Русская линия
ИА «Белые воины» Василий Цветков19.04.2010 

Вступительная статья к десятому номеру альманаха «Белая Гвардия» «Русская Православная Церковь и Белое движение»

Русская Православная Церковь и Белое движение «…Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, — в святых мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне впадает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не образумимся?… И будет, наконец, то же у нас, что, например, у французов и других… А если это будет, что, думаете, будет нам за то в день судный после таких Божиих к нам милостей? Господи! Спаси и помилуй Русь Православную от праведного Твоего и надлежащего прещения!..»

Такими словами Святитель Феофан затворник Вышинский наставлял паству в Вере и уповании на Милосердие Господние, напоминая и об опасности уклонения в еретические соблазны, распространившиеся на Руси на рубеже XIX — XX столетий. «Зловерие и неверие», увы, оказались достаточно сильны для того, чтобы питать революционные смуты 1905 и 1917 годов, последствия которых не преодолены еще до сих пор.

Но исчезла ли Святая Русь? Нет. И в Смутные времена продолжался тернистый путь к Божественной Правде. Шли им немногие. Немало было тех, кто останавливался на этом пути, сходил с него, поворачивал назад. В этом отношении весьма показательна судьба российского Белого движения. Суть борьбы, начавшейся в феврале 1917-го, и продолжавшейся долгие годы в России, в Зарубежье, заключалась отнюдь не в одном лишь военном противостоянии, в столкновениях фронтов и армий. Гораздо важнее был именно духовный смысл противостояния, столь полно выраженный в многочисленных воззваниях, проповедях, посланиях, с которыми обращались в то время к своей пастве пастыри и архипастыри Русской Православной Церкви. Многие из них приведены в этом номере альманаха. Среди них особое внимание хотелось бы обратить на проповеди, посвященные не только обоснованию необходимости сопротивления большевизму, но и призывавшие к милосердию и покаянию, без которых невозможно будет спасение, невозможной станет победа.

Православная жизнь не прерывалась на территории, занятой белыми армиями и белыми правительствами. Напротив. В городах и селах шел стремительный рост неподдельного, искреннего влечения к Православию. Как будто начинала спадать та наносная, фарисейская обрядность в отношении к Православию, столь характерная для немалой части российского общества в начале ХХ века. Наполнялись прихожанами храмы, возрастала молитва, устраивались многотысячные крестные ходы, с большим духовным подъемом проходили молебны о даровании побед «Христолюбивому Белому воинству». Обсуждались многочисленные проекты преобразований в приходской жизни, в области преподавания Закона Божия, в семейной жизни. По-иному уже относились к значению Православной Церкви, Православной Веры в государстве. Казалось, что началось Преображение России, что близок уже тот час, когда, очистившись в купели покаяния, победив «зловерие и неверие», низвергнув узурпаторов — безбожников в Москве и Петрограде, свершится Чудо, возродится Православная Русь…

Но Божественный Промысел над Россией оказался иным. Не было военной победы «Белого воинства». Нужно было пройти через десятилетия «безбожной власти», чтобы понять, прочувствовать глубину бездуховности, богоборческой атеистической идеологии, чтобы встать на путь покаяния и исправления. Путь этот — долгий и трудный. Но это — путь истинный.

И, познавая прошлое, мы уже по-иному начинаем оценивать события столетней давности. Меняется наше отношение к Государю Императору, к революционерам-атеистам и к Белому движению…

Не углубляясь в подробности описания православной жизни в Белой России, хотелось бы отметить несколько важных событий, чудесным образом указывающих вехи истории Белого движения. Отречение от Престола Государя Императора в 1917 г. знаменовалось явлением Чудотворного Образа Божией Матери именуемой «Державная». Этот Образ стал также напутствием Приамурскому Земскому Собору, последнему в истории Белого движения на территории России, провозгласившему восстановление верховной власти Дома Романовых в 1922 г. Пресвятая Богородица покровительствовала белому воинству. Наступавшие на Москву полки 1-го армейского корпуса Добровольческой армии незримо предводительствовались Чудотворным Образом Божией Матери «Курская Коренная» и Чудотворным Образом Божией Матери «Озерянская». На Севере особо почитался Чудотворный Образ Божией Матери «Грузинская». Чудесным своим явлением над Архангельском благословила Царица Небесная белых воинов и жителей северного края. В Сибири Чудотворный Образ Божией Матери «Абалакская» стал покровом и заступлением отступавших от Омска полков армии Колчака. Нарочито почитаемый Чудотворный Образ Божией Матери «Донская» стал покровительницей донского казачества. А Оренбургское казачье войско ограждал Чудотворный Образ Божией Матери «Табынская». Иконой Владимирской Божией Матери были благословлены стрелки Туркестанской дивизии, сражавшиеся с красной армией в пустынях далекого Закаспийского Края. В Зарубежье, в парижском храме Св. Александра Невского, иждивением чинов Русского Общевоинского Союза был воздвигнут киот с копией Чудотворного Образа Божией Матери «Скоропослушница».

По-особенному связана с историей Белого движения и память Святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских. Во время боев 1917 г. в Москве его Чудотворный Образ на Никольских воротах в Кремле был поврежден красногвардейцами. Но чудесно спала скрывавшая его красная пелена и освобожденная от нее икона Святителя напомнила москвичам о Божественном промысле. Копия с этого Чудотворного Образа была послана Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Тихоном адмиралу Колчаку. Праздник Святителя 9 (22) мая стал праздником российского казачества, отмечавшимся в Омске, Новочеркасске и в других казачьих столицах. Память Святителя Николая Чудотворца отразилась и в ордене, учрежденном генералом Врангелем в белом Крыму в 1920 году. «Верою спасется Россия» — девиз ордена отразил духовный смысл Белого движения.

Иконой Святого Преподобного Сергия Радонежского был благословлен адмирал Колчак при посещении им Уфимской епархии. Святой Преподобный Сергий Радонежский чудотворец стал небесным покровителем 1-го офицерского генерала С.Л. Маркова полка в Добровольческой армии.

Много интересных, знаменательных событий связано с участием Русской Православной Церкви в Белом движении…

Но, говоря о том смутном времени, мы не должны забывать и о подвиге сотен, тысяч священнослужителей, мирян, оставшихся верными Православной Вере, принявших мученическую кончину, прославленных в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

Их памяти посвящается наш альманах…

Номер «Русская Православная Церковь и Белое движение» можно заказать по адресу :
rg@rusk.ru, координатору проекта «Белые Воины» Р.Г. Гагкуеву
а также:
103 031, Москва, ул. Петровка, д. 26, стр. 2, пом. 96, Некоммерческое партнерство «Издательское, исследовательское и просветительское содружество ««Посев»», О.А. Кузнецовой;
тел. (495) 625−92−48, e-mail: posevru@online.ru

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Удин О.И.    31.07.2011 08:33
Русская православная церковь!Как живой действующий единый организм,не могла учавствствствовать в Белом движении,наоборот Белое движение,боролось в защиту веры,отечества,царя!!! А значит-РПЦ,как защитник-основ православия!!!

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика