Русская линия
ИА «Белые воины» В. Окулов03.02.2011 

«Претерпевший же до конца спасется»
Судьба воткинского священника Николая Чернышева

«Претерпевший же до конца спасется».

Мф., Х, 22.

Протоиерей Николай Чернышев среди преподавателей и воспитанниц Воткинской женской гимназии (фото предоставлено С.К. Простневым)
Протоиерей Николай Чернышев среди преподавателей и воспитанниц Воткинской женской гимназии. 1910-е гг. (фото предоставлено С.К. Простневым)
Город Воткинск известен многим тем, что в нем в 1840 г. родился Петр Ильич Чайковский. Славен город еще своим железоделательным заводом, основанным в 1758 году графом П.И. Шуваловым. За более чем 250-летнюю историю завод производил самую разную продукцию из металла: бытовую «мелочь», оружие, корабельные якоря, фермы мостов, паровозы, драги, пароходы, баржи, земснаряды — близость Камы и наличие водного сообщения с ней позволяли выводить суда в Волгу. С конца 60-х годов прошлого века на заводе было налажено производство стратегических ракет, у проходной завода сегодня возвышается корпус ракеты впечатляющих размеров. В царской России производимыми на заводе якорями были оснащены практически все корабли Российского флота, в том числе знаменитый крейсер «Варяг». Якорь, выкованный в честь посещения города в 1837 г. цесаревичем Александром Николаевичем, будущим императором Александром II, установлен в центре города, на берегу пруда. Гордятся воткинцы и тем, что ими был изготовлен металлический каркас шпиля знаменитого Петропавловского собора в Санкт Петербурге.

В августе 1918 г. произошло героическое событие в истории города: его жители, в основном рабочие и служащие завода, выступили против Советской власти.

История Ижевско-Воткинского восстания — первого народного антибольшевистского выступления, продолжавшегося около 100 дней, в СССР по понятным причинам замалчивалась. Восстание было жестоко подавлено, а трагические судьбы его руководителей, рядовых участников и членов семей стали теперь известны в России благодаря публикациям воспоминаний участников и исторических исследований. Среди погибших при подавлении восстания были известный и любимый в Воткинске протоиерей Николай Чернышев и его дочь Варвара.

Благовещенский собор г. Воткинска, современный вид
Благовещенский собор г. Воткинска, современный вид
Впервые род священнослужителей Чернышевых, известный в Вятской губернии, упоминается среди жителей Воткинска в 1824 г. С этого года помощником управляющего завода, вплоть до выхода на пенсию, служил Ф.Е. Чернышев (1782−1875), окончивший Вятскую духовную семинарию и затем учительствовавший в Горной школе г. Ижевска. В 50-х годах XIX века его родственник Андрей Иванович Чернышев (1813−1901) стал одним из пяти священников Благовещенского собора (в котором крестили младенца Петю Чайковского), затем настоятелем вновь построенной церкви св. Николая Чудотворца, а с 1888 г. в сане протоиерея — настоятелем Благовещенского собора. Помимо основной службы в храмах, А.И. Чернышев преподавал в школах города, увлекался краеведением и историей Благовещенского собора и прихода. У Андрея Ивановича и его жены Надежды Степановны было 9 детей. Трое из семи сыновей стали церковнослужителями, а дочери вышли замуж за священников.

Четвертый сын Чернышевых, Николай Андреевич (1859−1919), воспитанный на глубоких православных традициях, являл собой тот тип истинного пастыря, который глубоко почитался в дореволюционной России, особенно в провинциях, где священник нес в народ не только духовные знания, но являлся просветителем и наставником, истинным «батюшкой» для своих прихожан. Закончив по 1-му разряду Вятскую духовную семинарию в 1875 г., Николай Андреевич служил некоторое время учителем Воткинского земского училища и псаломщиком в Благовещенском соборе. После рукоположения в 1884 году был священником в Благовещенском соборе, катехизатором, законоучителем в различных учебных заведениях Воткинска и близлежащих сел. С 1914 г. и до своей гибели — Благочинный Воткинской и Галевской волостей. За безупречную службу Православной церкви о. Николай был возведен в сан протоиерея и неоднократно награждался Епархиальным начальством, в том числе наперсным крестом (1907 г.). Он занимался активной просветительской и общественной деятельностью: читал лекции в Общественном собрании, был Учредителем и Председателем местного Общества трезвости, почетным членом Воткинского общества любителей музыкального и драматического искусства им. П.И. Чайковского. Во время I Мировой войны о. Николай участвовал в работе местного отделения «Всероссийского Земского союза по снабжению армии». Его многолетняя общественная и преподавательская деятельность была отмечена Серебряной медалью Общества Красного Креста и орденом Св. Анны III степени.

