — и сами, и своими деньгами — в разных странах мира».


Об авторе: Александр Александрович Игнатенко — доктор философских наук, главный эксперт НИИ социальных систем МГУ имени М.В. Ломоносова, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика