Татьянин день | Иеромонах Иосаф (Тандибиланг), Ольга Богданова | 22.11.2010 |
Иеромонах Иоасаф (Тандибиланг) — клирик Русской Церкви в Индонезии. На IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров РПЦ он работал в секции «Особенности внешней миссии». После заседания отец Иоасаф рассказал ТД о том, почему индонезийцы воспринимают православие как секту и почему он сам решил принять православие.
— Отец Иоасаф, как строится жизнь Вашего прихода в Индонезии?
- Во многом мы похожи на первых христиан. В их общинах сначала было немного людей, и нас тоже не очень много. В Джакарте — 50 человек, в Суравае (в 800 км от Джакарты) — 45−46. Мы стараемся жить как одна большая семья.— Кто они по национальности?
- Коренные индонезийцы. Я думаю, когда мы предпринимаем миссию в стране, где нет православия или оно или не распространено, важно, чтобы его принимали коренные жители, а не только исповедовали, например, русские или другие представители православных народов, которые в этой стране живут. Это важно, потому что когда возникнут какие-то проблемы, русские могут уехать — и все, считайте, что православия в этой стране уже нет.— На каком языке Вы служите?
- Если все, кто пришел на службу — индонезийцы, то по-индонезийски. А если есть русские — то и по-русски (по-церковно-славянски) и по-индонезийски.— Кто перевел богослужебные тексты на индонезийский язык?
- Архимандрит Данил, который основал первый православный приход в Джакарте в 2003 году. Но он ориентировался на чинопоследование греческой Церкви, а оно немного отличается от того, что принято в русской. Поэтому я сам его перевод чуть-чуть подправил.— Какие религии существуют в Индонезии?
- Ислам — самая распространенная. Есть протестанты, католики, индуисты, буддисты.— Но с исламом сложно взаимодействовать, те, кто проповедует или служит в мусульманских странах, говорят, что миссию осуществлять тяжело. .
- Очень-очень трудно. Я думаю, если мы говорим о миссии, для ее осуществления нудна большая работа, потому что если священник едет в другую страну, он сталкивается со множеством проблем. Я хочу сказать о самой главной моей проблеме: служу в Индонезии 7 лет уже служу в Индонезии, а храма у меня нет.— А где служите?
- В домах. И каждый год изменяется место, которое арендую для богослужения. Потому что мне отказывают в аренде, когда узнают, что это для молитвы. В Индонезии особое отношение к молитвам на дому: если нет храма, это воспринимается как секта. А с сектами там сурово борются.— А есть ли сложности с восприятием православных догматов, например, о Троице и так далее?
-Нет. Слава Богу, что уже интернет есть, и все термины в случае чего люди могут там можно найти, посмотреть перевод и значение.— Как Вы начали проповедовать?
- Я старался помогать не только православным, которые были в Индонезии, но и протестантам. Потом, сначала говорил индонезийцам просто о христианстве, не упоминая о православии. Просто рассказывал, учил, как живет христианин. А потом уже, когда меня спрашивали о том, какой именно христианин (у нас же знают и католиков, и протестантов), объяснял, что православный.— И какая была реакция?
- И хорошая, и нехорошая. Часто после этого спрашивали: «Ну, батюшка, а где мы служим?». И это большая проблема. Часто, если мне отказали в аренде и я не нашел нового помещения, не мог сказать, где будет совершаться литургия. И мне говорят: «Да, православие интереснее, богаче, чем протестантизм, но где храм?». У протестантов, к примеру, есть большой храм, они уже долго в Индонезии. И когда я говорю, что храма у нас нет, только домашние богослужения, мне говорят: «Это неправильная религия, вы — секта».— Почему Вы приняли православие?
- Это интересная история. У меня папа исповедовал ислам, а мама была протестанткой. Сначала я был мусульманином. Ислам — сложная религия, в ней не решены многие проблемы.— Например?
- Я спрашивал у наставников, почему нужно молиться 5 раз в день? Они говорили: «Не надо спрашивать, надо делать». Тогда я интересовался, почему нельзя перевести Коран на индонезийский язык, чтобы всем было понятно, о чем в нем говорится и все знали, как нужно жить. А мне отвечали: «Не надо спрашивать, читай». Но я не хотел просто делать что-то, не понимая, зачем. И тогда стал присматриваться к христианам. Сначала пошел к протестантам, но они тоже не решили всех вопросов.— Какие?
- Например, в Ветхом Завете сказано, что после грехопадения в мир вошла смерть. Она вошла один раз, через Адама — и распространилась на всех людей. Это правда. И Адам умер. И Ева, и все остальные. Но почему не умерли Енох и пророк Илия? Ведь получается противоречие: с одной стороны, все люди смертны, с другой, двое почему-то вознесены на небо. И как это разрешить, если у Бог анне может быть противоречий? Я об этом спрашивал у разных протестантов, и вес отвечали по-разному. Это меня не устроило. А потом я встретил православных, и они мне все объяснили. И тогда я сказал: «Вот, это правильная религия». И начал учиться. В 2001 году приехал в Белгородскую семинарию, в 2003-м в семинарском храме принял монашество и после этого стал священником и уехал в родную Индонезию.— Почему именно монашество?
- Потому что совершать миссию и заботиться о семье — это очень тяжело. Поэтому я решил, что ради миссии лучше буду монахом.— Из Ваших индонезийский прихожан кто-то хочет стать священником?
- Да, такое желание есть. Но это трудно осуществить, потому что, чтобы приехать в Россию учиться, нужно решить множество формальностей. Я уже написал 2 или 3 письма по этому поводу, но пока не знаю, как все устроится.