У Н.А. Чернышева было четверо детей. Рано овдовев (супруга Юлия Ивановна скончалась в 1894 г.), он жил с младшей дочерью Варварой (1888−1919), окончившей гимназию и Высшие женские курсы в Казани. Захват власти большевиками и начавшееся вскоре восстание жителей стали последним этапом в жизни православного пастыря. Родившийся и проведший всю жизнь в Воткинске, он не мог остаться в стороне от событий, перевернувших привычный мир. Попрание новой безбожной властью многовековых церковных устоев, наглое изъятие у жителей нажитого честным трудом имущества, необоснованные репрессии по «классовому признаку»; с другой стороны — сочувствие восставшим, многих из которых он хорошо знал, крестил, венчал, а также отпевал и провожал в последний путь их родителей. Поэтому выбор Чернышевых был естественным: они стали помогать восставшим, собирая на их нужды необходимое. Эта деятельность и еще личное знакомство с капитаном Г. Н. Юрьевым, возглавившим восставших, послужили основанием для ареста Чернышевых 13 декабря 1918 г., после подавления восстания в ноябре 1918 г. большевиками и ухода основной массы повстанцев с семьями за Каму. 2 января 1919 г. дочь и отец (по воспоминаниям, именно в таком порядке — отец был свидетелем казни дочери) были расстреляны.

Могила Чернышёвых на Нагорном кладбище в г. Воткинске
Могила Чернышёвых на Нагорном кладбище в г. Воткинске
7 апреля 1919 г. в Воткинск вошли отряды армии А.В. Колчака. То, что они увидели, отражено в дневниковой записи Г. В. Красильниковой, ученицы Воткинской женской гимназии, 22 апреля того года: «Находят сотни обезображенных трупов». Тела протоиерея Николая и Варвары были извлечены из земли и перенесены в Благовещенский собор, где народ смог проститься с любимым батюшкой и его дочерью. Похоронены они были на Нагорном кладбище, расположенном в красивейшем уголке Воткинска, рядом с Преображенским собором.

В 1929 г. Благовещенский собор как культовое учреждение был окончательно закрыт, колокольня и купол уничтожены, богатое церковное имущество реквизировано, а помещение переделано под театр. Погибли замечательные настенные росписи. В настоящее время здание собора возвращено Церкви и восстанавливается. Божьим промыслом не утеряна могила убиенных Чернышевых, теперь на ней установлен православный крест. А свой, Богом возложенный крест пастырского служения протоиерей Николай с честью нес всю свою жизнь, до мученического конца.

Жители Воткинска до сих пор хранят воспоминания о том, как в дни церковных праздников, после службы, жители выстраивались с двух сторон вдоль дороги от храма к дому, где жила семья о. Николая, прося его благословения и выражая ему свою любовь. И после ареста верные прихожанки носили любимому пастырю передачи в тюрьму ЧК.

В заключение следует сказать о том, что в Калифорнии, в 20-х годах прошлого века осели многие участники воткинского восстания, окормлявшиеся протоиереем Николаем Чернышевым на родной земле, ходившие с ним по одним улицам, а затем вынужденно ушедшие от Советов на чужбину. Здесь они похоронены, здесь продолжают жить их потомки. В храме св. Иоанна Крестителя в Беркли, в создании которого эти не предавшие Веры и Отечества люди принимали участие, где они молились и некоторых из них отпевали, горит «неугасимая свеча» и их имена поминаются на литургиях. Вечная им всем память!

Использованы публикации Э. Гаевского «Семья Чернышевых» (Воткинская газета, N 33 (56), 20 августа 1998) и «Спасти и восстановить» (Вега, N 10 (117), 8 марта 1996).

Фотография о. Николая Чернышева, запись из дневника Г. В. Красильниковой и приводимые воспоминания жителей Воткинска предоставлены С.К. Простневым (г. Воткинск)

Впервые опубликовано: Русская жизнь. Сан-Франциско, 2011. N 14 095, 15 января. С. 4−5.

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Елена Анастасьина    20.11.2012 14:00
Здравствуйте!Очень хотелось бы узнать что происходило с Василием Андреевичем Чернышовым.Я являюсь его пра пра пра внучкой.Заранее спасибо.Если нет информации то подскажите куда обратиться.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика