Русская линия
Красная звезда Александр Александров17.08.2007 

Долгая дорога в стаю «стрижей»

Хмурое небо, промозглый ветер и моросящий дождь. Погода в этот день не баловала летчиков и гостей авиабазы Кубинка, пришедших на празднование 65-летия 16-й воздушной армии. Но даже это досадное обстоятельство не могло нарушить атмосферу праздника. Сложные метеоусловия не стали препятствием и для показательных выступлений авиационной группы высшего пилотажа (АГВП) «Русские витязи», а также легкомоторной авиации. «Низко летают. Видать, к дождю», — шутили в толпе зрители. Летали действительно низко еще и потому, что погодные условия не позволяли выполнять отдельные фигуры на большой высоте. Но большее разочарование ждало нас, когда отменили полет легендарных «Стрижей» на МиГ-29. Командование посчитало, что при такой погоде они не смогут показать себя во всей красе. Возможно, именно благодаря этому мне и удалось познакомиться с гвардии подполковником Сергеем Васильевым — старшим летчиком авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи».
Невысокого роста, в летном костюме с нашивкой «Стрижи», окруженный толпой журналистов, он, кажется, был немного смущен таким вниманием к себе. Когда толпа рассеялась, я подошел к летчику, и мы разговорились. Оказалось, что накануне ему «стукнуло» 20 календарных лет службы. Находясь в составе пилотажной группы с 2002 года, летчик 1-го класса с восьмилетним стажем высшего пилотажа, наверное, раньше и не мог себе представить, какой долгий путь ему предстоит пройти до места службы в 16-й воздушной армии войск Командования специального назначения, в состав которой и входит Центр показа авиационной техники (ЦПАТ) в Кубинке.
«Когда стоял вопрос о будущей профессии, я колебался в выборе между музыкой и карьерой военного. Летчиком даже и не думал сначала стать», — с улыбкой вспоминает Сергей. Побывав на прослушивании в музыкальном училище, сразу понял, что это не для него. А тут старший товарищ поступил в Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов и стал агитировать. «Ну что, говорю, просто летаешь, и тебе за это деньги платят?» — смеется над собой летчик.
Несмотря на отговоры родных (все-таки в семье до него не было военных) и не лучшие результаты медкомиссии, Сергей с документами на руках сам отправился в училище и… поступил. После выпуска из училища в сложном для Вооруженных Сил 1991 году сразу попал служить на МиГ-25 в Обозерский полк Архангельской отдельной армии ПВО. И не жалеет, так как в полку сразу переучили на МиГ-25 и допустили к полетам. Но уже в 1994 году полк расформировали. Сказали, либо ищите себе места летчиков, либо на МиГ-31 в заднюю кабину штурманом. Пришлось искать самому: попал в станицу Кущевская, где базировался учебный полк Краснодарского училища. Там пересадили на Л-39, где инструктор с 1994 по 1999 год майор Сергей Васильев подготовил несколько выпусков курсантов.
Однако и во время учебных полетов не все бывает гладко. В одной из таких тренировок, отрабатывая с курсантом условный перехват, почти сразу после взлета выяснилось, что в баках каким-то образом оказался аварийный остаток топлива. Руководитель приказал снижаться до тысячи, но, даже находясь на такой высоте, могли не долететь до аэродрома. Инструктор майор Васильев принял решение не снижаться: на большой высоте расход топлива меньше. Когда уже приземлились обратным стартом (когда посадка производится в сторону, противоположную направлению взлета), оказалось, что баки были почти пусты. «Повезло, — смеется летчик. — С ведром керосина сели!»
Знакомство с летчиками АГВП «Стрижи» и «Русские витязи» состоялось на юбилее полка в 1997 году. Тогда по приглашению командования они прилетали для показов. «Познакомились, предложили: ну молодой, первый класс, здоровье — в норме: все подходит. Знали, что перспектива есть», — замечает подполковник Васильев. После боевого полка, инструкторского полка то, что они делают, действительно впечатлило молодого летчика. Высший пилотаж, тем более групповой, к тому же выполнение фигур на минимальном интервале. Захотелось попасть к ним. Но получилось так, что переводиться подполковнику Васильеву в АГВП «Стрижи» пришлось почти 5 лет. Сначала нужно было курсантов выпустить из училища. Затем отправили переучиваться на МиГ-29. В Центр показа авиационной техники попал только в 1999 году в эскадрилью подготовки резерва АГВП «Небесные гусары» на МиГ-29, а позже на Л-39, созданный специально для «молодежи» армии, где он продолжил заниматься инструкторской работой. И только по прошествии трех лет летчика 1-го класса Сергея Васильева с большим трудом перевели в АГВП «Стрижи».
Сегодня подполковник Сергей Васильев в пилотажной группе выполняет одиночные полеты. По его словам, в этом есть и свои привилегии, и свои сложности. «В одиночном пилотаже летишь один и сам принимаешь решения, — объясняет Сергей. — В групповом немного не так. Что ведущий группы делает, то все за ним и повторяют. Свободы для творчества меньше». Из-за этого групповой пилотаж и получается плавней. К тому же, по словам Сергея, в одиночном перегрузки значительно выше. «Если в одиночном пилотаже допускается перегрузка в восемь единиц, то в групповом только в шесть. Поэтому, выполняя одиночную программу, летишь и создаешь такую перегрузку, какую сам можешь выдержать», — объясняет Сергей. Конечно, ограничения есть. И для показательных выступлений в том числе. Когда для самолета девять единиц — ограничение, то все показы проходят при семи-восьми единицах перегрузки.
Популярность пилотажной группы «Стрижи» с каждым годом растет. Они стали желанными гостями на многих салонах с показом крылатой техники, в том числе и за рубежом. Только за этот год группа провела восемь показательных выступлений по всей России. Также они приняли участие в международном авиашоу в Эль-Айне (ОАЭ). «Постоянно показы, а тренироваться некогда. Не хватает тренировочных полетов», — посетовал гвардии подполковник. Несмотря на то, что возможностей для тренировок меньше, чем желания: на мировом уровне российские авиационные группы высшего пилотажа в небе не имеют себе равных. Совсем недавно на авиабазе Кубинка на тренировке 1-й и 2-й эскадрилий смешанной группой из девяти самолетов «Стрижей» и «Русских витязей» в пилотажном порядке «Большой бриллиант» была впервые выполнена «бочка». Подобного в смешанном строю из разных типов самолетов не удавалось сделать пока ни одной пилотажной группе мира.
Их не останавливают достигнутые высоты: мастерство пилотов постоянно растет, программы совершенствуются. Каждый их показ — это событие, каждая фигура — уникальное исполнение. Старший летчик АГВП «Стрижи» поделился, что и на ближайшем Международном авиакосмическом салоне-2007 нас могут ожидать сюрпризы. До встречи на МАКСе, Сергей Алексеевич!

http://www.redstar.ru/2007/08/1708/201.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика