Русская линия
Православный источник Сергей Шептун02.01.2004 

Лик Христа — загадка из глубины веков
Древние цивилизации

История Христианства на Северном Кавказе — одна из закрытых страниц нашей истории. Да, нам известно множество археологических памятников, развалин древних храмов и городов. Но что мы знаем непосредственно о жизни древних христиан Кавказа, как происходил процесс крещения языческих горских народов, расцвет и затухание христианской цивилизации? — Практически ничего, кроме самого факта их существования на нашей земле. К сожалению, история не донесла до нас ни книг, ни пространных легенд. Но иногда наше воображение будоражат неожиданные находки и открытия, которые вызывают новый всплеск интереса людей к той заповедной эпохе. Настоящим знаковым событием в этой череде находок стало открытие наскального изображение Спаса Нерукотворного в окрестностях Нижнего Архыза (Карачаево-Черкессия). Случилось оно накануне двухтысячелетия Христианства.

Потаенная икона

Вообще, открытие наскального изображения лика Христа не было полной неожиданностью. Среди местного населения и раньше ходили разговоры о каких-то изображениях на скалах. Но таким рассказам не верили, считали их вымыслом до мая 1999 года, когда на образ случайно наткнулись грибники или охотники. Вслед за ними на поиски «потаенной иконы» отправились научные сотрудники Нижне-Архызского музея-заповедника.

По воспоминаниям очевидцев, лишь в самом конце светового дня, после утомительного прочесывания крутых склонов хребта Мацешта, когда нужно было спускаться вниз, и был найден необыкновенный образ. «На вертикальной скале неярко белел лик Христа, при первом же взгляде на который стало ясно — это работа Мастера! — Рассказывает художник А.Демаков. — Под завораживающим взглядом огромных выразительных глаз сразу куда-то исчезла усталость. Косые лучи заходящего солнца создавали причудливую игру светотени на поверхности скалы, но — странное дело — лик Спасителя не растворялся в ней. Его очи, полные всеведения и печали, смотрели на меня. Почему-то сразу вспомнились раннехристианские иконы, потаенные лики святых, созданные в период жестоких гонений на христиан… Позже я много раз бывал у лика, но не даром говорят, что первые впечатления — самые яркие».

Верующие люди восприняли открытие образа Христа как чудо, и вскоре гора стала местом паломничества. Некогда неприметная тропка нынче превратилась в широкую проторенную дорогу. Крутизна склона не мешает жаждущим приложиться к необычной иконе.

СМИ преподнесли открытие как сенсацию и в 2000 году наскальный лик Христа обошел все центральные телеканалы, газеты и журналы. А ученые тем временем кропотливо изучали изображение Спасителя и ломали копья в ожесточенных дискуссиях.

Одним из первых исследователей «потаенной иконы» и автором наиболее реальных гипотез о ее происхождении стал преподаватель Армавирского педагогического университета, кандидат исторических наук Сергей Малахов. Сергей Николаевич считает, что явление наскального изображения Спасителя неслучайно и предлагает спуститься со скалы в горную долину, где раскинулся древне-христианский аланский город. Здесь-то и скрывается ключ к разгадке тайны древнего изображения.

Древний город

Открытие Нижне-Архызского городища стало научной сенсацией в далеком 18 веке. Впервые о древних церквях, стоящих в горном ущелье, упомянул историк Татищев. Первым же русским исследователем, который сам увидел и описал развалины древнего города, и, прежде всего, три величественных храма, стал майор Потемкин. Продвигаясь с разведывательной миссией на юг по течению реки Большой Зеленчук, он обозначил их на своей карте по ходу своего движения под названиями «северный», «средний» и «южный».

Эти и другие находки христианских древностей подтвердили данные историков о том, что Северный Кавказ издревле был в орбите восточной христианской цивилизации. Более того, стало ясно, что местные горские народы приняли Христианство раньше, чем крестилась сама Русь. В район древних развалин из русских монастырей со святой горы Афон прибыли монахи, которые приступили к реставрации древних храмов и строительству монастырей. Тогда же шло активное исследование христианских древностей Кавказа русскими историками.

Раскопки, которые проводились в Нижне-Архызском городище в 19 и 20 веках позволили более точно датировать время существования этого аланского города. Появился он примерно с 8 века и первоначально был чисто языческим поселением. Христианство пришло сюда с начала 10 века. К этому же времени относится и строительство трех монументальных храмов, которые и сегодня украшают эту горную долину. На сегодняшний день это древнейшие христианские памятники храмового строительства на территории современной России.

По всей видимости, город был крупным социальным, политическим и религиозным центром древне-аланского государства и имел тесные связи с Византийской империей. Исследователи обнаружили здесь фундаменты более 400 зданий различной планировки (каменные блоки построек до сих пор устилают все пространство долины). Кроме того, к городищу тяготели различные поселения, в ущельях окрестных гор располагались обширные могильники. Помимо трех больших храмов, на территории города, в ущельях и на вершинах гор обнаружено множество одноапсидных маленьких церквушек — более 20-ти (подобного рода храмы малых форм были широко распространены в средневековом Крыму, Северном Кавказе и восточном Причерноморье), каменное изваяние христианского воина, надписи на греческом языке, многочисленные кованные и нательные кресты, что свидетельствует о широком распространении христианства среди местного населения.

В одном из храмов города — «северном» состоялось легендарное крещение алан. Здесь же располагалась резиденция аланских митрополитов, о которых упоминается в византийских документах начиная с 10 века. Просуществовала Аланская митрополия до конца 16 века. По крайней мере, последний аланский митрополит упоминается в документах по учреждению русской патриархии в 1589 году!

Сам город просуществовал примерно до конца 14 века, после чего жители навсегда покинули свои жилища. Причиной тому стало то ли нашествие Тимура Тамерлана, то ли междоусобные войны, то ли свирепствовавшие в то время эпидемии. Во всяком случае, жизнь на городище пришла в упадок, жилища заросли травой и деревьями, храмы опустели.

Спасение от чумы

Но вернемся к «потаенной иконе». По мнению Сергея Малахова, существуют две наиболее вероятные даты написания наскального образа Христа. По одной гипотезе, изображение было сделано в 11 веке, когда город стал центром Аланской епархии и в нем шла работа по росписи храмов (по данным исследователей «северный» и «центральный» храмы были расписаны фресками). Возможно, что с присутствием иконописцев, которые участвовали в изготовлении росписи, и связано появление изображения на скале. Местные краеведы даже сочинили по этому поводу оригинальную «туристическую» легенду.

Второй период, когда могло появиться изображения Христа, относится к 14 веку. Возможно, образ был сделан с той целью, чтобы оградить город от эпидемии чумы. Изображение Спаса Нерукотворного в средневековой культуре считалось своеобразной защитой от этой широко распространенной и очень опасной болезни.

Третья гипотеза появилась после исследования красителей, которыми было сделано изображение. Были найдены два слоя, которые удалось идентифицировать с древними минеральными красителями, а также элементы поновления, основанные на цинковых белилах 19 века. Тогда же «всплыло» имя одного их исследователей Архызского городища, художника Д.М.Струкова, который дважды бывал здесь в 19 веке. Он зарисовал и подробно описал фрески архызских храмов. Некоторые историки предположили, что этот художник в 80-е годы 19 века взобрался на соседнюю скалу и сделал изображение Спаса Нерукотворного. Только вот с какой целью он это сделал — авторы гипотезы так и не смогли объяснить, как и то откуда взялся слой минеральных красителей 11−14 веков.

Следы поновления образа, оставшиеся с 19 века нисколько не умоляют древности изображения. Очевидно одно — что его создал талантливый иконописец, хорошо знакомый с техникой росписи фресок в больших храмах. Используя естественный фон скалы и минимальное количество минеральных красителей, он создал очень выразительный и канонически верный образ Спаса Нерукотворного — самый древний иконописный образ Христа.

Архызский лик Христа по-своему уникален и отличается от традиционных византийских и древнерусских изображений отсутствием кресчатого нимба и плата, характерных для иконописного Спаса, что говорит о его древности. Бросается в глаза и большое сходство образа с знаменитой синайской иконой Христа Пантократора 6 века и ликом на Туринской Плащанице — посмертном образе Спасителя.

Загадочная параллель

С горы, на которой запечатлен лик Христа, хорошо виден «средний» архызский храм. Образ смотрит прямо на него. И такое совпадение оказалось неслучайным.

Люди, которые посещают Нижне-Архызское городище, примечают, что все три древних храма ориентированы не одинаково на восток, как должно быть по идее. В этом нет ничего удивительного, и встречается в других регионах. На православном востоке при закладке храма ориентировались на восход солнца. А расположение главного светила зависит от времени года. Например, осенью солнце восходит несколько под другим углом, нежели весной или летом. Это позволило еще в 1988 году (задолго до обнаружения лика) вычислить — какому именно празднику или святому посвящены все три архызских храма. Сразу учтем, что храму давалось название по дню его закладки. А каждый день православного календаря соответствует определенному празднику.

Исследователи пронаблюдали — когда именно наиболее полно через окна апсид солнце освещает подкупольное пространство и в целом нефы храмов. В итоге было определено, что «северный» храм был посвящен святому Георгию Победоносцу, «южный» — пророку Илие, а «средний» — Преображению Господню (по народному — Спас).

Лик Христа взывает о помощи

Многие удивляются тому, что древний образ сохранился до наших дней, пережив, по меньшей мере, 600 лет. Причина тому — уникальные климатические особенности долины реки Большой Зеленчук. Это очень сухое, солнечное и хорошо прогреваемое место. Благодаря такому климату долина получила на первый взгляд странное название «хадырь мыва», что переводится с черкесского языка как «окаменевшие трупы».

В скалах, окружающих Нижний Архыз, много древних погребений. Те из них, которые не были разграблены гробокопателями, содержат хорошо сохранившиеся мумифицированные тела, предметы древнего быта и даже шелковые одежды. Именно эти мумии, законсервированные благодаря уникальному климату, и дали название долине.

Лику Христа повезло еще и своим расположением, поскольку он укрыт от дождя и непогоды в своеобразной природной нише, над которой нависает внушительный каменный козырек.

Но то, что сохранили природа и время, могут уничтожить не в меру любопытные туристы, которые сотнями приезжают поглазеть на новоявленную наскальную икону. Многие из них не знакомы с историей христианского искусства и малообразованы, поэтому их любопытство зачастую выражается в варварских отметинах, которые они оставляют не только на скалах, но даже на самом изображении Спасителя. Это вызывает большое беспокойство у верующих людей, для которых лик Христа является святыней.

По мнению исследователей, каким бы временем не датировалось наскальное изображение Спаса Нерукотворного, оно является памятником христианской культуры и нуждается в немедленной охране. А наш собеседник, историк из Армавира Сергей Малахов даже грустно заметил: «Лучше бы этот лик так и остался потаенным, скрытым от любопытных глаз».

Полмиллиона — за наскальную Богородицу

Открытие архызского лика породило массу слухов о том, что это не единственное наскальное изображение, оставшееся от древних христиан Кавказа. Тотчас после этого появились сообщения о том, что подобные изображения имеются на скалах черноморского побережья, а в самом Архызе скрывается трехметровый образ Богородицы. За информацию о ее местонахождении местные гробокопатели заломили цену в полмиллиона.

И хотя эти разговоры пока ничем не подтвердились, исследователи склонны считать, что лик Христа — не последняя уникальная находка. Ведь история Христианства на Северном Кавказе изучена, мягко говоря, недостаточно. Лопата археолога еще не коснулась как следует других крупных древнехристианских городищ, расположенных на территории Отрадненского, Лабинского и других районов Краснодарского края, Карачаево-Черкессии. Не до конца изучено и само Нижне-Архызское городище. Главные открытия здесь еще впереди.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии преподавателя Армавирского педагогического университета, историка С.Н.Малахова, а также фотокорреспондента ИТАР-ТАСС А.Н.Жигайлова.


«Дорога к дому» Алексея Жигайлова

Изображение архызского лика Христа стало широко известно благодаря и фотографиям, сделанным фотокорреспондентом ИТАР-ТАСС А.Н.Жигайловым. Его снимки обошли весь мир.

Для самого Алексея Николаевича образ Спасителя стал окном в иной мир, перевернул его мировоззрение и жизненные планы.

Летние месяцы А.Н.Жигайлов проводит в своей родной станице Попутной Отрадненского района Краснодарского края. Здесь же развернута выставка его лучших фоторабот «Дорога к дому». Табличка, извещающая всех прохожих о возможности посмотреть уникальные фотографии, прибита к забору усадьбы.

А фотографии и впрямь уникальные. На них изображены многие мировые и отечественные знаменитости, президенты, космонавты, балерины; есть великолепные пейзажи, в том числе кубанских красот и красавиц. Но особое место среди всех этих полотен занимают фотографии, иллюстрирующие историю христианства на Северном Кавказе. Здесь и знаменитый лик Христа, древние храмы Архыза и Сенты, Ильичевское городище…

Осмотрев эту замечательную коллекцию мы разговорились:

— Прожив здесь всю свою жизнь, Вы действительно не подозревали, что в двух шагах от этого места находятся поселения древних христиан? Вы были сильно удивлены, узнав об этом?

— Я и сейчас остаюсь в этом состоянии удивления. И каждый день приносит открытие за открытием. А началось все в 1972 году, когда мы вместе с профессором Анфимовым, который копал Ильичевское городище, готовили альбом «Древнее золото Кубани». Тогда я впервые попал в золотую комнату краснодарского краевого музея. И там снимал в числе прочих сокровищ на руке девушки серебряную чашу в размер с ладонь, по периметру которой шла старославянская надпись: «Это ковш Дмитрия Круждовича. Кто выпьет, тому на здоровье». На ручке чаши был изображен русский крест Рюриковичей. Нашли этот ковш в могиле адыга 13 века.

По менталитету человека советского времени можно было подумать, что мусульманин утащил на тот свет христианскую реликвию — никакой логики. А недавно в исторических работах прошла информация, что Дмитрий Круждович — адыг, но он был православным, состоял в дружине Рюриковичей и получил эту чашу в дар. Я был просто потрясен.

Когда же я увидел архызский лик Христа, мое сознание перевернулось. Это событие стало для меня как бы паровозом. Теперь я стараюсь перевести христианскую тему в плоскость журналистского профессионализма.

Помимо фотографий, которые воспевают христианскую историю Северного Кавказа, А.Н.Жигайлов загорелся идеей создания музея на базе древнехристианского Ильичевского городища, что в Отрадненском районе. Но об этом мы расскажем в наших следующих публикациях.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика