«И когда вы простираете руки ваши,
Я закрываю от вас очи Мои;
И когда вы умножаете моления ваши,
Я не слышу..» (Ис.1:15)
|
Памятный киот с иконой Св. Прп. Сергия Радонежского, переданный в Свято-Вознесенский кафедральный собор г. Новочеркасска Всевеликого Войска Донского |
Информационные агентства «
Русская линия» и «Белые воины» не раз писали о доброй русской традиции устанавливать памятные киоты в честь небесных покровителей русского воинства. Так, в прошлом веке нашими соотечественниками, оказавшимися на чужбине, в Белграде был сооружен киот с иконой св. Александра Невского, небесного покровителя адмирала А.В. Колчака, в Париже — св. Михаила Архангела, небесного покровителя генерала М.Г. Дроздовского. В начале нового тысячелетия как продолжение вековой русской традиции такие киоты появились и в современной России: в Новочеркасске — св. Сергию Радонежскому, небесному покровителю генерала С.Л. Маркова, в Чите — св. Владимиру, ангелу-хранителю генерала В.О. Каппеля. Установке последнего была посвящена
статья Р. Гагкуева и Д. Напары «Родина помнит», вызвавшая немало добрых откликов читателей.
Каждый такой киот имеет свою богатую историю. И хотя все они созданы в разное время разными людьми, каждый из них по-своему уникален и бесценен. Ведь каждый из этих киотов незримыми нитями соединяет нас с нашей историей, с тем периодом русской государственности, которого мы лишились с началом революционных потрясений 1917 года. Передача чувств патриотизма через преемственность поколений — вот основная идея этих киотов. И каждый символ, каждый знак, размер, каждый образ — все это имеет огромное значение, свою духовную и смысловую составляющую.
Опишем еще раз один из киотов, — тот, который был установлен в Свято-Вознесенском кафедральном соборе как дар донскому казачеству от Москвы.
|
Церемония вручения киота и иконы |
Сознавая ответственность и значимость будущей работы, автор этих строк лично встретился в Ростове-на-Дону с архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеймоном и получил благословение на создание киота. Что же представляет собой этот киот? В центре композиции расположена ростовая икона св. преп. Сергия Радонежского, небесного покровителя не только генерала Маркова, но и всех марковцев, чей полковой праздник отмечался в день памяти этого родного для каждого русского человека Святого — 8 октября по новому стилю. Следует заметить, что традиция чтить память «своих» святых существовала во всех полках Русской Императорской армии. Ниже образа находится мраморная табличка с надписью: «Вечная память доблестному военачальнику Сергею Леонидовичу Маркову и всем христолюбивым воинам офицерских имени генерала Маркова полков и соединений, — за честь и достоинство Отечества, — живот свой положивших». Здесь же указана дата установки: 8 октября 2002 года. Под табличкой помещен черно-белый Андреевский флаг офицерского генерала Маркова полка. По бокам от главной иконы находятся резные столпы в серебряных шеломах, и на них — малые киоты с иконами св. преп. Осляби (Адриана) и Пересвета (Александра). Св. преп. Сергий дал своим ученикам «вместо оружия тленного нетленное — Крест Христов, нашитый на схимах, и повелел вместо шеломов золоченых возлагать его на себя». Поэтому голгофский крест, вырезанный в верхней части киота, так же подчеркивает идею жертвенности и духовной непобедимости. В средней части столпов в квадратных клеймах размещены ювелирные эмалевые полковые знаки марковского полка — мальтийские кресты. Их связь с голгофским крестом проходит через терновый венец, а также цвета знаков, флага и формы марковцев — черного, — «Смерти за Россию» и белого, — «Воскресение Родины».
Киот изготовлен из венгерского ореха и украшен серебряной басмой. Терновый венец на эмалевых мальтийских крестах также изготовлен из серебра. Над св. преп. Сергием — изображена Пресвятая Троица, по бокам предстоят св. Александр Невский и св. царица Елена Сербская.
Передача киота донскому казачеству состоялась 13 октября 2002 г. В тот день в г. Новочеркасске в предпразднество Покрова Пресвятой Богородицы прошел по традиции войсковой казачий круг Всевеликого войска Донского. Платовская площадь города — одна из центральных в этом старом центре донского казачества — была заполнена морем казаков, среди которых были представители всех округов войска. Киот сопровождал из Москвы иеромонах Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры Алексей. На церемонии передачи иконы и киота присутствовали архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон, первый вице-губернатор Ростовской области И.А. Станиславов, мэр г. Новочеркасска А.П. Волков, заместитель представителя президента в Южном Федеральном округе М.Г. Фетисов, благочинные Ростовской епархии. Позднее через атамана Всевеликого войска Донского В.П. Водолацкого была передана из Москвы специальная кованая лампада к киоту.
|
Оскверненный киот |
Мы так подробно останавливаемся на описании деталей этого события, поскольку оно действительно было важно и дорого всем присутствовавшим, поскольку в нем, в этом событии, проявилось воочию то, как мы нынешние помним, поминаем и чтим русских воинов «за честь и достоинство Отечества живот свой положивших».
Но оказалось, что современники любимого нами Отечества помнят их очень своеобразно.
|
Знак 1-го Марковского полка |
Один из самых красивых киотов собора постепенно переместился из правого придела в дальний угол храма, а затем и вовсе был осквернен. Как передает из Новочеркасска наш корреспондент, у киота варварски отломаны ювелирные эмалевые андреевские флажки, которые находились в центре мальтийских крестов. Причем выковыривали их очень усердно, поскольку серебряная басма вокруг полностью испорчена. Оторваны серебряные терновые венцы, обвивавшие андреевский флаг. Рядом с киотом нет даже — простого церковного подсвечника. Вы можете себе представить, чтобы, скажем, в Париже, в соборе св. Александра Невского, кто-нибудь оторвал знаки Дроздовского полка от киота св. Михаилу-Архангелу? Или в Белграде отковырнули бы георгиевский крест от киота св. Александру Невскому?..
Так, у кого же на Дону (на Дону!!!) поднялась рука на св. преп. Сергия, терновый венец Спасителя и андреевский флаг? Почему безмолвствует Всевеликое войско Донское? Кто будет восстанавливать утраты на киоте? И какое патриотическое воспитание молодому поколению мы можем дать, если позволяем осквернять свои святыни в своих же храмах?
Любо?..
Еще несколько фотографий киота в его современном виде в храме. Предоставлены чинами ВИК «Марковцы».
|
Чины ВИК «Марковцы» (1-й офицерский генерала Маркова полк) у киота |
|
Чины ВИК «Марковцы» (1-й офицерский генерала Маркова полк) у киота |
|
Киот в соборе |