Глава 7-я
34. Вместо ответа
Вместо ответа на этот вопросу приведу здесь, что было.
35. Приказы Беллика
В конце Кавказской войны, когда еще часть чеченцев подчинялась Шамилю и его наибам, начальником чеченского народа был полковник (впоследствии генерал-майор) Беллик, от которого оставшаяся книга приказов по чеченскому народу сейчас имеется у меня, и я из нее привожу следующее наиболее интересные приказы:
1857 г.
14-го июня. N 14. Приказ. Кр. Грозная
По воле Его Сиятельства Г. Главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом, объявляется чеченскому народу, что если кто-либо из чеченцев окажет сопротивление при заарестовании его посланными от меня или наиба мюридами, то против него будет употреблено оружие и за смерть сопротивлявшегося посланный не подвергается никакой ответственности, как исполнивший долг службы при сопротивлении законной власти.
Августа 29. N 18.
Я вижу, что некоторые деревни, нуждаясь в муллах, приглашают к себе для исполнения духовных треб таких людей, которые достойны более названия бродяг, нежели мулл; я знаю во многих деревнях таких мулл, которые не только неграмотные и непонимающее обязанности своей, но они отличаются еще особенною бездарностью ума; а между тем, эти неспособные муллы вмешиваются в дела старшин по управлению деревнею, а иногда даже позволяют себе решать аульные дела Шариатом. Для блага народа я приказываю, чтобы, по получении этого моего приказания, все аульные муллы явились к старшему кадию в кр. Грозную, для испытания их достоинству и после того я дозволяю иметь в деревне того только муллою, кого найдет достойным кадий. Кроме того, поставляю всем деревням в обязанность:
1) Без ведома моего не приглашать к себе мулл; всякий мулла, не получивши от меня письменного разрешения, не может быть муллою, и я таким людям воспрещу именоваться муллами и исполнять в ауле обязанность муллы.
2) Мулла в деревне должен знать только мечеть, но, отнюдь, не должен вмешиваться в дела старшины по управление аулом.
3) С объявлением этого приказания, всякое дело, решенное аульным муллою по Шариату, я буду считать не действительным, ибо все дела, подлежащие решению Шариата, должны разбираться только в Махкеме главным кадием.
Сентября 13. N 21
Между чеченцами считается пороком быть доказчиком преступления, тогда как в этом же народе не считается предосудительным воровство и другие постыдные поступки, и народ как будто не чувствует вредных последствий от этого старинного и дикого своего обычая, все еще продолжает поощрять воровство, а упрекать доказчика.
Объявляю народу, что ни в одном благоустроенному государстве не существует такого дикого обычая, какой теперь у нас. Человек, посягнувший на чужую собственность, делается порочным, и он терпит за то тяжкое наказание и никуда уже в обществе не принимается.
Доказчик же, за открытие какого-либо преступления, пользуется данью уважения, и народы только этою мерою достигают искоренения дурных пороков, вредных обществу. Я желал бы, чтобы и чеченцы перестали держаться вредного для самих себя обычая поощрять воровство, а упрекать доказчика и по возможности перенимали бы законы общественной жизни от народов благоустроенных государств.
Нам известно, что воровства я, но терплю; я его преследовал, преследую и буду преследовать; человек, учинивший воровство, пусть не надеется на помилование, и буду определять строгое и достойное ему наказание. Доказчик же всегда может надеяться на мое покровительство: я желал бы, чтобы доказчик не стыдился входить в присутствие и доказывать преступление и не боялся бы за то мщения; человек, обидевший доказчика, подвергайся строгому наказании.
Ноября 19. N 24, п. 4.
Несмотря на неоднократные приказания мои, чтобы владельцы, имеющие у себя холопов, не продавали их, не получив от меня на то разрешения и свидетельства, все еще продолжается непозволенная продажа холопов.
Объявляю, что если владельцы холопов и после сего будут это делать, то ослушники будут ссылаться в Георгиевск па целый год на крепостные работы, а проданные холопы будут отобраны от купившего, за возвратом денег от продавца, и отпущены на волю. Строго также воспрещается продавать детей от матерей.
Все эти мои приказания объявить народу при сборе у мечети.
1858 г.
Февраля 8. N 3
а) Собак злых и делающих вред людям держать во дворах на привязи.
б) Если собака укусит чеченца, проходящего по улице, то хозяин собаки обязан за это укушение сделать удовлетворение.
в) Если собака нападет на человека и сделает ему укушение, то в таких случаях защищающемуся дозволяется убить собаку, не подвергаясь за то перед хозяином собаки ответственности.
г) Если собака, принадлежащая хозяину, будет кем-либо убита, и без всякой причины, то убийца собаки подвергается ответственности перед хозяином, как за бесчестие.
д) Если за убийство собаки хозяин произведет ссору с убийцею и нанесет убийце обиды или поранения, то виновный за то будет подвергнуть ссылке в Георгиевск и по обычаю удовлетворению за нанесение обиды. О чем объявляю по вверенному мне народу.
Февраля 18. N 9
Берегитесь, брагуновцы! Дружба ваша с мошенником Трамом доведет вас до неприятности; не думайте, чтобы ваши проступки в содействии Траму не были мне известны, я еще потерплю и посмотрю, исправитесь ли вы, или нет; если нет, тогда найду я виновных из среды вас и пошлю их навсегда в Сибирь.
Это мое приказание прочесть брагуновскому народу при сборе у мечети.
Февраля 24. N 12
Ко мне доходят слухи, что некоторые наибы позволяют себе брать взятки и за то скрывают от меня мошенников и воров.
Наибы! Я ваш начальник, и, как управлять народом, должны брать пример с меня.
Если я делаю худо, и вы делайте худо, если делаю хорошо, то и вы делайте хорошо; я не терплю взяток, что советую и вам делать; тот плохой судья, кто берет взятки: он из дела черного делает дело белое, а из белого — дело черное; такой судья для народа есть наказание.
Приказываю вам, наибы, быть для народа своего судьями справедливыми; подарков от народа не брать, а народу приказываю подарков наибам не давать; за взятки наиб лишается места, а тот, кто даст взятку, будет наказан.
Приказ этот объявить по всем аулам при сборе народа у мечети.
Февраля 25. N 13
Алиюртовсшй князь, подполковник Кагерман Алхасов представил ко мне двух своих жителей, из которых один сознался в краже из ст. Ищерской двух пар быков, а другой в даче ему лошади для поездки на воровство.
За такое благонамеренно действие в преследовании воров я изъявляю князю Кагерману Алхасову мою совершенную благодарность,
Кто из добросовестных людей не скажет, что искоренение воров, нарушающий спокойствие трудолюбивых жителей, есть благо, за которое и люди, и начальство должны быть благодарны.
Вот вам пример, гг. наибы и старшины аулов, которому следуя, вы всегда принесете обществу своему пользу и будете вознаграждены правительством.
Внушите народу, что пора злодейства минула, надо жить честным трудом, который благословляет Бог, а воровство и всякие другие пороки наказывает.
Апреля 26. N 15
Вас поселили на том месте, где теперь живете, не для того, чтобы вы делали нам вред, а для того, чтобы вы жили смирно и пользовались дарованною вам землею. Вы держите среди себя воров, которые и нас и вас беспокоят. Из крепости в короткое время уведено две лошади и корова, следы которых проведены по-над стенами вашего аула. Лошади и корова стоят 264 руб. 80 коп. серебром; деньги эти представьте ко мне для удовлетворения обиженных воровством, и с настоящего времени я возлагаю на вас ответственность за все воровство на расстоянии, начиная от Сарачан-Юрта до вашего аула, на том основании, что земля эта вам принадлежите (на поле написано: копия этого приказа отослана в Старо-Сунженский аул 29-го апреля).
Мая 14. N 16
До сего времени покорные чеченцы за воровство, сделанное ими на левой стороне Терека, подвергались только штрафованию — выкупу из гор русских пленных.
Теперь, как наказание подобное оказываемся слабым, потому что чеченцы не перестают воровать, я объявляю вверенному мне народу, что всякий из чеченцев, обвиняемый в воровстве за Тереком, не получит свободы за выкуп, а будет ссылаться в Сибирь навсегда.
Приказ этот поручаю наибам и старшинам объявить народу троекратно на сборе всего общества.
Мая 15. N 17
Я заметил, что некоторые чеченцы, имеющие крест или медаль, надеясь, что они избавлены от телесного наказания, позволяют себе делать воровство. Объявляю народу, что чеченцев, имеющих крест или медаль и изобличенных в воровстве, я буду, взамен телесного наказания, ссылать в город Георгиевск на один год, а сделавшие воровство за Тереком будут сосланы в Сибирь.
Приказ этот объявить народу для известности.
Июня 17. N 19
Старосунженцы! Я исхлопотал для Вас место жилья и указал границу земли вашей для того, чтобы вы жили мирно, тихо и не делали бы нам вреда; я вам уже говорил и теперь скажу, что все ваши вредные для нас действия не столько производясь нам зла, сколько для вас же самих, в следующем: на днях два раза, близ вашего аула, хищники переправились через. Сунжу, побили солдат и увели казака с лошадью в горы; казака этого, лошадь и все, чем хищники воспользовались, вы обязаны выручить и представить ко мне, и затем, если, подобный шалости еще будут продолжаться, то я буду просить мое начальство расселить вас по другим аулам; верьте этому моему предсказании,. я Вас никогда не обманывал и теперь не обману.
В ауле вашем есть четыре мошенника; одного из них. Току, я теперь же ссылаю в Сибирь, а об остальных трех я еще потерплю и посмотрю — не исправятся ли они?
Июня 21. N 20
Ко мне поступило множество жалоб, что мальчики Староюртовской деревни выходят толпами на дорогу и бросают камни в проезжающих.
Объявите, князь, народу староюртовскому. что если и после этого я услышу жалобы от проезжающих, то для того, чтобы дорога была свободна от разбойников мальчиков, я переселю всю Староюртовскую деревню на другое место и дальше от дороги; скажите народу, что я обещание мое всегда выполняю в точности.
Напишите мне, какое вы сделаете распоряжение о том, чтобы подобных беспорядков на дороге не происходило.
Июня 23. N 21
Бердыкельцы! Я знаю все, что в ауле вашем делается, я знаю и то, что мулла ваш толкует; в вашем ауле есть народа много, а между тем вас неприятель обижает, и это потому, что мулла вам говорить, что грех драться с правоверными мусульманами; поверьте мне, что я Коран знаю больше, как ваш мулла. В Коране сказано: имущество и жизнь свою человек должен защищать до последнего против насилия неприятеля, какой бы религии он не был.
Ваш мулла, толкующий вам воспрещение драться с неприятелем, есть ваш враг, разоряющий вас, — не слушайте его, он этим добра желает не вам, а неприятелю. Если он не исправится, я сошлю его в Сибирь.
Июня 26. N 22
Чеченцы! Вот семь лет прошло как я начальник ваш; все эти семь лет я желал, желаю и буду желать Добра моему народу; не думайте, что эти мои и будущих моих наместников желания зависят от нашей личности, нет, это есть закон ЦАРЯ, всегда желающего добра для подданных своих; ЦАРЬ наш сколько силен, столько же и милостив; Он имеет народа восемьдесят миллионов и Он из всех Царей всех сильней; у него есть в подданстве: русские, немцы, поляки, жиды, армяне, турки, грузины, персияне, крымцы, казанцы и много других народов, и для всех Он, как и для вас, одинаково милостив. Желание ЦАРЯ есть ваше счастье; Он требует от вас жизни мирной, скромной и трудолюбивой для самих же себя.
Вот восемнадцать лет прошло, как вы из богатых сделались бедными, а что виной, не война ли? Война ничто иное есть, как разорение народа: слабому с здоровыми бороться невозможно, даже в Коране сказано: что слабому надо покориться сильному. Я это говорю к тому, что из желаний ЦАРЯ и вашего предводителя Шамиля видно два противоположных действия: ЦАРЬ наш сильный желает в этом край мира и счастья своему народу, а Шамиль бессильный желает крови и беспокойства в этом крае.
Вы видите сами, что все действия Нашего ЦАРЯ клонятся к Вашему же добру; вам дали ваши родные земли, чтобы вы жили на них так же счастливо, как жили на них ваши предки, и за эту дарованную вам милость ЦАРЬ требует от вас только того; чтобы вы были верны ему и покорны власти, назначенной над вами, и устранили от себя пороки, вредные для вас же самих, как-то воровство, ненависть фамилии одной к другой, леность к трудам и клевету друг на друга; если эти четыре порока вы от себя устраните, вы будете народ счастливейший в этом крае.
Вы одарены хорошим здоровьем и умом, земля у вас богата, нужен только ваш труд, и вы будете богаты и счастливы.
Наибы, старшины и старики! Я к вам обращаюсь со своею просьбою. Вы есть люди уважаемые народом, ваша есть обязанность понять и внушить народу желание ЦАРЯ. Учите народ всему тому, чего желает от них ЦАРЬ, то есть, чтобы они не воровали, жили бы мирно, не ссорились между собою и трудились для самих же себя; если вы, наибы, старшины и старики, в деле этом будете мне помогать, то вы скоро увидите ваш народ счастливым и богатым.
Еще есть порок между чеченцами самый вредный для народа, это есть муллы, толкующее вам о непременной ненависти вашей к нам; я знаю Коран и его наставления и потому-то смело могу сказать вам, что тот мулла дурак неграмотный, который позволяет себе учить вас ненависти к нам; в Коране сказано: «Не желай другому того, чего себе не желаешь»; следовательно, вы, как подданные ЦАРЯ, должны желать нам столько же добра, сколько и мы вам.
Не знаю, долго ли я буду вашим начальником, но я полюбил чеченский народ и желал бы, чтобы он и при мне и после меня во всем следовал моим наставлениям; поверьте мне, чеченцы, что исполнение в точности моих наставлений никогда не повлечет вас в неприятность и вы будете народ самый счастливый и любимый ЦАРЕМ.
Еще есть разорительный между нами обычай, это есть подарки, выпрашиваемые у вас людьми для вас вовсе незнакомыми. Вы этим хотите поддержать обычай предков ваших, я это одобряю, но скажу вам откровенно, что в тот век, когда жили ваши предки, были люди проще и честней, а теперь сделались люди и умней и хитрей; к вам приезжают выпрашивать подарки кабардинцы, карабулаки, назрановцы, галашевцы и обещают вам за то очень много, а дело кончается тем, что придешь к нему, он тебя не только не отдарит, но и не накормит, как бы следовало.
Я желал бы, чтобы вы обычай предков ваших заменили другим следующим и приличным нынешнему времени: никому ничего не дарить и ни от кого ничего не принимать. За исполнение этого я вам буду очень, очень и очень благодарен и оно составит вам большую пользу.
Ноября 17. N 30
Очень часто случается между чеченцами, что они, в отмщение наибам, старшинам и тургакам за их взыскательные распоряжения, делают вред: подрезывают жилы у скота и лошадей, сжигают хлеб, сено и даже сакли; для прекращения чего я теперь объявляю народу, что если что-либо подобное будет сделано наибам, старшинам и тургакам и не будет выдан виновный, то за весь причиненный вред отвечают все жители того аула, где это будет сделано.
1859 год
Января 14. N 6
Куларцы! Вы не исполнили моего приказания в том, что не выехали на арбах помогать бедным, вновь покорившимся чеченцам, тогда как для этого доброго богоугодного дела явились арбы из всех аулов, даже из теречных; этот ваш поступок требовал для вас большого наказания, и я лучшего наказания не нашел, как сменить вашего доброго старшину Батуку и назначить строгого Гамбулата. Он вас научить порядку.
Я читал вашу просьбу. Вы в ней оправдываетесь и предлагаете свои арбы; арбы мне теперь не нужны, а оправдание ваше несправедливо.
Я знаю, что между вами есть два человека, которые считаются вами людьми учеными, потому что они больше всех и громче всех говорят. Но вы разберите этих людей хорошо и увидите, что они есть люди глупые и вредные для вас тем, что толкуют вам неповиноваться приказаниям начальства; я знаю этих людей, и горе им будет, если только они не переменят своего поведения.
Января 22. N 9
П. 2. В аулах есть такие люди, которые ленятся трудиться, сидят дома, ничего не делают или во весь день спят, а ночью ходят.
Таких людей я приказываю старшинам присылать ко мне, я буду отправлять их в Георгиевск учиться трудиться. О чем объявляю по чеченскому народу и приказываю прочитать во всех аулах при собрании народа.
Января 22. N 10
Я рад, что вы переселились из гор на новое место; на то место, где жили ваши отцы; желаю вам, чтобы вы на этом месте были счастливы и богаты; а чтобы этого достигнуть, то необходимо вам жить спокойно, трудиться честно, не заниматься воровством и другими вредными шалостями; земля у вас хорошая, сейте много хлеба и плодите скот; лес от вас близко, стройте хорошие мечети и сакли, живите дружно и не ссорьтесь между собою, повинуйтесь своему старшине и исполняйте вей его приказания, слушайте своего муллу, когда учить вас религии, и не присягайте ложно, это есть величайший из величайших грехов; не слушайте тех людей, которые говорят вам о русских дурно, Эти люди только тревожат вас и не дают вам покоя. ЦАРЬ желает, чтобы вы на ваших родных землях были богаты и счастливы и исполняли свою религию так, как требует Коран.
Января 27. N 13
Я многих чеченцев спрашивал: читают ли вам мои бумаги, которые я присылал в продолжение 1855, 1856, 1857, и 1858 гг. в каждый аул о том, как должен жить народ. Мне отвечают, что никто не читал.
Наиб Саибдулла! Я очень и очень недоволен, что приказания мои остаются нечитанными народу, и вследствие того прошу Вас потребовать к себе из аулов старшин, мулл и стариков и приказать им, чтобы бумаги, которые от меня получены в аулах, читались бы народу каждую пятницу. Вас же прошу наблюсти, чтобы это мое приказание было исполнено, или Вы лишитесь места.
Мая 15. N 15
Некоторые наибы и мазумы, ныне покорившиеся русскому правительству, находясь под властью Шамиля, само собою, по воле и приказанию его, казнили смертью тех людей, которых он признавал виновными. Наибы и мазумы, исполнившие такие приказания Шамиля, не могут быть виновны перед народом, ибо они не по своей воли так действовали, а по воле Шамиля, которой покорялся народ. Мстить наибам и мазумам за какое-нибудь смертоубийство, совершенное ими по приказанию Шамиля, есть большое преступление перед русским правительством. Поэтому строго воспрещается всему покорившемуся горскому народу, члены которого пострадали через наибов и мазумов от жестокости Шамиля, посягать на жизнь наибов и мазумов или делать им какой-нибудь вред, и кто поступит против этого, тот, как важный преступник, со всем его семейством будет наказан ссылкою в Сибирь навсегда. О чем объявляю народу вверенного мне округа для надлежащего сведения.
Ноября 18. N 24
Все нищие чеченцы и тавлинцы, имеющие хорошее здоровье, а между тем ходят по креп. Грозной и просить подаяния, с настоящего времени будут арестовываться и сажаться в яму. О чем объявить по народу и предложить, чтобы они старались по возможности бедных людей удерживать у себя для работ с вознаграждением за труд.
Ноября 21. N 25
1-е. Воровство между чеченцами усилилось до такой степени, что оно делается тяжким для народа, для прекращения которого (воровства) я издаю следующие правила: Никто из чеченцев не должен отлучаться из аула в другой аул, станицы или крепости без спроса у старшины.
2-е. Тургаки должны знать обо всех людях, отлучившихся из аула, и если окажутся отлучившиеся без ведома старшины, то с возвращением их домой сажать их на пять дней в яму и взыскивать штраф 5 руб. серебром. Отлучку от аула без ведома старшины я дозволяю только почетными старикам и почетными лицам.
3-е. Если чеченец где-либо вне своего аула приобретает лошадь или скотину, то он обязан по прибыли в свой аул привести их к старшине, показать и объявить ему от кого таковая приобретена. Кто не исполнить этого, тот подвергается штрафу в 5 руб. серебром.
4-е. Если чеченец имеет надобность продать или променять свою лошадь или скотину, то он обязан сказать об этом своему старшине и объявить ему, кому он продает или обменивает.
5-е. Если чеченец имеет надобность продать или обменять лошадь или скотину в своем наибстве, то должен иметь свидетельство от своего старшины; если же хочет продать лошадь или скотину в другом наибстве, то должен иметь свидетельство от наиба. Если же имеет надобность продать лошадь или; скотину в Кабарде, на Кумыкской плоскости, за Тереком и во владениях Шамхала Тарковского, в Ичкерии, Шатое, Назрани и др. местах, то обязан получить от своего старшины свидетельство на принадлежность ему той лошади или скотины и явиться ко мне за получением от меня билета на отлучку в те места.
6-е. О всякой появившейся у чеченца новой лошади или скотине старшина и тургаки аульные должны делать дознание и если таковая не была объявлена старшине в продолжение одних суток, то таковую лошадь или скотину отбирать и хранить у старшины, а мне доносить с представлением того самого чеченца; если же чеченец приобретет лошадь или скотину и прежде чем объявить их старшине, сбудет их куда-нибудь, то такого чеченца считать вором, заарестовывать его и присылать ко мне.
7-е. Если чеченец, карабулак, кумык или кто бы ни был, приведет в аул лошадь или скотину для продажи и не будет иметь бумагу от начальства, то таких людей старшины обязаны заарестовать и присылать ко мне, а скот и лошадей, приведенных ими для продажи, оставлять у себя и держать до особого моего приказания.
8-е. Тавлинцам разрешается свободно ходить по всем чеченским аулам, покупать хлеб и иметь ночлеги в аулах. Если же в ауле будут прогадать лошади тавлинцев., то аулы должны отвечать за пропавших лошадей по стоимости таковых или выдавать воров.
9-е. Объявляю чеченцам, что от меня посланы бумаги: в Кабарду, Назрань, на Кумыкскую плоскость, в Шатой, Ичкерию и Шамхалу Тарковскому о том, что если чеченцы будут там являться без билетов, то заарестовывать их и присылать ко мне в кандалах за караулом. Люди, пойманные в тех местах без билетов, будут ссылаться в Сибирь.
1860 год
Января 7. N 1
До сведения моего дошло, что народ изъявляет неудовольствие за телесное наказание, употребляемое мною над ворами.
А как воры никогда не могут оставаться безнаказанными, то я приказываю Наибам собрать народ и спросить его: согласен ли он будет, взамен телесного наказания, употребляемого над ворами, ссылать их навсегда в Сибирь? И что скажет на это народ — мне донести.
Января 19. N 6
За освобождение из рабства от туземных владельцев бывших в бегах холопов их, при покорении здешнего края вышедших из гор, Его Сиятельство, г-н командующий войсками в отзыве ко мне заведующего штабом войск левого крыла от 14 числа сего января за N 117 приказать изволил учредить нижеследующий выкуп:
За малолетнего до 15 л. и старика старее 60 л………35 р.
За девушку до 15 лет……………………………………………50 р.
За старуху свыше 50 лет……………………………………….35р.
За взрослого мужчину от 15 до 60 л. от 75…………….до 100 р.
За взрослую девушку и женщину от 15 до 50 л…….100 р.
Выкуп этот должны платить только те холопы и холопки, которые действительно бежали, и при том за тех членов семейства, которые были с ними при побеге; прижитые же во время нахождения в бегах освобождаются от платежа выкупа.
О чем объявляю по вверенному мне чеченскому округу, предписываю г. г. Наибам объявить это народу вверенных им наибств и принять самим к непременному и неупустительному руководству.
Апреля 9. N 13
Приказ в Шалинский аул
На вашей земле в ущелье Хулхулау убит русский человек. По правилам, объявленным уже вам об ответственности за землю, вы обязаны заплатить штраф 1 т. руб. серебром или поймать и представить ко мне виновного в убийстве. Деньги штрафные начать теперь же взыскивать с аула.
Апреля 9. N 14
В Автуринский аул
Абрек вашего аула Гапи убил русского человека в Хулхулауском ущелье на земле Шалинцев. По правилам, вам уже объявленным об ответственности за абреков, вы обязаны заплатить штраф 500 руб. серебром или поймать абрека Гапи и представить ко мне. Деньги штрафные начать взыскивать с аула теперь же.
Апреля 9. N 15
В Ново-Алдинский аул
Абрек вашего аула Аду убил русского человека в Хулхулауском ущелье на земле Шалинцев. По правилам, вам уже объявленным об ответственности за абреков, вы обязаны заплатить штраф 500 руб. сер. или поймать абрека Аду и представить ко мне; деньги штрафные начать взыскивать с аула теперь же.
Подписал: Начальник Чеченского округа, Полковник Беллик.