Русская линия
Газета.Ru19.01.2004 

38 русских ведьм
Социсследования показали, что американцы религиознее русских

Во что верят в России и в Америке? Аналитическая служба «ВЦИОМ-А» под руководством Ю. Левады провела опрос по репрезентативной выборке 1600 человек на предмет веры россиян в Бога и прочие нездешние явления. При этом опрос повторял проведенный Фокс Ньюс/Опинион Дайнамикс Полл опрос на ту же тему американцев, проведенный в сентябре 2003 г.

На вопрос «Верите ли вы в Бога?» положительно ответили 73% россиян и 92% американцев

В существование рая верят — 46% россиян и 85% американцев

В ангелов верят — 53% в России и 78% в Америке

В ад верят — 44% в России и 74% в Америке

В дьявола — 44% в России и 71% в Америке

В существование ведьм — 38% в России и 24 в Америке

Как и следовало ожидать, американцы в целом оказались религиознее русских. А сравнение ответов на другие, уточняющие вопросы дает представление о сравнительных особенностях веры тех и других.

Дело в том, что разница в количестве религиозных людей, т. е. верящих в Бога, составляет 20 пунктов (73 против 92), а вот разница в количестве верующих в прочие явления нездешнего бытия — ангелов, ада, дьявола возрастает уже до 25−30 пунктов (53% - 78%%; 44% - 74%; 44% - 71%%). Русский Бог оказывается гораздо менее конкретным, гораздо меньше связанным и укорененным в реалиях внеземного бытия, как бы оторванным от цельной картины христианского мироздания.

Но наибольших значений, эта разница — 40 пунктов, она достигает в вопросе о рае — ключевом концепте христианского мировоззрения и этики. В рай, т. е. посмертное воздаяние и высшую справедливость, верят в России вдвое меньше, чем в Америке.

Однако и это еще не все. В вопросе о вере в ведьм, картина разительно меняется. В ведьм в России верит 38% опрошенных, т. е. практически каждый второй религиозный человек, почти столько же, сколько верит в рай. В то время как в Америке — лишь 24%. Каждый четвертый из верящих в Бога и неземное блаженство.

Иными словами, в русской религиозности (в сравнении с американской) представление о существовании представителей вечного зла в земной жизни занимает гораздо большее место, а представление о воздаянии и награде за границами земной жизни, о вечном добре — существенно меньшее.

Всякому вольно делать отсюда выводы о корнях отношения русских к своему земному бытию, о культуре труда и быта нации, охотнее верующей в ведьм, чем в рай, о ее социальных привычках, обыденной этике и даже особенностях политической культуры. О глубинных корнях причудливого сочетания в ней радикализма и традиционализма, пассионарной агрессивности и фаталистического безразличия.

В общем, о том, что бывает, если охотиться на ведьм, не веря в рай.

За всем этим очевидно встает еще одна проблема. Дело в том, что внецерковное обсуждение проблем христианской веры оказалось в общественной и гражданской жизни России фактически под запретом. И остается элементом лишь фундаменталистских и радикально-консервативных умонастроений. Российский образованный класс, а с ним — политические и общественные деятели, кажется, остаются в плену марксистско-советской догмы об исторической победе атеизма. Между тем, как еще раз демонстрирует опрос ВЦИОМ-А, положительно на вопрос о вере в Бога отвечают почти три четверти населения. И чтобы они под этой верой ни подразумевали, в ответе таком вполне ясно выражена потребность в некотором христианском самоопределении. Потребность не встречающая практически никакой интеллектуальной поддержки со стороны образованных классов и общественных элит.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика