Русская линия | Игумен Филипп (Рябых) | 10.06.2010 |
По словам отца Филиппа, присутствие в лютеранском храме «не означало никакого молитвенного участия в самой церемонии, а являлось лишь выражением уважения к данной христианской общине». «Традицию присутствия на важных мероприятиях в жизни инославных церквей можно наблюдать на протяжении всего XX века, — продолжил заместитель главы ОВЦС. — Особенно это характерно для архиереев и священнослужителей Русской Православной Церкви, которые живут непосредственно на Западе. Очень часто их отношения связаны с местными инославными общинами в плане совместного участия в общественной жизни. В таких особых случаях наши представители участвовали в качестве гостей на мероприятиях инославных. При этом они всегда являются сторонними наблюдателями».
Говоря об отношениях Русской Церкви с лютеранами Финляндии, игумен Филипп отметил, что «диалог с Лютеранской Церковью Финляндии показывает, насколько эффективным и действенным может быть православное свидетельство среди инославных, когда православные не вступают в совместные молитвы и не смешивают Православие с инославием». «Присутствие Православия в Финляндии необходимо, так как оно будет поддерживать силы тех, кто не желает мириться с всё большим отходом от апостольского христианства, — пояснил священник. — Поэтому наши контакты нужны и для того, чтобы не бросать тех, кто ищет незамутненной христианской веры. Мы видим, что это свидетельство имеет довольно большие успехи. Думаю, что, если Лютеранская Церковь Финляндии будет продолжать идти по либеральному пути, то, скорее всего, это приведёт к отходу от неё многих людей».
Отвечая на вопрос о том, к какому протестантскому крылу он бы отнёс финских лютеран: к либеральному или консервативному, заместитель митрополита Илариона заявил, что «до сих пор Лютеранская Церковь Финляндии была достаточно консервативной». «Несмотря на то, что какое-то время назад в ней было принято женское священство, эта христианская община воздерживалась от принятия женского „епископата“. Но буквально накануне, незадолго до интронизации нового архиепископа, Хельсинкская епархия на своём собрании избрала первую в истории Лютеранской Церкви Финляндии женщину-епископа, — сказал отец Филипп. — Кстати, митрополит Иларион, встречаясь с новым лютеранским архиепископом, обратил на это внимание и сказал, что это ещё более углубляет различие между православными и лютеранами, и мы не приветствуем такие шаги».
На вопрос о том, можно ли сказать, что если интронизация первой лютеранской женщины-«епископа» всё же состоится, то отношения Русской Православной Церкви и лютеран Финляндии изменятся, отец Филипп заявил: «Да, наши отношения претерпят изменения, но в том плане, что при встрече с представителями Лютеранской Церкви Финляндии мы будем более настойчиво и более чётко указывать на эти несоответствия. Невозможно свидетельствовать о Вселенском характере Православия, не встречаясь и не разговаривая с неправославными людьми, какими бы они далекими не были от веры. Избегая таких контактов, святые Апостолы никогда не смогли бы проповедовать христианство всему миру. Поэтому Русской Православной Церкви, самой крупной Православной Церкви мира, нужна система отношений с другими христианами. Главный вопрос заключается в том, для чего мы используем эту систему отношений: на что она направлена и на что заряжена?»
«В отношениях с той или иной христианской общиной мы подчёркиваем то в Православии, в чём наблюдается наибольший разрыв с этой общиной. С католиками мы говорим о примате папы Римского, с лютеранами — о Таинствах и церковной жизни. Именно такая логика, такой вектор, заложен в межхристианские отношения Русской Православной Церкви сегодня, — подчеркнул отец Филипп. — Ни в каких молитвенных действиях с инославными мы не участвуем, и участвовать не будем, пока не будет достигнуто вероучительное единомыслие на основе апостольской веры, хранимой в Православной Церкви. Именно с этих позиций строятся и отношения с Лютеранской Церковью Финляндии. Хотелось бы, чтобы об этом знали и верующие Русской Православной Церкви, потому что это суть нашего поведения в контактах с инославными, и не сомневались в действиях церковных представителей».
Русская линия