Русская линия | Александр Алекаев | 22.01.2011 |
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,
Тройческое явися поклонение:
Родителев бо глас сведетельствоваше Тебе,
возлюбленного тя Сына именуя и Дух в виде голубине
Извествоваше словесе утверждение.
Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.»
Тропарь праздника
Судя по последним публикациям на РЛ может сложиться впечатление, что мы не одобряем обряда купания в Иордани на Богоявление. Однако это не совсем так. Хотел бы в связи с этим поделиться с читателями своим личным опытом. Тем более, что в нынешнем году с нами вместе это сделал Президент РФ, да ещё непосредственно там, где крестился сам Спаситель. И произошло это на фоне того, что МИД Израиля под надуманным предлогом воспрепятствовал государственному визиту Российского Президента, но вопреки им наш Президент посетил Палестину и на Богоявление совершил омовение в «святой» реке.
Однако после небольшого вступления, вернемся к личному опыту. Я первый раз купался на Крещение примерно 10 лет тому назад. Тогда я начал посещать богослужения в Спасском храме Подольского благочиния и стал одновременно студентом Свято-Тихоновского богословского университета. Причём, уже тогда настоятель храма о. Александр (Шумаев) сооружал возле храма Иордань, но так как вблизи не было реки, а был лишь колодец с чистой водой, то рядом с ним ставилась загородка и большая емкость (бочка) с водой, которую освящали накануне Богоявления, после Литургии Василия Великого в Крещенский Сочельник. Каждый сам себе набирал три ведра крещенской воды, и после благословения батюшки и после того, как он это сделает сам «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», выливали воду на себя. Это происходило рядом с натопленной избушкой батюшки, где потом нас ждал скромно накрытый стол с теплым вином (типа глинтвейн), горячим чаем и братской трапезой.
Так вот, я себе раньше не представлял, как это можно ночью в мороз раздеться и стоя голыми ногами на снегу, облить себя троекратно из ведра святой крещенской водой. Мне казались все эти затеи немного чудаковатыми, также я не представлял себе на тот момент, как можно остаться в храме после крестного хода на пасхальную заутреню, даже с условием того, что причастие в пасхальную ночь будет без исповеди всех, кто остался. Хотя надо отметить, что крестные ходы я посещал лет с 24, соблюдая Великий пост (т.е. 17-й раз на тот момент), не будучи еще крещённым, но сразу после него шёл домой «разговляться». Так вот, поступив в богословский университет, мне стало как-то неловко уходить из своего храма, тем более, что прихожане меня всегда уговаривали остаться на ночную службу и затем, после причастия, позвонив радостно в колокола, разговеться как положено прямо в приделе храма со всеми вместе. А я всё думал тогда, как это можно вкушать что-либо в 3 часа ночи, отстояв целую службу, да ещё и после крестного хода? Но собравшись с духом всё же решил попробовать. Это был скорее всего 2000 год. Во время пасхальной службы меня охватило такое торжественное волнение, что я совсем не чувствовал усталости и течения времени, всё происходило на одном дыхании, как будто какие-то неведомые доселе и невидимые силы поддерживали меня. Мне даже казалось, что я парю над землей, не было никакой усталости, а только огромная радость и какой то детский восторг. Я как бы смотрел на себя со стороны и удивлялся сам себе. Около 6 утра уже взошло солнце, а никто не хотел уходить из-за стола, настолько всем было радостно и хорошо. С первыми петухами я вернулся домой (дом рядом с храмом) и уснул как «убитый» младенческим сном с ощущением непроходящей радости и какого-то светлого будущего.
С тех пор Пасха для меня самый главный праздник и я с нетерпением жду её, как впрочем и Великого Поста. После первой настоящей Пасхи ко мне пришёл помысел, о том что как-то негоже для закалённого мужчины (я занимался плаванием) пропускать Крещенские обливания в нашем храме. И вот в тоже примерно время, Крещенский сочельник остановил мои святочные разговины (как всадник останавливает молодого жеребца на полном скаку), и я, поговев как следует, в 11 ночи взял полотенце под мышку и перекрестившись направился в храм.
Моя супруга, не ожидала такого, и от удивления и непонимания села на диван с широко раскрытыми глазами:
— Ты куда в такой мороз и в полночь собрался?
Я отвечаю:
— Купаться на Иордань.
Она мне, покрутив у виска:
— С тобой всё в порядке, ты случайно не тронулся рассудком?
