Русская линия
Русский предприниматель, журнал Дмитрий Львов27.01.2004 

Я уверен, что Россия продемонстрирует миру свою силу!

В прошлом номере журнала мы открыли новую рубрику «Кодекс русского предпринимателя». Главная задача данного проекта — поиск духовных, моральных и социально значимых опор и принципов русского предпринимательства, органичного национальному сознанию и целям созидания общего блага.
Продолжая разговор о нравственных основах бизнеса и хозяйственной деятельности, в этом номере мы публикуем интервью, которое дал «РП» видный ученый, руководитель секции экономики Российской академии наук академик Дмитрий Семенович Львов.

НРАВСТВЕННОСТЬ И ПСЕВДОНРАВСТВЕННОСТЬ
 — Дмитрий Семенович, вам как крупному ученому-экономисту наверняка понятны многие внутренние процессы, происходящие в современном российском бизнесе, предпринимательстве. Как вы считаете: насколько сфера бизнеса совместима с понятиями христианской морали, такими как честность, жертвенность, милосердие, вообще с христианским мировоззрением?
 — У меня по этому вопросу двойственная позиция. В принципе, если человек трудится, вкладывает капитал, за свой страх и риск получает доходы и в меру роста дохода обращает внимание на положение других людей, — это нормально. Испокон века так традиционно было и в России: предприниматель старается как-то благоустроить, улучшить жизнь там, где он живет. А мое двойственное отношение к этой проблеме состоит в том, что, к сожалению, сегодня мы буквально по крупицам можем найти ростки того, что можно было бы отнести к нравственной экономике, к нравственному бизнесу.
Дело в том, что основная часть дохода России не является делом рук человеческих, а дана нам Создателем. Это окружающая нас природа, это те естественные блага, которыми мы пользуемся. И исторически уже на протяжении длительного периода времени сложилось так, что основной доход наша страна получает от использования природных ресурсов. Эта природная составляющая — рента, доход от использования природных ресурсов на сегодня дает не менее двух третей всего дохода России.
Поэтому очень важно осознать этот определяющий, с моей точки зрения, фактор роста благосостояния народа. Решение крупнейших социальных проблем, которые сегодня остро стоят перед нашим обществом, в значительной мере зависит от этого основного источника. Но, к сожалению, экономические реформы в последнее время шли в каком-то ложном направлении. В результате самое ценное, то, что мы получили в наследство от наших предков и что, вообще говоря, является Божественным даром, приватизировано и оказалось в руках ограниченного числа людей.
Как следствие — сильнейший социальный раскол России, раскол, о котором, к сожалению, мало говорят. Это неестественная ситуация, когда ничтожная часть населения стала сверхбогатой не за счет развития своего производства, не за счет того, что вкладывает капиталы, помогая другим, совершая богоугодное дело. Люди чрезвычайно обогатились за счет того, что оказались ближе к власти и получили доступ к природным ресурсам. Сегодня рентный доход России в значительной мере приватизирован. Я думаю, что не менее чем наполовину, то есть порядка 46−50 млрд. долларов в год, практически полбюджета страны. Согласитесь, это огромная величина. Она как бы выведена из оборота. И направляется, грубо говоря, в карман тех, кто сегодня использует природные ресурсы — наш газ и наш лес, нашу нефть и прочее.
И вот с этой точки зрения нынешнее состояние российского бизнеса вызывает, конечно, настоящую боль. Олигархи получили национальное имущество, национальное богатство страны, по существу, бесплатно и создали колоссальные, миллиардные состояния. Тем самым они лишили доступа к природным ресурсам, к природному потенциалу основную часть населения, которая резко обеднела в ходе реформ. И когда крупный бизнес (нефтяные компании, Газпром и так далее) откликаются на нужды Церкви, участвуют в строительстве храмов или сами возводят храмы, детские учреждения, открывают благотворительные фонды и прочее, — мне кажется, это не вполне богоугодное дело.
 — Почему?
 — Потому что такие «благотворители» выделяют пожертвования от того, что ими накоплено за счет присвоения богатства, никогда им не принадлежавшего. Я не рискну взять на себя грех осуждения, это дело Господа; я думаю, что такие люди не мои противники, и я их не хочу осуждать. Но у меня твердое убеждение, что они противники Иисуса Христа. Потому что если мы проанализируем вековые предания, внимательно посмотрим на Ветхий Завет, то поймем: один из исходных, фундаментальных принципов—священное соглашение Господа Бога и человека, когда Творец дарует человеку блага, заповедав ему трудиться, приумножая и не ухудшая по крайней мере то, что было дано.
А что у нас? Дают какую-нибудь подачку науке, скажем, создается фонд «Энергия». Вроде бы хорошо, но мне все равно не по себе: как же так, ты сначала верни то, что тебе не принадлежит и принадлежать не может, а потом уже распоряжайся тем, что положено на твой капитал.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БЛАГО ДРУГИХ
 — Я снимаю шляпу перед частной собственностью. Но когда под флагом рынка, перехода к капитализму разрушаются нравственные основы экономики, невозможно пребывать в умиротворенном состоянии духа. Ведь не случайно основная масса людей испытывает агрессивное неприятие такой ситуации, она не понимает, почему это сосед вдруг стал богаче. Такое неприятие—не временное и не поверхностное явление, оно уже переросло в какое-то новое качество: люди почти на генетическом уровне не понимают, почему допущено столь несправедливое распределение общественного блага, богатства, которое Господь Бог дал всем; почему нарушаются равные права, равные стартовые условия для того же бизнеса.
Поэтому с сожалением я могу констатировать: у нас пока нет нравственного бизнеса как широкого общественного феномена. Хотя одновременно вопреки господствующей тенденции существуют и положительные факты. Я очень много езжу по стране, общаюсь с губернаторами, руководителями предприятий. И вижу замечательные примеры. Недавно состоялся Конгресс славянских государств (России, Украины и Белоруссии) в Белгороде. Савченко — прекрасный губернатор, патриот, верующий православный человек. Он не просто возводит храмы, по всей ситуации я вижу, что его настрой передается — хотя бы частично — бизнесу, который там развивается. Настрой этот — чувство ответственности не только за себя, за свое благо, но и за благо других. Есть и другие примеры, скажем, Клюка — руководитель огромного сельскохозяйственного предприятия. Таких надо всячески приветствовать. Возьмите промышленность: Вологодская область, подшипниковый завод, — предприятие на уровне мировых стандартов. Это — маяки, образцы нового позитивного уклада.
 — А насколько они вписываются в нынешнюю систему хозяйства?
 — В том-то и дело, что не вписываются! Так же как и некоторые губернаторы. Вот, например, Ишаев из Хабаровского края. Прекрасный государственник, настоящий гражданин. На Госсовете он сделал замечательный доклад о нуждах России, о стратегии развития, альтернативной пресловутой концепции Грефа. Доклад у него, как положено, взяли, а потом куда-то забросили и забыли. Потому что Ишаев на первое место поставил интересы страны, России, ее народа, лишний раз продемонстрировал, что в народе русском есть крепкие жизненные силы. И очень жаль, что сегодня их будто не замечают, а то и губят.

К ДУХОВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ — ЧЕРЕЗ СОБОРНОСТЬ
 — Дмитрий Семенович, наше предпринимательство отличается от европейского или от американского?
 — Сейчас поздно говорить об этих различиях. За последние десять-двадцать лет мир неузнаваемо изменился. В основе его лежит идеология глобализации — зеркальное отражение идеологии мирового коммунизма. Мы столько лет начиная с Октябрьской революции вынашивали идеи победы коммунизма в мировом масштабе. Я думаю, что это одна из причин краха социализма у нас в стране и вообще в социалистической системе. Как только человечество и его вожди начинают воображать, что они нашли идею, которая должна стать главенствующей для руководства массами, да еще в глобальном масштабе, — моментально Господь Бог дает человеку понять, что Он не может терпеть такой гордости и самоуверенности.
И вот теперь человечество повторяет ту же самую ошибку! Глобализм тоже навязывается всем сверху: «Я нашел этот камень истины!» Подразумевается, что она должна быть единой для всех. Для православных, мусульман и так далее. Для всех сразу. А это прежде всего единая экономика, единые институты: единая Европа — единый парламент, единые исполнительные органы, трибунал и так далее. Но процесс идет еще дальше. Вы посмотрите: Международный валютный фонд — институт, который обслуживает финансы монстра, именуемого глобальной экономикой. Далее: Всемирный банк или институт Всемирной торговой организации (ВТО). Больше того, и в идеологии тоже надо соблюдать определенные правила. Бизнесмен в России вынужден жить по правилам, которые сегодня регламентируются так называемым Вашингтонским консенсусом как некоторой парадигмой, некоторой идеологией глобализма. Единый стандарт в экономике, единые правила взаимоотношений. А правила какие? Это уже не конкуренция, а диктат: тот или иной сектор экономики предоставь кому-то, сырье давай мне, а я буду взамен передавать новые наукоемкие технологии и так далее. Наш мир стал уже другим, и с этим, хочешь не хочешь, приходится считаться.
Разумеется, у нас есть определенная степень внутренней свободы, это бесспорно. Но очень существенно, что мы зажаты извне. Мы же не можем отгородиться «китайской стеной» от остального мира. Значит, должны как-то подстраиваться под новые правила. Но как именно? Нам говорят: «Вступайте в ВТО, но сначала повысьте цены на энергию до уровня мировых». А как же наше население, как же наша промышленность? Ответа нет.
А он очевиден. В этом случае у нас две трети обрабатывающей промышленности погибнет, а это та часть экономики, на которую надо делать сегодня ставку. Нужно уйти от сырьевой специализации и развивать обработку. Ведь русский человек всегда славился своими умениями — это же прекрасная нация, которая имеет замечательные традиции в ремеслах, изобретательстве и так далее. А нам советуют: «Это не важно. Не умеете делать автомобили — бросьте! Умеете из нефти керосин делать — вот и делайте!» И самое неприятное, что так говорят не только наши конкуренты, но и наши руководители, люди, которые правят страной, отвечают за нашу экономическую политику. Бесспорно, очень многие предприниматели с духовным стержнем понимают серьезность ситуации и стараются в меру своих сил противодействовать нежелательному развитию событий, но их же все время давят сверху идеологией, которая в какой-то мере стала уже господствующей в России.
В связи с этим мне думается, что мы не обращаем внимания на предупреждения, которые Господь Бог посылает нам постоянно. Это и землетрясения, и другие катаклизмы, а в России это еще и ветшание, износ газопроводов, нефтяных магистралей, авиации. А проблемы атомных станций, да еще в условиях растущей опасности терроризма?.. В то же время огромная рента в природоэксплуатирующих отраслях, которая должна была бы сегодня идти на то, что мы будем развивать завтра, например на авиацию, вкладывается в проекты, сориентированные на западного производителя, на тот же «Боинг». Поэтому сегодня мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда идеология глобализма опирается, как мне представляется, и на своего рода «нравственные» основы.
 — И, видимо, эти основы — уже не христианские?
 — Нельзя, конечно, упрощать, но в целом это другой взгляд по отношению к Православию. Это совершенно разные миры. И я думаю, что у нашего русского предпринимательства, у людей, которые им занимаются, есть, может быть, даже неосознанное понимание: кризис преодолеют все или никто. То есть пробуждается чувство соборности, общности, коллективизма. Могут сказать: мол, академик снова пропагандирует «совковое» мышление. Это неправильно. Настоящая соборность, коллективизм, всегдашняя тяга решать совместные проблемы сообща — замечательные качества нашего народа. Соучастие, сотрудничество — это нечто совсем другое, нежели корпоративность на Западе!

