Русская линия
Русская линия Алексей Осипов16.07.2010 

А.И. Осипов: Мы не кланяемся доскам и костям, а просим молитв святых Божиих
Профессор МДА разъяснил, почему православные поклоняются иконам, когда «спасает только Бог»

Профессор А.И.Осипов«Мы уже говорили, что любой святой, и в том числе Сама Пресвятая Дева — только молитвенники за нас. Есть одно небольшое „но“, которое иногда не учитывают — у апостола Павла есть замечательные слова: „иная слава солнцу, иная луне, иная звездам, но и звезда от звезды тоже разнится во славе“. Так вот и здесь», — заявил в эфире телеканала «Союз» профессор Московской духовной академии, известный богослов Алексей Ильич Осипов, отвечая на вопрос о том, «почему говорят: „Пресвятая Богородице, спаси нас“, и что — надо поклоняться мощам?», когда «спасает только Бог, и надо поклоняться Богу».

«Православное вероучение, да и вообще христианское, я бы сказал, совершенно единогласно, единодушно говорит о том, что Божия Матерь является самой великой Святой. Следовательно, Её молитвы наиболее действенны, наиболее, если хотите, помогают нам, — продолжил учёный. — И вот учитывая, что именно Её молитвы таковы, часто и прилагается в молитвах Ей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Речь идёт совсем не о том, что Она Сама может спасать, а об особой силе Её молитв. И мы говорим: «спаси нас».

При этом, по словам богослова, «такие обращения можно найти и в отношении других святых, в молитвах к ним и в акафистах». «Это обращение носит не догматический характер, не вероучительный, а ничто иное, как способ нашего выражения понимания силы молитв, которые исходят от Божией Матери или какого-то святого», -подчеркнул профессор.

«А что касается мощей, речь здесь вот о чём. Нужно разделять две вещи, которые на греческом языке выражены четкими понятиями. Есть такое греческое слово «латрия» — служение и поклонение. И есть «проскиниесис», которое переводится так же. Но когда мы говорим о «латрии», мы говорим о богопоклонении, а о мощах, об иконах — о «проскиниесис»: это некое уже служебное поклонение, не такое, как поклонение Богу, но поклонение в том смысле, что мы склоняемся перед величием, святостью этого человека».

«Так вот, есть Божеское поклонение, которое выражено очень хорошим словом «латрия», а есть поклонение перед кем-то или чем-то значимым, если хотите, в нашей человеческой жизни, в человеческой атмосфере. Только и всего. Поэтому мощам как таковым мы не поклоняемся — в данном случае мы поклоняемся святому, поклоняемся перед святостью человека, мощи которого сейчас перед нами», — отметил А.И. Осипов.

«Так же, как, кстати, и иконы. Помните, мы уже говорили об этом, но я хочу вам напомнить ещё раз: любая икона может стать чудотворной, ибо её чудотворность обусловлена не какой-то её особой силой, — выразил уверенность богослов. — А чем? Силою веры и искренности обращения человека перед этой иконой Божией Матери или Спасителя, или кого-то из святых. Поэтому, если хотите, в принципе любая икона может оказаться чудотворной. Вот какова ситуация».

«Обратите внимание: к чудотворным иконам, к мощам подходит множество людей. А многие ли исцеляются? Единицы. Потому что действие заключается в силе не самой по себе иконы или мощей, а в силе веры, искренности и молитвы человека, что подходит к иконе или мощам. При этом чрезвычайно важно отметить следующее. Многие идут и прикладываются к мощам и иконам с чем: «Господи, исцели меня от печенки или от селезенки, или чтобы мой муж не гулял, или чтобы мой брат не пил..» — и так далее. С чисто земными вещами подходят. И потому редко когда получают какой-то положительный ответ — забывая, что когда мы подходим к святыне, должны молиться: «Господи, на все Твоя воля, Ты знаешь, Господи, что мне нужно, что я хочу, какова моя просьба, но будет, Господи, Твоя воля». И через угодника Божия, к мощам которого подходим: «Так окажи Свою милость — насколько Ты, Господи, хочешь, а не я, Твоя воля да будет, а не моя».

«Вот только когда смирение здесь присутствует, когда Господь видит искреннее смирение человека, готового принять любой вариант, тогда происходит чудо. А когда он идет и говорит: «Господи, вот это дай мне, и больше мне ничего на свете не надо», как правило, человек никогда не получает просимого. Это очень важно», — заключил А.И. Осипов.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика