Русская линия | Роман Илющенко | 22.12.2010 |
События последних дней — беспорядки в столице и других крупных городах России, объявленных волнениями на национальной почве, заставляют задуматься о многом. Например о том, как это отразится на и без того напряжённых, межнациональных отношениях в армии?
Вряд ли кто-то будет отрицать, что проблема межнациональных, межэтнических отношений в российском обществе, как большой нарыв или чирий, зрела давно. О её причинах написано очень много. Мнений простых людей на этот счёт ещё больше, ведь свидетелями и очевидцами их созревания и перерастания в открытое противостояние являемся все мы — каждый видит и оценивает проблему на свой взгляд, исходя из личного опыта. Однако, отыскать первопричину, докопаться до сути проблемы на самом деле куда сложнее.
Заграница нам поможет!
(или уже помогла?)
Всегда ли было деление людей в России на наших и других, не наших? Всегда, испокон веков и особенно на ранних стадиях формирования русской нации в единый этнос. Чужаки вызывали настороженность, недоверие, потому что говорили на другом языке, имели свои традиции и религиозный культ (ставший позже базой для формирования национальной культуры). Постепенно узнавая чужаков (ставших со временем соседями) лучше, вступая с ними в экономические, политические и социально-бытовые отношения, приобретался опыт межнационального общения. Приняв православие: веру, в которой любовь к Богу и ближнему — есть основополагающая заповедь и в лоне которой поэтому не должно быть разделений по национальному признаку, русские быстрее большинства других своих соседей вышли из периода междоусобных войн, а после Куликовской битвы ощутили себя единым народом, преодолев болезнь национальной обособленности и этнической ущемлённости.
Закономерно заняв в общем доме, ставшим Российской Империей, роль старшего брата, русские свои отношения с другими народами строили, исходя с этой позиции. Быть старшим в семье не столько почётная обязанность, но, прежде всего, и огромная ответственность: отвечать приходится за ВСЁ, в т. ч. за младших братьев, которые должны быть сыты, одеты и не передрались бы между собой. А именно так часто вели себя, разобщённые, часто враждующие друг с другом, имеющие иной уклад жизни, инородцы и туземцы (вполне официальное наименование), вошедшие различными путями в состав Империи. Поэтому изначально Россия создавалась не исключительно для русских, но безусловно русскими. Факт — такое многонациональное Российское государство просуществовало почти шестьсот лет, пока незыблемыми оставались вышеназванные основополагающие принципы.
Несколько в ином ключе строились отношения между народами в СССР. Вместо православного мировоззрения во главу угла было положено марксистско-ленинское (пролетарский интернационализм), а вместо имперского устроения — масонское, по сути либеральное равноправие всех наций (вопрос: можно ли найти в природе, не говоря уже о людях, хотя бы две совершенно одинаковые травинки или особи?). Удержанию страны в границах единого государства способствовали не только жёстко проводимая соответствующая национальная политика и бдительные органы госбезопасности, но и реально сплотившая народы Великая Отечественная война, общесоюзные стройки, внутригосударственная трудовая миграция, заселение русскими национальных окраин и, наконец, служба в одной армии. Однако просуществовало такое государство менее 75 лет. Это тоже факт.
Как показывает современная история, России без какой-либо идеологии, ориентированной на западные, либеральнее ценности, среди которых в действительности нет места по-настоящему братским, человеческим отношениям, сохраниться, как единому многонациональному государству становиться всё труднее. Русские теряют общепризнанное лидерство; слабеют духовные, моральные и исторические скрепы, объединявшие народы в прежние времена; истощается запас терпения, уважения, любви друг к другу. Никто больше не хочет никого знать и быть что-либо кому-то должным. А рассудить, как жить дальше, получается некому. Кроме, естественно, наших партнёров с запада. Им, в отличие от нас, давно ясно, что с нами и нашей землёй делать. «Россия держится долго потому, что ещё не исчезла её внутренняя, долговечная сила, постоянно ослабляемая и уничтожаемая», — пророчески писал, скончавшийся 150 лет назад русский философ-славянофил К.Аксаков.
Русские не сдаются?
Но вернёмся к проблемам армии. С чего всё-таки начинаются конфликты между военнослужащими различных национальностей? Неужели с того, что у сослуживца другого цвета или разреза глаза или более смуглая кожа? Но в России мало кого удивишь этими антропометрическими особенностями. Не оскорбят солдата и лингвистические особенности другого языка однополчанина или характерный кавказский акцент. Благодаря ряду телепередач, он давно вошёл в моду, а в последнее время стал даже слишком навязчивым.
На мой взгляд, противостояние начинается тогда, когда представители другой нации, акцентируя внимание именно на этом, начинают выходить за общепринятые рамки поведения, требования уставов, отказываются выполнять приказы командиров, начинают вести себя агрессивно, вызывающе. Часто эта мотивировка подкрепляется ссылками на религиозные мотивы и национальные традиции. Убитый недавно экстремистами духовный лидер Кабардино-Балкарии муфтий Анас Пшихачев, которому я задавал в своё время этот вопрос, признал этот аргумент весьма существенным для кавказской молодёжи. Как надлежит реагировать на него командирам, сослуживцам? Сам покойный муфтий (кстати, старший сержант запаса) советовал офицерам проявлять деликатность и гибкость в этих вопросах. Но не все командиры (за отсутствием сокращаемых замполитов) владеют навыками проведения задушевных бесед на столь щепетильную тему, а институт военного священства, в компетенции которых находятся эти вопросы, только-только начинает внедряться в войсках; нет подобных статей и в общевоинских уставах. А что делать сослуживцам? В данном случае, если они оказываются неготовыми поодиночке или совместно противостать носителям «особого кавказского менталитета», то чаще всего им приходиться прогибаются под требования инакомыслящих однополчан, что те собственно чаще всего и добиваются.
В действительности, в основе отказа выполнять какие-то служебные обязанности, требовать себе особых привилегий, лежит элементарная невоспитанность, либо антивоспитанность — целенаправленная установка на такой стиль поведения. Данный момент так же был назван покойным муфтием в качестве первопричин межнациональных конфликтов в армии. Итак, основная причина межнациональных конфликтов — в модели поведения, моральных установках, заложенной будущему защитнику Отечества родными, друзьями, школой, окружающей средой.
Отсюда, ну просто сам собой напрашивается железобетонный вывод — нам необходимо воспитывать не индифферентных, толерантных ко всему и всем космополитов-незнаек, а грамотных русских патриотов с ясным самосознанием, умеющих постоять за себя. Что мешает этому? Остановлюсь лишь на некоторых моментах.
Руссиш швайн из Русского дома
Разговоры о воспитании национального самосознания в армии, вызывает большое смущение или лёгкую панику у многих командиров. При чём, чем выше чины, тем обычно больше паника. Словосочетания «русский дух», «русский народ», «русское самосознание», воспринимаются некоторыми начальниками, как что-то подозрительное, почти экстремистское. Отчего так? «Русская водка», «русская рулетка» или «русский секс», пожалуйста, а «русское национальное самосознание» уже, значит, нет! Очевидно, что над нашими мозгами хорошо поработали люди, специалисты в своей области. Не духовные ли они наследники доктора Геббельса и тех бравых ребят, которые приходили на нашу землю 69 лет назад, называя наших предков презрительно Russisch Schwein — русскими свиньями?
Ещё одно интересное замечание: на службе, в свободное время, можно смотреть порнографические фильмы — если застукают — пожурят по-свойски, с кем не бывает?! Но если принесёшь на службу периодические издания с «провоцирующими» названиями: «Русский Дом», «Русский вестник», «Радонеж», «Русь Державная» и т. д., то могут быть неприятности посерьёзней! Другой пример: в газетном киоске на территории одного закрытого военного городка свободно торгуют газетами, типа «Мир криминала», «Вне закона», «СПИД-инфо», а вот упомянутых выше изданий там не нашлось. Или ещё пример: на Русском радио, Милицейской волне, находящейся на балансе МВД Российской Федерации, очень редко звучат по настоящему русские, поднимающие дух песни, но гораздо чаще — откровенный блатняк или песенки деструктивного или просто суицидального содержания. Примеров незримой подмены настоящего русского по духу, по сути псевдорусским или лишь русскоязычным, к сожалению, можно привести ещё много!
Чего же откровенно бояться противники возрождения идеи русского самосознания в погонах и без? Погромов? Но они уже начались и отнюдь не по сценарию умеренных русских националистов, объединившихся, например, во вполне легитимное власти патриотическое движение Народный собор. Уличные беспорядки и потасовки начались футбольными фанатами из-за убийства их товарища кавказцами. Но разве Россия — это всего лишь большой фан-клуб Спартака, а уже не Святая Русь и Третий Рим? Почему, например, не возмутился народ, не поднялся, когда год назад прямо в храме города Москвы был убит прекрасный человек русский священник Даниил Сысоев, который вёл очень активную миссионерскую работу среди мусульман, за что и поплатился жизнью? Случай-то вопиющий, но московскую молодёжь, кроме разве что небольшой православной её части, он не сильно взволновал. А может, в тот раз просто не было хорошего организатора, ведь Патриарх Кирилл не призывал отомстить сразу всем мусульманам?
Всё дело думаю в отсутствии или недостатке национального самосознания. Если бы вышедшие на улицу парни, как, впрочем, и весь наш народ, в действительности обладали этой утраченной чертой государствообразующего народа в полной мере, то, скорее всего, не было бы и самих беспорядков, и поводов к ним. Ведь начались они не столько из-за убийства представителями Кавказа русского парня, сколько из-за продажности прокурорских работников и, может быть, сотрудников милиции, у которых чувство национального самосознания уж точно отсутствовало напрочь и русскими они были лишь по наружности.
По-вашему я высоко поднял «планку русскости»? Но именно этой высоты и боятся тайные и явные враги России, прямо или косвенно желающие её развала и гибели в пожаре междоусобной брани и гражданской войны. Эти люди и стоят за спинами убийц Егора Свиридова, отца Даниила Сысоева и муфтия Анаса Пшихачева. А разгорячённые футбольные фанаты, которых удалось поднять на борьбу с собственным государством, для них лишь пушечное мясо и …русские свиньи.
Хорошо русским — хорошо всем остальным
Русским мало родиться и только называться, им нужно быть! Именно такому уровню национального самосознания соответствовали лучшие русские люди: благоверный князь Александр Невский («Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!»), непобедимый Александр Суворов («Мы — русские, какой восторг!»), гроза всего Кавказа Алексей Ермолов («Горжусь тем, что я русский!»), гениальный Александр Пушкин: («Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?»), великий Николай Гоголь («Нужно любить Россию!»), талантливейший мыслитель Фёдор Достоевский («Без Бога русский человек — дрянь!»), святой Иоанн Кронштадтский («Перестали понимать русские люди, что такое Русь!»), глубочайший мыслитель и философ Иван Ильин («Живу только для России!»), маэстро Георгий Свиридов («Я — русский человек!») и многие-многие другие.
Решить проблему обострившихся межнациональных отношений, как в стране, так и в армии, без учёта истинных интересов русского народа, без решения вопросов подъёма духа и национального самосознания нации невозможно. И никакой угрозы другим народам России в связи с возрастанием русского самосознания, очищенного от перекосов, навеянных чуждыми нашему народу учениями от марксизма до либерализма включительно нет, ведь русский народ традиционно не народ — потребитель, а народ служения: сначала Богу, потом миру и только потом себе.
Как сказал ещё задолго до начала волнений известный представитель московской армянской диаспоры Г. Язерян: «Если будет хорошо русским, будет хорошо и всем остальным». По-моему это слова по-восточному мудрого человека.
Подполковник Роман Илющенко, бакалавр религиоведения
https://rusk.ru/st.php?idar=45664
Страницы: | 1 | |