Внутренние сомнения меня конечно не оставляли, тем более, что в тот год было как-то особенно морозно, но придя в храм, увидев в избушке множество народа, причём очень радостного, и такого же батюшку, я немного приободрился. Хотя я слабо представлял, как буду в такой мороз выливать на себя воду, и что со мной потом будет, но в домике находились местные женщины с маленькими детьми, и я успокоился. Ровно в 12 ночи батюшка всех благословил и с пением праздничного тропаря пошёл на Иордань и троекратно облил себя Крещенской водой. За ним последовали через некоторое время женщины с детьми, причём они прижимали их к себе и вместе обливались. У всех конечно были теплые халаты и большие полотенца. Перекрестив себя три раза, я также вылил на себя три полных ведра холодной прозрачной освященной воды. Войдя потом в теплую натопленную избушку, я сначала лишь чувствовал лёгкое покалывание в пятках от холодного снега, затем я ощутил в теле особенную лёгкость, а потом и в душе появился какой-то детский восторг, и неуёмное желание всех обнять и расцеловать. Было такое ощущение, что я невесом, с меня смылись в одну секунду все грехи, заботы, печали и тревоги. Как и в Пасхальную ночь мы разговлялись, пили теплое вино, чай и делились друг с другом радостью. Душа и тело наполнились внутренним теплом. В эту ночь я спал так же как в детстве (у бабушки в деревне) — до 12 часов дня и не хотел просыпаться, благо крещение в тот год пришлось на выходной.
Проснувшись утром, я почувствовал себя моложе на два десятка лет. Захотелось как в молодости отжаться от пола раз 30. За окном светило яркое солнце, стоял прекрасный зимний день. На стенах комнаты плясали солнечные зайчики, а на подоконнике, за окном сидели два снегиря и синица. Деревья стояли в снегу как в серебре, мой пёс «азиат» Рокки весело болтал обрубком хвоста, призывая меня на улицу погулять. Сначала я не понял, что произошло. Какие-то юношеские радостные ощущения вернулись ко мне, все мышцы тела были в тонусе, хотелось что-то делать, вернулось ощущение полноты жизни. Хотелось просто жить и творить. С того момента я также жду Крещения как Пасхи и для меня это вместе с Троицей второй по важности праздник в году.
В этом году я как обычно ждал Богоявления. С 2000 года я не пропустил купание ни разу, хотя однажды температура на улице была ниже -40. К слову сказать, я не слышал, что бы кто-то заболел или простудился после Крещенского купания.
Постный день Крещенского Сочельника выдался очень суетным, хотя начался он хорошо — я был в Иоано-Предтеченском монастыре на вечерней службе, и утром на Царских Часах и Литургии Василия Великого читал Апостол. Затем начались искушения и суета на работе, дома. Вечером, по дороге из Москвы уже ничего не хотелось, на душе была усталость, были даже мысли пропустить долгожданное купание в этом году. В храм приехал какой то внутренне опустошенный с «потухшим взором». Но я пересилил себя и доехал до церкви без четверти 12 ночи. Зайдя в храм, увидел радостные лица, праздничное облачение храма и на душе стало светлее. Батюшка благословил читать Апостол во время Литургии. С течением службы становилось всё легче и легче. Помянул за здравие всех близких, крестных чад, «воинство» — сына-курсанта, трёх знакомых действующих генералов, подумалось о властях. Постепенно я как бы оттаял, вернулась ясность мыслей, на душе стало радостно, усталость и заботы убежали «как бес от ладана». После крестного хода, по традиции, окунулся три раза с головой в Иордане и опять почувствовал себя заново рождённым. Какой же замечательный праздник Крещение! Господи, Слава Тебе!!!
Придя домой в 5 утра и немного отдохнув, я в 11−30 этого же дня уже был на работе в Москве достаточно бодрый и радостный.
Мои выводы. Купаться на Крещение можно и нужно, но только по благословению духовного отца или священнослужителя. Конечно, сам процесс купания не главное. Главное — покаяние, исповедь, причастие, служба, а уж если к этому благословлено и купание — тогда ты счастливый человек. Например, за трапезой рядом со мной сидел прихожанин, который не мог купаться по здоровью, но решил для себя, что обязательно обольется крещенской водой, только теплой, у себя в бане. Радовался празднику он вместе с нами не в меньшей степени.
Теперь будем ждать следующего нашего чудесного праздника — Пасхи, а затем, если Бог даст, доживём и до следующего Крещения.
Слава Богу за всё!
https://rusk.ru/st.php?idar=46224
|