Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей направил послание, в котором, среди прочего, говорится:
Поистине великим является новоявленный наш отец Серафим Саровский, житие и деяния которого волнуют всех внимательно всматривающихся в его святой и богобоязненный образ и житие, потому что он является достойным преемником великих отцов Церкви, просиявших на духовной тверди Восточной Православной Церкви. Этот преподобный находится в великой и благословенной стране отцов Церкви, являет собой божественное Господне восполнение, принадлежит к благоухающим цветам рая, к златым устам Слова. Он представляет собой священное и золотое звено священной цепи Отцов, которые делами, словами и созерцанием прославили Бога.
Всем известно, что наша Православная Церковь является лабораторией святости, покоищем божественных устремлений, или, если воспользоваться словами святого Николая Кавасилы, выражать себя, является местом общения человека с живым Троичным Богом в лице Иисуса Христа.
Преподобный Серафим, исполненный Святого Духа, верно продолжал исихастское житие и постнический образ жизни, который оберегается как зеница ока в лоне Православной Церкви. Постнически жили святые апостолы, преподобные, святые отцы и великие исповедники веры. Исихия, согласно нашему святому предшественнику Григорию Богослову, необходима для единения человека с Богом: «Подобает и безмолвствовать, чтобы в чистоте приобщиться к Богу. И архиепископ Фессалоникийский святой Григорий Палама, который пережил и изложил все исихастское предание Православной Церкви, говоря о священной исихии, говорит следующее: „Это есть состояние ума и мира, оставление дольнего, отложение от расудочного и восхождение к лучшему“. Вот что есть исихия — „делание истинного созерцания и боговидения, единственное истинное совершенствование души“. И, конечно, всем известно, что ученики святой Григория Паламы передали исихазм в северные Православные Церкви.
„Добротолюбие“ же священных отцов-подвижников, собранное в окончательном составе и виде святым Никодимом Святогорцем и переведенное преподобным Паисием Величковским на славянский язык, составило пищу боголюбцев и, конечно, им услаждался и преподобный Серафим Саровский. Таким образом становится ясным, что исихастская жизнь, которая развилась и переживалась в лоне Патриаршего Вселенского Престола и переданная сюда Вашей Святейшей Русской Церкви, являет собой, с одной стороны, глубочайшее общение между нашими Церквами, с другой — отличие православного богословия от рационализма и лицемерного благочестия.
Изучая святую и боголюбивую жизнь и наследие преподобного Серафима Саровского, ясно видим, что он, ведя жизнь в соответствии с подвижническим и исихастским преданием, достиг общения с Богом, видел Бога в Его нетварном свете и получил благодать и дар божественной любви к людям и Богу. Поелику же благодать Божия простирается и на тело, то через это и в его теле проявились явственно признаки божественного светолития и обожествления. Он стяжал созерцание сущего и ощущение обновления твари во всем своем существе. Он также жил в единстве со всем творением, поскольку и дикие звери чувствовали в нем силу, которую имел Адам до грехопадения, как об этом говорил святой Исаак Сирин. Более того, преподобный отец стяжал глубочайший освященный мир, и через это тысячи людей нашли мир рядом с ним. Таким образом в лице преподобного Серафима является истина, что Христос как Богочеловек есть центр мира, и святые, живущие в единении с Ним и в Нем, становятся центрами мира, поскольку через них освящается и словесная и бессловесная тварь.
В эти рамки вмещается и православное богословие, о возрождении человека и обновлении твари. Ибо богодохновенный Павел пишет, что „вся тварь совокупно стенает и мучится даже доныне“, и что и эта тварь „освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих и поэтому тварь чает откровения сынов Божиих“ (Рим. 8. 18−22). Это значит, что для разрешения экологических проблем нужно богословски сформулировать свое видение и программу (ибо мы живем в падшем обществе), с учетом того, что коренное освобождение твари от тления достигается через святых, чад Божиих, в которых почивает Сам Бог.
Место, в котором подвизался преподобный Серафим Саровский — место освященное. Ибо оно, как некогда Господня гора Фавор, и по аналогии с ней, приняло Благодать Божию. Этим объясняется и наплыв многочисленных верующих русских христиан в места подвигов преподобного с верой и благочестием, и чудеса, которые здесь совершаются, и преображение душ паломников, которое можно наблюдать, и сердечная молитва, которая в них действует и, вообще, их возрождение, которое совершается. Бог через Богородицу и святых своих передает нам благой дар и изобилие благ для успокоения сердец.
Часто в наших речах мы приводим превосходное приветствие преп. Серафима Саровского, с которым он обращался к каждому человеку, видя в нем образ Божий: „Христос Воскресе, радость моя“. Каждый человек согласно божественному нашему отцу, составляет его радость, потому что в нем он созерцал по образу Божию созданного человека, несмотря на его падения и слабости. И это приветствие очень важно, если его сравнить со словами, которые слышались со стороны приверженцев гуманистической экзистенциалистской философии о том, что прочие люди являются нашим наказанием. По преподобному Серафиму, который выражает этику Православной Церкви, другие люди не наше наказание, а наша радость, по слову отцов: „видишь брата твоего, значит, видишь Бога твоего“.
Мать Константинопольская Церковь и наша Мерность выражаем нашу радость по случаю этого торжества и обращаем к Вашему дружественному Блаженству, сонму священных и боголюбивейших иерархов, честному пресвитерству, еже во Христе диаконству, избранным монахам и монахиням, начальствам и властям этого места и христолюбивому народу, которые населяют эти места, наши теплые Патриаршие пожелания и молитвы, желая, чтобы вы отпраздновали эти торжества в „пениих и песнех духовных“ (Кол. 3.16), чтобы вы имели всякий божественный дар, богатые милости и бесконечное человеколюбие великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, предстательством преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца, в нашем свидетельском служении сохраняя навеки единство веры в союзе любви и мира.
В послании Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия говорится:
„Братски лобызая Вашу Святыню, сердечно благодарю Вас за присланное в Наш адрес приглашение принять участие в торжествах по случаю 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского. В Святой Антиохийской Церкви имя этого святого хорошо известно и почитаемо. Его Житие переведено на арабский язык, а иконы украшают многие наши храмы.
Возможность молитвенно почтить память батюшки Серафима со всей Полнотой Русской Православной Церкви и многочисленными паломниками со всего мира является для нас большой радостью.
Примите, дорогой во Христе брат, Наше поздравление с этой знаменательной для всего Православия датой“.
Блаженнейший Патриарх Румынский Феоктист направил следующее послание:
„Помни всегда: послушание превосходит всё. Оно превосходиm пост и молитву. Мы должны терпеть любое горе, не тревожась и не ропща.“
Этот призыв достойного похвалы и чествуемого со святыми отца нашего Серафима Саровского, прославлению которого во святых исполнилось сто лет, представляют собой только малую часть из неисчерпаемого богатства духовного опыта, которое оставил нам этот неутомимый исполнитель воли Господней, вышедший из благочестивого и многострадального во Христе русского народа.
Благодарим Господа за возможность служить сегодня, радуясь свободной проповеди Евангелия после многих десятилетий противостояния гонителям Церкви Христовой, когда многие показали пример „злострадания и долготерпения“ (Иак. 5. 10), являясь светилами в мире, по словам псалмопевца: „К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое“ (Пс. 15. 3). Свидетельство Христа, явленное множеством мучеников и праведников в прошлые века, святых, рожденных в лоне наших народов, является одновременно призывом и к нам укреплять единство Православия ради истины и любви нашего Спасителя Иисуса Христа.
Следуя такому превосходному примеру непобедимого смирения, мы сегодня должны исполнять волю Божию, как учит нас Священное Писание и как поясняет святой Серафим. Он призывает нас непрерывно утолять нашу духовную жажду из неиссякаемого источника Слова Божия, чтобы через его чтение к нам пришло „освящение разума, божественным действием преображенного“.
Подобно святому Серафиму, сравниваемому в посвященном ему акафисте сo святым Пророком Илией и со святым Иоанном Предтечей, как с истинными ростками в пустыне, плодородными дарами Духа Святого и мы, живущие в эти трудные времена, призваны приобщаться бесчисленным дарам, истекающим из любви Бога к своему творению, созидая благое ради спасения нашего ближнего.
Великий духовник и богослов преподобный Серафим повсюду очень хорошо известен в Румынии, благодаря переводу на румынский язык многих книг, рассказывающих о жизни и трудах святого и наполняющих духовным благоуханием всех тех, которые посвятили свою жизнь служению Христу в монастырях, а также верующих мирян.
Оосновываясь на этом особенном почитaнии святого Серафима среди наших верующих, Священнный Синод нашей Церкви с любовью принял инициативу Святейшего Патриарха Русской Православной Церкви, поздравляя и выражая благодарность Его Святейшеству и членам Священннoго Синодa за приглашение стать соучастниками духовной радости по случаю торжеств, посвященных столетию канонизации этого великого труженника в духе Евангелия и просветителя всего православного мира.
Сохраняя всегда в наших душах воспоминание о смиренной и усердной жизни святого Серафима и следуя побуждению святого Иоанна Златоуста прибегать к посредничеству святых, но в то же время прилагать и свои усилия, мы, по их примеру, молимся святому, носящему ангельское имя, чтобы он был нашим предстателем пред небесным престолом Святой Троицы и испросил нам приобщения Духa, Которого подает нам Бог за хранение Его заповедей, через которые мы пребываем в Боге, и Бог пребывает в нас (1 Ин. 3. 24)».
В послании Блаженнейшего Николая, Митрополита Чешских земель и Словакии сказано:
В эти дни, дни столетия канонизации преподобного Серафима Саровского, переживаем с Вами великую духовную радость. Праздник Святой Русской Православной Церкви является праздником и остальных автокефальных Православных церквей. Все православные христиане, которые знают житие преподобного Серафима и имеют связанный с ним духовный молитвенный опыт, ощущают особое движение души, духовную радость и умиление.
В образе преподобного Серафима мы видим пример святости русского народа и всех тех, которые остались в памяти Церкви как великие молитвеники, постники, носители умиления, духовной радости, способные всех утешать и всем прощать.
Духовная сила святого старца свидетельствует о том, что он имел истинную цель своей жизни — стяжание Святаго Духа Божия, которого достиг через бдение, молитву, пост, милостыню и христианский образ жизни.
Преподобный Серафим Саровский переживал ту великую духовную радость, о которой сказал Господь: «Суть нецыи от здесь стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие пришедшее в силе» (Мк. 9. 1).
Стремление преподобного Серафима Саровского своей жизнью стяжать Духа Святаго является для всех современных христиан светлым примером на жизненном пути.
Многие ищут свое счастье без стяжания Святаго Духа, потому их жизнь полна проблем и духовных конфликтов. Сегодняшний день мы принимаем как призыв к тому, чтобы деятельность Церкви в современном мире была направлена на укрепление духовной ориентации человека, ведущей к стяжанию Духа Святаго. Это будет приближением реального примера образа жизни святых в современном мире.
Мы веруем, что все собравшиеся к почитанию преподобного Серафима найдут укрепление своей веры в Господа и почувствуют духовную силу умиления, которая наполняла этого старца.
Веруем, что по молитвам преподобного Серафима Господь услышит скорби и исполнит прошения и мольбы всех. Поэтому просим Его, чтобы он озарил наши души светом Божественной любви и научил нас любить ближних своих по заповеди Христовой. Назидая православных примером жизни своей и напаяя сердца их учением Христовым, как из источника воды живой, и сам он, милостью и силою Божией, стал неиссякаемым источником чудес для всех.
Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!