Русская линия
Столетие.Ru Эдуард Попов26.08.2010 

Русские в Азербайджане

Заметки о жизни наших соотечественников в одной из бывших советских республик. Эта статья написана под впечатлением от двухнедельного пребывания в Баку. Не претендуя на полноту раскрытия вопроса, хотелось все же поделиться некоторыми наблюдениями о жизни и положении русских и епархии Русской православной церкви в независимом Азербайджане.

Как известно, Баку, столица Азербайджанской ССР, был одним из самых космополитических городов бывшего Советского Союза.

«Бакинец» как определение национальной принадлежности местного жителя было, насколько можно судить, не таким уж сильным прегрешением с точки зрения этнологической науки. Тем сильней контраст с современной культурно-языковой ситуацией в Баку. Человеку, который, как и автор этих строк, впервые попал в этот замечательный город, сразу бросается в глаза, что это полноценная столица независимого государства да еще с немалым по численности населением. Только по официальным данным население Баку составляет более 2-х миллионов человек при том, что общая численность населения Азербайджана в текущем году превысила отметку в 9 миллионов. И русские составляют достаточно заметную — и в количественном, и в качественном отношении — группу населения государства.

Официальные данные говорят о 151-тысячном русском населении Азербайджанской республики. Много это или мало?

По сравнению с рубежом 80−90-х гг. прошлого века налицо существенное уменьшение. В советском Баку русские составляли одну из самых больших этнических общин города. Сегодня на долю русских приходится лишь 1,8% населения всего Азербайджана, хотя их процент в структуре населения собственно Баку существенно выше. Но сравним эти данные, к примеру, с соседней Арменией и получим несколько иную картину. Здесь численность русского населения зафиксирована на отметке 14 660 или 0,46%. Следует, правда, отметить, что и в советские годы Армения была одной из наиболее моноэтничных республик. Последующие события начала 1990-х годов лишь усилили этническую гомогенность. Азербайджан же является страной с более сложной в этническом плане структурой населения, хотя и здесь отчетливо видна тенденция к гомогенизации этнокультурной среды.

Читателя в России, несомненно, должен интересовать вопрос о фактическом статусе русских в Азербайджане. С одной стороны, это этнокультурная группа, принадлежащая к великой культуре (о культурно-языковом аспекте мы поговорим ниже), к великой государственной традиции, обладающая значимыми социопрофессиональными навыками (русские традиционно составляли основу инженерно-технических кадров в союзных республиках). Эти обстоятельства повышают и формальный, и фактический статус русских граждан Азербайджана. С другой стороны, уже отмеченная выше тенденция азербайджанизации этнокультурного и внутриполитического пространства, во многом ставшая реакцией на недавнее советское прошлое (интернационализм не был безжизненной формулой для советского Азербайджана в отличие от некоторых других союзных республик), не могла не коснуться положения русских. Интересен и для нас не до конца ясен вопрос: каким образом на положение русских экстраполировалась позиция России (а ранее — СССР) в отношении нагорно-карабахского вопроса? Хотя надо признать, что сама эта позиция также лишена прямолинейной стройности и подвержена множеству влияний.

Как свидетельствуют многолетние опросы общественного мнения в Азербайджане, Россия прочно удерживает второе место (значительно уступая Турции) в симпатиях населения этой страны.

Правда, доля антипатиков в отношении России так же велика: здесь наша страна прочно удерживает все то же второе место (после Армении). Положение русских, таким образом, отмечено двойственностью, которую отмечают и азербайджанские авторы. Согласно замечанию ведущего азербайджанского эксперта Расима Мусабекова, «Ареал и влияние русского языка и русской культуры существенно шире, чем удельный вес русских в населении республики. Как ни парадоксально, но сегодня основными носителями русского языка и культуры в нашей стране являются даже не столько русские, сколько так называемые русскоязычные жители городов, подавляющую часть которых составляют азербайджанцы, получившие русское образование».

Автору этих строк посчастливилось пообщаться с некоторыми представителями исчезающей группы «старых бакинцев», которые именуют себя последними могиканами Баку. Большинство из них — этнические азербайджанцы. Как правило, это люди интеллигентских профессий. От многих из них мне приходилось слышать горькие сожаления о распаде единого (назовем его имперским) культурного и социального пространства. Именно они составляют основу зрительских аудиторий на гастролях артистов и театров из России. Думаем, не ошибемся, указав, что в азербайджанской этнической среде (те самые «старые бакинцы») имперские культурные традиции выражены сильнее, чем в собственно русской общине Азербайджана. Первая группа ностальгирует по прежним временам, вторая занята процессом выживания и адаптации к радикально изменившейся этнополитической ситуации. А значит — к условиям азербайджанского национального государства, идеологией которого является азербайджанлы (термин, который можно транскрибировать как азербайджанство).

Молодые русские, которых мне довелось увидеть в Баку, эта этносоциальная группа достаточно широко представлена в сфере торговли, а также в профессиональных группах, требующих высоких технических навыков, как-то программисты и др. Поверхностные наблюдения позволили автору сделать вывод, что этот слой наших соотечественников в Азербайджане сумел занять собственную социопрофессиональную нишу и вполне конкурентоспособен. На фоне некоторой расслабленности собственно азербайджанской среды эти молодые русские производят впечатление целеустремленности и некоторой социальной агрессивности.

Когда Российское государство забыло о своих соотечественниках в новых государствах, заботу о завоевании места под солнцем они взяли в собственные руки.

Очень понравился по-хорошему боевой задор некоторых выступающих на VII съезде Ассоциации русской молодежи Азербайджана, в которых поднимались проблемы русского населения закавказского государства. Это дает некоторые основания надеяться на то, что не все русские сосредоточены на проблемах собственной адаптации и пытаются мыслить в категориях всей общины. Пока немногочисленная активная молодежь является главной надеждой русской общины Азербайджана. Но она нуждается в содействии со стороны государственных и общественных структур в России. Почему бы не выстроить систему организации поездок молодых соотечественников по духовным и культурным центрам России, отдыха в летних лагерях? В эти группы стоило бы включить и тех азербайджанцев, которые учатся в русском секторе или Славянском университете, испытывают повышенный интерес к русской культуре. Это ли не лучший способ мирного завоевания симпатий к России?!

Общественная пассивность подавляющего большинства русских Азербайджана — не единственная негативная черта. Отметим немногочисленность прихожан всего двух (!) православных церквей двухмиллионного города. Довелось столкнуться и с таким неприглядным явлением, как профессиональное нищенство, которое избрали для себя некоторые (далеко не самые нуждающиеся) представители старшего поколения, которых и русскими называть не хочется. Их можно увидеть у ограды церкви, но не на службе…

На улицах Баку часто слышна русская речь, — не только из уст приезжих из России и местных русских, но и самих азербайджанцев. И все же растёт число молодых людей, не владеющих русским, не знакомых с русской культурной традицией. К сожалению, винить в этом следует, прежде всего, самих себя. Не только грубые политические провалы начала 1990-х, но и сохраняющееся невнимание к культурным аспектам как малозначительным по сравнению с вопросами транспортировки газа и нефти или расширения НАТО привели к этой печальной ситуации. Она начала выправляться относительно недавно. Однако, темпы восстановления русского культурного присутствия в Азербайджане явно уступают динамике дерусификации местной культуры.

Всячески подчеркиваемое самими азербайджанцами общетюркское братство и родственность соседней Турции является, на наш взгляд, существенным преувеличением.

Укажем не только на разноконфессиональный состав мусульманских общин (правда, эти различия постепенно стираются: численность суннитской общины в шиитской по определению стране постоянно растет), но и на очевидную разницу менталитетов азербайджанцев и турок, которая, впрочем, постепенно нивелируется у представителей молодежи, получившей образование в турецких вузах. Так вот, это братство, повторяем, не отражает господствующую тенденцию. Тенденция эта — не только политическое сближение (здесь всё не так просто и отношения между двумя странами отнюдь не являются бесконфликтными), но и культурная интеграция с Турцией. Культура светской Турции, — выскажем свое дилетантское мнение, — лишена блеска того обаяния, которым обладает русская культурная традиция, да и собственному культурному османскому наследию также, несомненно, проигрывает. И все же она проста и понятна, она дает ответы на главные вопросы бытия и создает необходимые стимулы и мотивы для высокого уровня трудового напряжения, который позволил создать феномен турецкого экономического чуда. Россия все ещё лишена — на уровне государственной идеологии, принятой всем обществом — той модели, которая позволяет давать непротиворечивые (пусть и упрощенные) ответы на жизненные вопросы. И поэтому мы проигрываем культурную борьбу Турции в том же Азербайджане. Несмотря на то, что стартовые возможности были таковы, что позволяли вести эту борьбу как минимум на паритетных началах. Отсутствие внятной идеологии дома и невнимание (до относительно недавнего времени) к культурным аспектам взаимоотношений с бывшими союзными республиками перечёркивали возможности равного соперничества. И все же ситуация представляется нам далеко не тупиковой и безнадежной.

Сам факт огромной трудовой миграции из Азербайджана в Россию (численность которой, по неофициальным источникам, составляет примерно 2,5 миллиона человек, а по некоторым данным, около 3 миллионов) красноречиво свидетельствует о привлекательности нашей страны в глазах рядовых азербайджанцев.

То обстоятельство, что со стороны и простых, и высокопоставленных граждан Азербайджана наблюдается интерес и симпатии к русской культуре (такой хотя бы факт: спутниковые тарелки в Баку повернуты, в основном, в сторону России!), и то, что наше государство, наконец, осознало необходимость культурной работы, и многое-многое другое — внушают осторожный оптимизм. Активизировало свою работу российское посольство, что связывают с деятельностью не так давно назначенного послом России в Азербайджанской республике опытного и деятельного дипломата Владимира Дорохина.

В условиях современного Азербайджана трудно представить как типичное явление занятие русским каких-либо управленческих или, тем паче, политических постов. В этом отношении Россия являет пример обратного: у нас типичны случаи замещения руководящих должностей не только не русскими (можно, скорее, говорить о заниженной представленности русских в системе управления политикой, и откровенно слабой в сфере культуры и СМИ), но и представителями этнических групп, имеющих свою государственность за пределами России. В отношении тех же азербайджанцев — занятие ими руководящих должностей достаточно высокого уровня в системе МВД, например.

И все же, если сравнивать положение русских в Азербайджане и в других постсоветских республиках (особенно на Южном Кавказе и Средней Азии), сравнение явно в пользу этого государства. Азербайджан — не только не Узбекистан, в котором русофобия носит подчас демонстративный характер, но даже не Казахстан, доля численности русских в котором стремительно сокращается при равнодушном невмешательстве российских властей и в котором русские лишены политического представительства в органах власти и самоуправления. Пожалуй, Азербайджан является наиболее благоприятной страной для существования русской общины в бывшем СССР за исключением разве что Белоруссии и посторанжевой Украины.

В Азербайджане сохраняется система среднего и высшего (Славянский университет) образования на русском языке.

Так, в выступлении замминистра образования Азербайджанской республики (говорившей на чистейшем русском языке!) г-жи Гусейновой на VII съезде Ассоциации русской молодежи Азербайджана озвучивались следующие цифры: в республике действует широкая сеть дошкольного образования на русском языке, 337 совместных русско-азербайджанских школ, 17 школ русского сектора.

Сказанное не означает, что русские (в том числе молодежь) существуют в беспроблемной среде. В известной степени, проблемы русских типичны для всего населения Азербайджана. Это, прежде всего, бедность (согласно социологическим замерам, к бедным и остронуждающимся относится свыше половины населения страны), отсутствие достойной работы. Причиной массового оттока русского населения из Азербайджана в 1990-е гг. была, прежде всего, неясная социально-экономическая перспектива и разрушение промышленного сектора, в котором традиционно трудились русские. Не следует также сбрасывать со счетов и социально-политические мотивы: последствия карабахского конфликта и «черного января» 1990 г., националистическую и антироссийскую идеологию президента Эльчибея. Но тот факт, что в Азербайджане сохраняется значительное число русской молодежи (перед которой стоят острые вопросы адаптации к социально-экономическим, этнополитическим и внутриполитическим условиям) свидетельствует в пользу высказанного мнения о достаточно благоприятной (в сравнении с отдельными постсоветскими республиками — откровенно благоприятной) среде обитания русских. Россия же не имеет альтернативы оказания повышенной поддержки своим соотечественникам. Эта мысль без конца повторяется главой Русской общины Азербайджана, депутатом мили меджлиса (парламента) Азербайджанской республики Михаилом Забелиным, который справедливо сетует на отсутствие должной поддержки информационных проектов общины со стороны России. Это особенно остро проявилось во время августовской войны 2008 г., когда населением Азербайджана была остро востребована объективная информация (в том числе на русском языке) о событиях в Южной Осетии.

Тем не менее, позитивные сдвиги, безусловно, происходят. Так, 20 мая в Международном пресс-центре «Новости-Азеpбайджан» состоялась пресс-конференция на тему «Обучение в России — подготовка профессиональных кадров для Азербайджана». Как было заявлено устроителями мероприятия, организация «РАКУС» (Департамент Содружества Независимых Государств и Европы) осуществляет в числе прочего набор граждан СНГ для обучения в российских вузах, подготовку и реализацию совместных образовательных проектов с российскими и иностранными высшими учебными заведениями. Приём в российские вузы для граждан Азербайджана состоится с 25 по 30 августа в виде собеседования или тестирования. Обучение граждан СНГ в вузах России на 80% субсидируется правительством РФ.

К сожалению, численность азербайджанских студентов в российских вузах пока невелика (в отличие, скажем, от абитуриентов из Армении). И это несмотря на наличие огромной по численности трудовой миграции из Азербайджана! Как Россия, так и Азербайджан заинтересованы — выскажем свою позицию — в увеличении этого числа. Азербайджан нуждается в качественном образовании по гуманитарным, точным, естественнонаучным, техническим дисциплинам, которое способны давать российские вузы за небольшую плату или вовсе бесплатно (в рамках действующей программы поддержки соотечественников за рубежом).

России нужно восстанавливать международный функционал своей высшей школы. И здесь она составит опасную конкуренцию турецким вузам, имея более универсальную и все еще более фундаментальную систему высшего образования.

К тому же любой азербайджанский студент — потенциально носитель знания или даже адепт русской культуры: обстоятельство, которым не следует пренебрегать.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о положении православных приходов Бакинско-Прикаспийской епархии Русской православной церкви и положении православия в независимом Азербайджане. Эти вопросы мы надеемся рассмотреть в нашем следующем материале.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика