Северный Кавказ | Б. Прохоров | 13.02.2004 |
В чем тут дело? Вопрос, конечно, интересный. Корни его уходят почти на сто лет назад. В 1915-м году, когда Ставрополь был еще заштатным городишком с населением в 10−15 тысяч, мечеть была нужна торговцам-мусульманам, которые приезжали торговать на здешние пышные ярмарки. Первый взнос для почина сделали ногайцы и туркмены, последний — в тысячу рублей — внесла царская семья. А большую часть денег собирали ставропольцы всем миром. Ярмарки кормили город.
Аллах почему-то сразу отвернулся от торговой мечети. В ней даже ни разу не удалось совершить намаз. Ни разу муэдзин не кричал с ее минарета. Едва закончили строительство, грянула революция и все последующие события. Какие уж тут ярмарки, какие торговые гости? Здание пустовало тридцать лет, пока наконец власти не приспособили его под картинную галерею народного художника Павла Гречишкина. В этом ранге оно и существовало вот уже двадцать лет. Но десять лет назад Ельцин подписал Указ о передаче культовых зданий культовым объединениям. Как и большинство указов нашего непредсказуемого, он был чреват последствиями. Например, духовенство КЧР, которое к этой мечети ни сном, ни духом отношения не имеет, потребовало ее отдать! Ставропольские мусульмане, ногайцы и туркмены, коих на Ставрополье большинство, высказываются категорически против передачи здания, ибо хотят от Духовного управления Карачаево-Черкесии и вовсе отделиться. Уж если отдавать мечеть, то им, а не карачаевцам. А главное — жители краевого центра! Какой христианин захочет просыпаться под крики муэдзина? Кому понравится, если на тесную улочку и во дворы будут съезжаться инаковерцы со всей округи? Наконец, куда девать галерею народного художника?
До всех этих вопросов Духовному управлению мусульман Карачаево-Черкесии дела нет. Раз был такой ельцинский указ, требуем отдать. О том, что в самой республике множество христианских храмов с тысячелетней историей используются как загоны для скота, разумеется, никто не вспоминает.
Конфликт вокруг мечети не религиозный и даже не имущественный. Он нравственный. Если есть законный повод еще раз плюнуть в душу России, в душу казачества, то почему бы им не воспользоваться независимой республике? И это вполне удалось. Митинг кипел национальными страстями.
— Это историческое достояние русского народа! Если нужна мечеть, пусть строят в другом месте! Им предлагали аж четыре других площадки. Те, кто на этом настаивает, хотят создать «горячую точку» в центре Ставрополя.
— Мы ни в коей мере не выступаем против мусульман и их законного права иметь мечеть. Но именно там, на Морозова, ей находиться невозможно, — эмоционально разъяснял атаман Дмитрий Логвин позицию казачества. Начальник отдела Совета безопасности края Василий Шнюков и заместитель главы города Николай Жуков поддержали требования митингующих. Все выступавшие оценили судебные иски и столичный прессинг как провокацию, способную разрушить очень хрупкое равновесие в межнациональной ситуации на Ставрополье. Кому-то в Москве выгодно дестабилизировать обстановку в городе. А исполнение «заветов Ельцина» это гарантирует. Причем последствия этой дестабилизации могут быть страшные. В толпе высказывались радикальные предложения разобрать мечеть «ко всем чертям по камешку». Но ведь это памятник архитектуры. В толпе были единодушны:
— Мы уважаем религиозные чувства мусульман, мы готовы жить в мире со всеми. Но со своим уставом в чужой монастырь лезть не надо. Из резолюции митинга протеста: «На фоне притеснения русских людей в других северо-кавказских республиках мы расцениваем усиленно лоббируемые требования передачи здания мечети как политическую провокацию. В центре Ставрополя может возникнуть очаг этнической нестабильности и противостояния русских и мусульман. Именно этого и добиваются инициаторы передачи здания». Эмоции захлестывали выступающих: русский народ уничтожается, вспомните фамилии олигархов! Кто заправляет имуществом России, кто управляет культурой? Приходили к выводам, что теперь идет наступление на Православие. Резолюцию митинга было предложено направить в правительство РФ, чтобы там поняли истинное положение дел и своими действиями не сталкивали людей.
Между тем арбитражный суд Ставропольского края пришел к выводу, что неправомочен выносить решение по делу о передаче здания мечети Духовному управлению мусульман Карачаево — Черкесии. И сделал это довольно ловко.
— Нет ли у вас другой цели, кроме как использовать мечеть для богослужений? — обратился судья к представителю истца. — Какие-нибудь коммерческие цели вы преследуете?
— Нет, абсолютно никаких.
— Тогда почему за вас ратует Минимущества?
— Если бы вы хотели открыть там фабрику по пошиву одежды, тогда да, наш вопрос, — объяснил председатель коллегии представителю общества мусульман. — Но вы просите мечеть для совершения богослужений и других религиозных обрядов и церемоний. Это не к нам. Производство по делу прекращено.
Однако имам мусульман г. Ставрополя Расул Ижаев недоволен: «Мы не для этого судились полгода, все должны действовать по закону. Будем думать, что дальше делать».