Радонеж | Сергей Белозерский | 30.07.2010 |
В рамках этой всемирной драмы у каждого народа есть свое предназначение, свое призвание и цель, свои дары, которые он должен сохранить и приумножить к тому дню, когда в небесный Иерусалим принесут «славу и честь народов». В рамках Божьего замысла о человеческой истории Россия не есть случайность, Россия возлюблена Богом, удостоена великих даров, призвана к определенному служению. Думать, что наше небесное Отечество как-то исключает земное — значит впадать в гностицизм. Бог не оставил сотворенный Им мир, Он действует в его истории — и, особенно, в истории Церкви. Крещение Руси — знак того, что существование России есть воля Божия.
Мы живем в цивилизации, созданной этим событием; мы сталкиваемся с этим каждый день — обычное выражение благодарности «спасибо» уже содержит в себе призвание имени Божия, стоит заглянуть — по каким-то своим делам — в календарь, чтобы увидеть там и Ветхозаветную «субботу» и Новозаветное «Воскресенье». Даже в речи неверующих людей слова «божественный», «по-божески» носят положительный оттенок, «безбожный» — резко негативный. Люди говорят о том, что кто-то «безбожно врет», но никогда не скажут, что кто-то «безбожно честен». Наша литература, музыка, архитектура, все, что есть в России русского, растет из этого корня.
И наше будущее возможно только в том случае, если оно будет питаться из этого корня; попытки оборвать связь с ним — это попытки уничтожить нашу страну. Эти попытки могут исходить из искреннего непонимания, или из осознанной враждебности — но они ведут именно к разрушению страны. Когда телеведущий Владимир Познер говорит о принятии Православия как о «величайшей трагедии для России» он говорит не просто безграмотную, он говорит очень ядовитую вещь; те, кто ему поверят, отрежут себя от своей страны и от своего народа. Возможно, они сами не увидят в этом трагедии — так безумный не замечает своего горя и плачущих над ним родных — но для страны и общества терять своих членов обезумевшими ненамного лучше, чем терять их убитыми.
Как отмечают самые разные люди — верующие и неверующие, священники и психологи — человек нуждается в смысле, в осознании своей жизни, своих целей, своей надежды и своих обязательств. Такова наша природа — человек, у которого есть «зачем» жить, может перенести любое «как»; человек, которому незачем — балансирует на грани самоубийства. Это верно и в отношении общества — общество, которое не видит смысла в своем существовании, обречено на дезинтеграцию. Общество, в котором каждый стремится только к удовлетворению своих потребностей, общество, в котором у людей нет общей истории, общих ценностей и общих святынь — это умирающее общество. Общество, которое поверило, что само его возникновение было «величайшим несчастьем» — насмерть отравлено. И нам стоит трезво взглянуть на нынешние проблемы нашей страны — депопуляцию, алкоголизм, преступность, коррупцию — и понять, что эти проблемы коренятся не в материальной, а в духовной сфере. Там, где людям не предлагают внятного ответа на вопросы «что связывает меня с другими?» «каковы мои обязательства и почему должен их соблюдать?» «чего ради я должен избегать греха?», там такие проблемы неизбежно будут приобретать катастрофический размах. «Чего ради мне быть честным, воздержанным и милосердным?» — спрашивает наш современник, и не находит ответа, потому что в рамках секуляристкого, «многонационального и многоконфессионального» мировоззрения такого ответа нет.
В любом обществе есть люди, отвергающие нравственные правила — но любое общество, если это общество, а не набор случайных индивидуумов, лишенных чего-либо общего — такие правила провозглашает. И эти правила не могут быть чем-то изолированным, они никогда не существуют в пустоте — они укоренены в том, как люди видят мир, свою общую историю, свои общие святыни. И поэтому так важно — важно для нашего выживания как страны и как народа — обратиться к тому великому дню, когда Бог призвал наших предков быть в числе Его верных.
Тогда перед нашими предками стоял выбор между разными верами — каждая из которых предлагала свои ответы относительно места человека в мире, его обязанностей пот отношению к ближним, его надежды на вечное спасение. Сейчас мы выбираем не между разными верами — а между истинной верой и пустотой, ничем, полной дезинтеграцией. И то, что Крещение Руси объявлено памятным днем — обнадеживающий признак того, что в нашем обществе — и в нашем государстве — растет понимание этого.