В УСЛОВИЯХ ОТТОРЖЕНИЯ
 — Глобализм отсекает абсолютно все «лишнее», оставляя усредненное безликое нечто. А если сконцентрировать опыт замечательных людей, о которых вы говорили, можно ли сохранить наше национальное самосознание?
 — В девяностые годы я говорил о необходимости введения рентного дохода, системы национального имущества, системы национального дивиденда. Это значит: каждый гражданин России имеет право равного доступа к тому, что от Бога. Как в Объединенных Арабских Эмиратах, в бывшем когда-то нашим американском штате Аляска или в Норвегии, которую уже просто невозможно сравнивать с Россией по уровню благосостояния, где природные ресурсы являются общественной собственностью, а доход от них используется на создание новых рабочих мест, развитие науки, бесплатное образование и лечение для всех.
Норвегия сегодня стоит на одном из первых мест по доходу на душу населения. А в России с ее огромными возможностями унизительное, противоестественное состояние жизни народа. Это потому, что люди-отщепенцы с совершенно не свойственным для России духом — абрамовичи и прочие прибрали к рукам 45% всего национального дохода России! Их примерно одна сотая процента от численности населения, но они заказывают музыку. Какое отношение к России они имеют? Кто они? Для меня очевидно, что они враги идеи Господа нашего. Люди, которые воспользовались моментом и забрали то, что принадлежит всем.
Надо решать эту проблему, а нам говорят: ни-ни. Вы что, мол, передела хотите? Опять начнется кровопролитие!
Ни о каком кровопролитии не может быть и речи. Обратите внимание: во всем мире оцениваются запасы нефти и газа в недрах, а нашим олигархам эти огромные запасы отдали по оценке «ноль». Бесплатно. Значит, надо просто оценить все то, что они получили в собственность. Они же не заплатили, они же наши должники!
В России тридцать с лишним миллионов бедных. Я написал президенту письмо: Владимир Владимирович, войдите в историю страны как первый руководитель, который быстро решит проблему бедности. Что для этого нужно? 7,2 млрд. долларов. По отношению ко всей нашей ренте (лес, газ, нефть и так далее) эта сумма составляет 9%, а по отношению к нефти и газу — около 14%. Вызовите олигархов и скажите им: «Ребята, вы же награбили». Выступите вы с этой инициативой, и в России не будет людей с доходами ниже прожиточного минимума… Написать-то написал, а что толку? Получил чисто бюрократический ответ из Министерства экономического развития от своего бывшего ученика — первого зам. министра, который отвечает за социальную сферу, Дмитриева Михаила Эгоновича. Он очень эрудированный человек. Есть ум, положение, а нравственности — ноль. «Неужели Вы не понимаете, — пишет он, — что бедность можно искоренить в России, только когда мы обеспечим рост ВВП, как указывал президент, в два раза». Вот мы обеспечим такой рост — это говорится мне, профессионалу, академику, — тогда, мол, будем бороться с бедностью. А президент, видимо, и не знает об этом, хотя я был у него на приеме полтора года назад. Не знает и не узнает из-за своего окружения.
 — Наверное, это далеко не единственный пример негативной реакции высоких чиновников на конструктивные предложения ученых и специалистов?
 — Передо мной лежит замечательная книга: Джозеф Стиглиц, «Глобализация: глубокое разочарование». Автор — нобелевский лауреат по экономике, бывший вице-президент Всемирного банка. Его сняли с поста за то, что он был очень независим. О России он пишет: целью экономической политики превыше всего должна быть не финансовая стабилизация, а ликвидация безработицы, повышение жизненного уровня людей. И то, что делают в России, отмечает Стиглиц, никакого отношения к рынку не имеет.
В этой книге есть замечательная глава про Россию, где говорится о событиях 1998 года, когда Всемирный Банк осуществлял транши. Он пишет, что тогда потерял много денег, потому что поспорил с друзьями — за какой период разворуют этот транш в России. Он поставил на то, что разворуют, по крайней мере, за три недели, за месяц. Я, пишет он, ошибся: разворовали за три дня! Тогда Стиглиц предложил Геращенко: «Давайте упростим схему: назовите адреса на Кипре или других офшорных зонах, мы будет скидывать транши сразу туда».
Это изумительная книга, но она замалчивается. И только сейчас переведена на русский язык и выходит в России.
Начиная еще со времен Горбачева было у нас несколько обращений к руководству — что и как нужно делать. Мы тогда думали: ну как же так? Вклад нашей российской науки огромен, исторически Россия всегда имела замечательных, выдающихся ученых, экономистов в том числе. Учитывая специфику, мы создали в 1994 году рабочую группу с американцами, куда вошли пять лауреатов Нобелевской премии. И в 1997 году эта книга под названием «Реформы глазами американских и российских ученых» вышла в свет.

ВОЗРОДИТЬСЯ НА КРАЮ ПРОПАСТИ
 — Так сохраняются ли в этих условиях какие-то надежды на возрождение России?
 — Сегодня да и исторически Россия — чудесная страна. Она неоднократно демонстрировала миру удивительные выходы из безнадежного положения. Уже на моей памяти: сорок первый год, Москва. Тяжелейшие, страшные дни. И вдруг все круто изменилось. Вроде бы формально первый безбожник, Сталин, обратился к народу и сказал: «Братья и сестры». С чего это он так? Я думаю, в тот момент говорил не он, это было некое озарение. И слава Богу, народ наш собрался с силами, и стал громить врага.
И вот сегодня у меня такое ощущение, что Россию опять подталкивают к краю пропасти и хотят, чтобы она вновь выполнила роль козла отпущения за мировой грех современной цивилизации. Мне думается, это совершенно бесспорно. Но Церковь тоже почему-то молчит — видимо, от недопонимания серьезности ситуации, связанной с кризисом цивилизации вообще. Мы на грани гибели, потому что столько грехов накопилось — конца не видно, и никто никогда не покаялся. Мне кажется, мы сейчас переживаем страшные вещи. Злое провидение нащупывает опять, как было в семнадцатом году, баланс сил. Моя позиция может показаться очень странной. Я считаю, что семнадцатый год спас мир от хаоса и катаклизмов. Но — колоссальной ценой разрушения российских корней. Баланс был найден именно здесь, в России. Сейчас нас опять подвигают, чтобы противоречие сил в мире взвалить на Россию и тем самым продлить свое собственное существование. Но я более чем уверен, что Россия на видимом горизонте — хочу так думать! — продемонстрирует миру свою силу. Именно потому, что она на грани. Как это произойдет, я не знаю.
Беседу вел Михаил МОИСЕЕВ


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика