Русская линия
Красная звезда Владимир Давыдов11.08.2007 

Легендарный воздушный парад

Осень 1941 года — время тяжелейших испытаний для нашей Родины. Фашисты, осуществляя свой «блицкриг», рвались к сердцу нашей страны — ее столице, которая оказалась в октябре на осадном положении. Весь мир, затаив дыхание, следил за тем, что происходит в России. Одни с тревогой и волнением за судьбу всего мира, которому в случае победы «коричневая чума» грозила порабощением. Другие с надеждой на то, что после взятия Гитлером Москвы можно будет вступить с ним в союз и поучаствовать в разделе доставшегося пирога. Не будем скрывать — передела зон и сфер влияния в мировом масштабе жаждали в то время многие.
Сложной военно-политической и морально-психологической была обстановка и внутри нашего государства. Практически вся европейская часть страны оказалась под оккупацией. Промышленность, эвакуированная с этих территории, находилась на колесах. Правительство страны было эвакуировано в Куйбышев. В Москве не без оснований велись разговоры о полной эвакуации. Поговаривали даже о том, что сам И.В. Сталин якобы приезжал на железнодорожный вокзал к своему литерному поезду, на котором собирался покинуть столицу. Город был близок к панике…
Но, несмотря на все это, Верховный главнокомандующий принял решение о том, чтобы, не нарушая традиции, провести 7 ноября 1941 года военный парад. Сам факт его проведения был призван поднять дух жителей и защитников Москвы, убедить, что ситуация при всей ее сложности управляема и находится под контролем.
Подготовки как таковой к параду не было. Во многом потому, что были опасения: узнав о планах советского руководства, немцы могли нанести артиллерийский и авиационный налеты на Москву. Во-вторых, для тренировок, репетиций не было ни сил, ни средств… В параде должны были участвовать части и дивизии, прибывающие под Москву из Сибири, и те, что остались для внутренней охраны и обеспечения жизни самой Москвы.
Составной частью столичного парада должен был стать воздушный парад в небе над городом Куйбышев (ныне Самара), на который были приглашены представители зарубежных посольств.
Парад cибирских дивизий и частей в Москве оказался полной неожиданностью для немцев. Гитлер, по свидетельству очевидцев, был взбешен, узнав об этой политической акции Сталина. Участники парада между тем прямо с Красной площади уходили на фронт, который располагался в 50−60 км от столицы.
Природа в тот день тоже была на стороне Красной Армии. Пасмурная погода с небольшим снегом не дала возможности подняться в небо фашистским самолетам.
А в воздушном параде над Куйбышевым нашу истребительную авиацию было поручено представлять авиационному полку, сформированному из летчиков-инструкторов Качинской Краснознаменной авиационной школы летчиков им. А.Ф. Мясникова. Школа к этому времени только-только перебазировалась в Красный Кут Саратовской области, что в пятистах километрах от Куйбышева.
Приказ на участие в воздушном параде был получен 1 ноября 1941 года. Начальник школы, дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант С. Денисов подошел к вопросу строго и внимательно. Техсоставу была дана команда подготовить в течение двух суток самолеты И-16. Нужно было проверить их исправность, заменить расходные горюче-смазочные материалы, помыть, почистить, подкрасить машины.
Руководство школы созвало на совещание командиров учебных отрядов, эскадрилий, где были обсуждены потенциальные возможности всех летчиков-инструкторов в плане групповой слетанности. Возглавить сводный полк на параде было приказано заместителю начальника школы полковнику Сидорову. Командирами эскадрилий назначили майоров Гайдамака и Сараева.
В состав полка вошли все заместители командиров эскадрилий и командиры звеньев — самые подготовленные летчики учебного заведения. Агитировать никого не пришлось, все понимали серьезность и остроту вопроса, что вселяло уверенность в том, что задача будет выполнена. Однако времени на групповую слетанность практически не оставалось. Главной тренировкой стал сам перелет к Куйбышеву.
5 ноября полковник И. Сидоров выстроил полк на стоянке самолетов, и начальник школы довел до всех предполетные указания. Командиры эскадрилий еще раз уточнили каждому летчику место в строю, порядок управления и взаимодействия в воздухе. Провели тренаж «пеший по-летному». Оставалось самое главное: в ходе воздушного перелета на аэродром Смышляевка (он находился в 5 км от Куйбышева и принадлежал Гражданскому воздушному флоту) — провести практическую генеральную репетицию по отработке действий полка непосредственно в воздухе.
Перелет прошел успешно, если не считать того, что из-за отказа двигателя на самолете у старшего лейтенанта Харитонова ему пришлось вынужденно садиться в чистом поле. Посадку он выполнил блестяще, однако в воздушном параде принять участие уже не смог. Его заменили резервным летчиком.
На аэродроме Смышляевка летчиков встретил комендант парада подполковник А. Пархоменко. Выдающийся ас, он в 1938 — 1939 гг. учился в Качинской летной школе вместе с Покрышкиным, Ереминым и другими известными летчиками того периода. Теперь он занимался практической подготовкой воздушного парада, в котором кроме истребителей участвовали бомбардировщики Энгельсской авиационной школы и две эскадрильи штурмовиков на самолетах Ил-2 и Пе-2. На месте стало ясно, что в небе над Куйбышевом пройдут и другие машины, в том числе самолет Су-2.
6 ноября прошло в теоретической подготовке к параду. Подполковник Пархоменко подробно и доходчиво разъяснял ведущим групп их время и место в летном строю. Интересная деталь: для того чтобы парад был представлен массово и красочно, решили, что все участники дважды пройдут над городом. Одновременно каждая эскадрилья получила свои зоны ожидания и время выхода на финишную прямую.
Были обсуждены два варианта пролета. В простых метеоусловиях — с выполнением пилотажных фигур и в сложных метеоусловиях — без их применения.
Но погода 7 ноября летчиков подвела. Воздушный парад, хотя и с задержкой по времени, провели по второму варианту. Тем не менее его участники (а всего в небе над Куйбышевом прошли более 600 самолетов) доказали всему миру, что ВВС РККА существуют. Наличие в парадном строю новейших самолетов, в том числе и штурмовиков Ил-2 и Пе-2, ставших во время войны легендами, свидетельствовало, что авиационная промышленность Советского Союза не только жива, но и выпускает первоклассную технику. Четкие боевые порядки показали: в стране есть подготовленные летчики.
Вся иностранная рать в лице дипломатов, присутствовавшая в тот день в качестве зрителей на параде, была удивлена и поражена этим зрелищем. Провожая взглядами пролетающие над ними самолеты, они осознавали: пропаганда Геббельса о гибели ВВС РККА и авиационной промышленности СССР — грязная ложь. Они своими глазами увидели экономическую мощь и возможности страны, которая только готовилась сломать хребет фашистскому агрессору.
Все, кто прошел в волжском небе в тот памятный день, получили благодарность от имени главнокомандующего ВВС РККА А.А. Новикова. А очень скоро многие из них уже на фронте доказывали, что готовы побеждать хваленых геринговских асов.
Та же Качинская Краснознаменная авиационная школа летчиков им. А.Ф. Мясникова за четыре года войны подготовила более 5.000 летчиков. Из них в те суровые годы более 300 стали Героями Советского Союза. 13 выпускников были удостоены этого высокого звания дважды. А Александр Иванович Покрышкин — трижды!
Но все, кто дошел до Победы, хранили в сердце память о том воздушном параде, который стал для многих первой победой над врагом. Победой духа.

http://www.redstar.ru/2007/08/1108/602.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика