Русское Воскресение | Священник Александр Шестак | 27.01.2011 |
Действительно, этимологически слово «русский» — это ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, в отличие от названий других этносов, которые являются существительными, например: американец, англичанин, француз, китаец и т. д. Слово «русский» обозначает, прежде всего, КАЧЕСТВО внутреннего мира человека, его принадлежность к Русской цивилизации, а не национальную принадлежность. (В скобках замечу, что такая этимология имеет и исторические корни: русы, объединившие восточнославянские племена, славянами, как доподлинно известно, не были. По мнению ряда ученых-историков, они были древнегерманским племенем, родственным ругам; слово же «варяг» обозначает не принадлежность к какому-либо этносу, а «профессию». Словом «русские» стали обозначать все объединенные русами этносы, а это были не только восточнославянские племена, но и чуть позже принявшие Православие многие печенеги, половцы и представители других народов). Так вот, быть русским — значит, прежде всего, быть православным (т.к. русские ни минуты за свою тысячелетнюю историю неправославными не были), а также знать русский язык (ибо для понимания сути Русской цивилизации язык знать нужно) и, конечно же, быть патриотом своего Отечества. Русские — это «надэтнос» или, в латинской терминологии, «суперэтнос». Любой православный — говорящий по-русски и живущий категориями Русского мира — якут, коми, чуваш и т. д. (о белорусах и малороссах даже не говорю) может сказать: «Этнически я якут (коми, чуваш и т. д. и т. д.), но я русский». И никакого противоречия здесь не будет, ибо, будучи якутом (коми, чувашом), он вместе с тем является русским, т. е. соотносит себя с Русской цивилизацией, Русской культурой.
Лингвистически вся проблема заключается в том, что смысл ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО «русский» с течением времени (на протяжении веков, но особенно в XX веке) «замылился» в нашем сознании. Я бы, например, почитаемого нами стопроцентного американца Серафима Роуза спокойно назвал русским. Воистину он был русским куда более, нежели многие из тех, кто ныне называют себя таковыми и при этом пьют, матерятся, изгоняют и избивают людей лишь за то, что они не славянской внешности. А ведь русский человек исстари отличался любовью и состраданием к другим народам, готовностью помогать им, молиться за них.
Именно по этой, единственной причине всем народам, живущим в России, живется относительно спокойно только до тех самых пор, пока государствообразующий этнос сохраняет свое лидирующее положение в структуре демографического состояния населения страны. Но это ненадолго, еще максимум лет на десять, потом Россия может повторить судьбу Византии. И что же? Что же надо делать? За этим извечным русским вопросом чаще всего следует другой: «Кто виноват?» На этот вопрос приходится дать ответ: прежде всего, мы сами.
Сколько детей рождает среднестатистическая русская семья? Одного, реже двух, еще реже трех. Если больше, то это крайне редко, это уже многодетная семья. Нужно в корне изменить отношение к рождению ребенка. Чтобы государствообразующий этнос сохранился хотя бы в нынешнем виде, надо, чтобы в каждой семье рождалось семь-восемь детей. Более того, необходимо всем и навсегда понять, что жизнь ребенка начинается не с момента рождения, как это закреплено в настоящее время в законе, а с момента его зачатия. Если это важное положение закрепить в Уголовном Кодексе России, то аборт станет уголовным преступлением, каковым он, по сути, и является.
К этому шагу надо безотлагательно готовиться. Нужно ввести запрет на массовую демонстрацию фильмов, рекламы, телепередач эротического и порнографического содержания. Целомудрие должно стать поощряемым образцом поведения для всего населения страны, в первую очередь, для молодежи.
Эти требования не какая-то новация, а обычная норма жизни православных семей на протяжении многих столетий существования нашего Отечества. Православная культура впитывалась с молоком матери. Эту практику, эту норму жизни надо вспомнить и возродить. Иначе нас ожидает деградация личности и общества и, как результат, распад страны. Только через православно воспитанных детей в семье можно радикально снизить атеистическую составляющую образовательного процесса в школе и значительно улучшить нравственную атмосферу среди детей и подростков, а через них и всего населения.
Уже сейчас можно реально изменить ситуацию, если каждый даст себе ответ, любит ли он Россию. А ответить на этот вопрос несложно. Если Вы оскверняете свои уста произношением нецензурных слов — Вы не любите Россию. Если Вы берете взятки — Вы не любите Россию. Если Вы убиваете своих нерожденных детей — Вы не любите Россию. Если Вы уклоняетесь от службы в Армии — Вы не любите Россию. Если Вы не знаете свою культуру — Вы не любите Россию. Если Вы не любите Россию — Вы не патриот России. Вы можете и не быть русским и все-таки любить Россию. Но если Вы не любите Россию, то Вы и не русский.
Так ли это на самом деле? А если человек родился и воспитывался в такой дрянной атмосфере, что грязные глаголы и существительные, наречия и междометия, впитавшиеся в его ум и душу с малолетства, настолько вплетены в его разговорную речь, что он просто не понимает и не воспринимает исконно русской, неповторимо красивой, выросшей из церковнославянского корня речи. Тем не менее, он будет ударять себя кулачищем в грудь, пытаясь доказать, что вот он-то и есть русский, вот он-то и любит Россию и что его нецензурная речь как раз и служит доказательством его русскости. Это как же надо было исказить и изуродовать душу русского человека, чтобы он свое сквернословие почитал за неотъемлемое национальное свойство!
А ведь Россия — это Дом Богородицы и от всякого, кто оскверняет этот Дом нецензурными словами, Пресвятая Богородица отнимает свой Покров, и он становится незащищенным от нападения злых сил, зачастую при этом лишаясь простого здравомыслия. Когда же человек теряет разум, это трагедия для него самого и его близких. Когда-то же самое происходит с должностным лицом, чиновник он или офицер — страдают также и те, кто находится под его властью. Более того, если должностное лицо допускает в своей речи грязные слова — он должен немедленно изгоняться с занимаемой должности. Как мы очищаем свою одежду от случайной грязи, так власть должна очищать себя от тех, кто погряз в сквернословии, коррупции и других неблаговидных поступках. Способность к такому самоочищению — признак нравственного здоровья власти, ее искреннего, а не демагогического стремления служить народу. Только нравственно здоровые люди, стоящие у власти, способны сохранить и приумножить величие России, оградить русского человека от нравственного унижения, одичания и вымирания.
Оказывается, любить Россию очень трудно, любить ее — сродни подвигу, прежде всего внутреннему. Надо попытаться победить себя в себе, победить свои страсти, победить свои греховные привычки. Надо сделать так, чтобы не мы зависели от телевизионных программ, а они зависели от нашего выбора. Если демонстрируются непристойности, нельзя задерживать на них взгляд, а надо выключить телевизор со словами «Господи, помилуй», «Господи, прости». Если мы все будем так поступать, то и программы телевидения изменятся. Суббота для человека, а не человек для субботы и, уж тем более, для телевизора.
Именно в таких мелочах обретает человек духовный стержень — любовь, которая подвигает его к жертвенному служению ближнему и Отечеству. Примеров такой любви много и в наши дни. Достаточно вспомнить о подвиге 6-й роты псковских десантников, которые почти все полегли, но выстояли, не потеряв свои души для Царства Небесного.
Как нам известно из многих источников информации, 28 февраля 2000 года в Чечне, на перевале Улус-Кертом, рота десантников приняла сражение с отрядом боевиков. На каждого десантника приходилось по 20 (а по некоторым данным 25) боевиков. Десантники не дрогнули, а хладнокровно приняли жестокий бой. Силы были неравны, но Русские ребята выстояли! Александр Доставалов, руководя ротой ВДВ, героически погиб в бою. В ту ночь он был вместе с 4-й ротой, которая незамедлительно рванулась в бой спасать десантников из 6-й роты. Дважды Доставалов со взводом десантников не мог пробиться к родной 6-й роте, но к утру они прорвали кольцо чеченских бандитов и вышли на помощь к остаткам 6-й роты. Во время прорыва Доставалов уже был тяжело ранен, но не бросил ребят, продолжая мужественно сражаться. И погиб как герой, спасая раненого солдата.
Лейтенант Димитрий Кожемякин командовал разведчиками на восточном скате высоты, прикрывая фланг 6-й роты. Разведчики отбили четыре лавинные атаки боевиков. Бандиты планировали смять группу Кожемякина, ударить по флангу и сбить десантников с высоты. Но выше гор могут быть только герои: десантники оставались стоять на высоте. Последняя атака оказалась последней и для лейтенанта Кожемякина. Он прикрыл своим телом раненого разведчика и принял вместо него вражескую пулю.
Когда кончились патроны, десантники пошли врукопашную. И тогда бандиты поняли, чего стоит Русский солдат. Героически погибли 84 десантника, но не предали и не продали свое Отечество, а выстояли, обретя вечную жизнь в Царстве Небесном. Из всей 6-й роты в живых осталось шесть человек. Но рота жива, она останется в нашей памяти навечно. Ребята доказали, что не только во времена великих побед Суворова, Ушакова, Скобелева, но и в наши дни нет той силы, которая могла бы победить Русского солдата!
Великий князь Константин Константинович Романов («К.Р.») — незаурядный поэт, драматург, переводчик, трое из детей которого — сыновья Иоанн, Константин, Игорь — были убиты в Алапаевске вместе со святой преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, так писал о русском человеке и России: «Я русский человек, настолько русский, что даже природа говорит со мной на русском языке. Это небо, вечное и бескрайнее, как русская душа, как русская история, я смотрю в него, и вечные вопросы приходят в голову: кто я, зачем пришел на эту землю, к чему стремится моя душа? Эти вопросы мучают и тревожат меня. Ответ всегда один — я русский. Так просто и так сложно. Достаточно ли говорить по-русски и жить в России, чтобы называть себя по праву русским человеком? Многие считают, что достаточно, и эти многие сегодня говорят о своей любви к России, но жизнь их и душевные силы расходуются на пустые дела и низкие страсти. Неужели и я вот так же бесполезно проживу отпущенные мне Господом краткие годы земного существования, пройду, не оставлю ни светлого следа, ни доброй памяти? Чувство стыда, бессильного возмущения и отчаяния охватывает меня. Что спасает мою смятенную душу в такие горькие минуты, что дает мне силы жить и трудиться во благо России — история моей страны. Быть русским — значит иметь единственной целью, единственным стремлением души — благо России, ее величие и славу. Любить Родину — значит дорожить своей историей, очищать ее от искажения и клеветы, свято хранить для будущих поколений, потому что великая Русская история — главная наша ценность, главная опора, без нее мы пропадем. Не проста и трагична Русская история. Каждое новое поколение трактует события прошлого, исходя из интересов преходящих, сиюминутных, искажаются целые периоды Русской истории и предаются забвению великие русские люди, те, кто жил до нас, кто трудился и оставил нам плоды трудов своих — бесценное наследие, основа нашего государства. Образы великих россиян выходят из тьмы веков и протягивают нам руку помощи, направляют по тому единственному и верному пути, по которому мы все, может быть, сделали лишь один шаг, но и это должно наполнять нас гордостью и уверенностью, что жизнь наша не будет пустой и напрасной, и что все силы мы отдадим служению великой России».
Так любите ли Вы Россию?