Информационное агентство «Белые воины» не раз рассказывало о Спасском храме Подольского Благочиния, настоятель которого — протоиерей Александр Шумаев сыграл большую роль в духовном становлении участников проекта. Не так давно бывший прихожанин этого храма, а ныне — иеромонах Тихон (Шипиленко), стал наместником Крестовского монастыря в Калуге. Об истории этого монастыря и непростой работе по его восстановлению, которую предстоит проделать его настоятелю, рассказывается в этом материале.До революции в древнем городе Калуга было множество храмов, да и монастырей куда больше, нежели сохранилось до наших дней. Одной из таких не дошедших до нас обителей был Калужский Крестовский монастырь, основанный в начале XIX века. Он не имел такой богатой истории, как, например, Тихонова пустынь, однако, являлся усыпальницей почетных и известных жителей Калуги и поэтому представляет немалый интерес, как для историков, так и для Православной общественности.
Еще задолго до возникновения монастыря на этом месте находилась сначала деревянная, а затем и каменная часовня устроенная на Боровской дороге.
О построении этой часовни калужские старожилы рассказывают так: после большого Калужского пожара, в конец истребившего город, в числе святыни, спасенной из погоревших церквей, был большой издревле чтимый Крест. Спасенные вещи были сложены до времени в одной из посадских церквей. При распределении оных по уцелевшим и вновь устроенным храмам, граждане пришли к единодушной мысли поставить этот Крест за городом на большой Московской дороге, воздвигнув для него особую часовню, в ограждение его силою этой лесистой окрестности их города, от часто случавшихся там грабежей и разбоев.
Благое намерение было приведено в исполнение; и не постыдилась вера их: разбои в этой стороне с тех пор стали видимо уменьшаться, а потом и вовсе прекратились; а это обстоятельство еще более усилило благоговение, которое издревле имели калужские граждане к сему чудному Кресту. Это предание заключает в себе, между прочим, и указание на древность упомянутого Креста, если даже остановиться и на том мнении, что его стали особенно чествовать со времени постановления в часовне. Предание упоминает о «большом пожаре».
По всей вероятности, здесь надобно разуметь тот самый пожар, который докончил разорение Калуги, начатое в 1618 году Сагайдачным, и о котором упоминается в жалованной грамоте Царя Михаила Федоровича Калужанам в 1620 году. В одном старом Синодике (1685), читанном при Патриархе в неделю православия, между прочим, написано: «и иже в городе Калуге загоревшем от заполения, и нужною смертию скончавшимся св. Инокам и Инокиням и всем православным христианам вечная память». Итак, согласно сему преданию, известность Креста, надобно полагать, начинается с первой четверти XVII столетия". Хотя сам крест может относится и к более раннему периоду. Чему является свидетельством — уважение к этой святыне всех калужских граждан, даже отдалившихся от церкви.
По ведомости 1763 года «часовня на Боровской дороге» значится принадлежащей к Лаврентьевскому монастырю. А что же послужило поводом к построению на месте часовни Крестовской церкви?
«Один отставной полковник Павел Сергеевич Чебышев, приехав в 1827 году в Калугу, для лечения тяжкого недуга, видел 15 августа во сне, что он совершенно выздоровел после поклонения Честному Животворящему Кресту в какой-то неизвестной часовне. Пробудившись ото сна и выехав, по совету врача, из дома пользоваться свежим воздухом, больной нечаянно приблизился к неизвестной ему дотоле часовне, и будучи введен в оную, весьма обрадовался, увидев в ней те самые предметы и всю обстановку их какая ему виделась во сне. С верою и упованием на всесильную помощь Божию, помолившись Кресту Господню, больной, по принятию святой воды, опущенной с ног (изображенного на Кресте резьбою) Господа нашего Иисуса Христа, вдруг почувствовал в себе силу и крепость, вышел из часовни уже без посторонней помощи и возвратился в квартиру совершенно здоровым. В благодарение Господу за свое чудесное исцеление полковник Чебышев дал обет устроить на часовни храм во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста».
Но в 1829 году, спустя два года после этого события, Павел Сергеевич Чебышев умирает. И обету его суждено было бы не сбыться, если бы не старания супруги его Натальи Павловны Чебышевой в 1830 году. Вот что пишет об этом иеромонах Леонид:
«Тогдашний Калужский Архипастырь Преосвященный Епископ Гавриил, известясь о благочестивом желании г-жи Чебышевой, испросил на сие дело благословения Святейшего Синода, и деятельно помогал осуществлению оного, так что храм сей, благодаря усердию храмосоздательницы и других доброхотных дателей, окончен в течение одного года и освящен тем же Епископом Гавриилом, при многочисленном стечении народах «.
"Преосвященный Епископ Гавриил тогда же установил, чтобы торжественные крестные ходы вокруг Калуги и Лаврентьев монастырь были совершаемы у сказанной церкви, с остановками в оной для совершения молебствия Честному Животворящему Кресту. Здесь Матерь Божия, присутствуя в своей цельбоносной иконе, останавливается у Креста своего Божественного сына, чтобы способствовать молитве народного множества, подобно женам Мироносицам сопровождавшим ее некогда вне города, на лобное место; а в день Вознесения Господня, расположенный на горе, которую как говорит предание, Матерь Божия особенно любила посещать в память Вознесшегося с нее на небо Божественного Сына ее. Начатое Преосвященным Епископом Гавриилом удачно поддержано и продолжено Преосвященным Епископом Николаем. Ибо ему принадлежит благая мысль учредить при церкви Креста Богадельню, или приют нуждающихся в оном Священнослужителей. Для сего Преосвященный Епископ Николай устроил вокруг церкви каменную ограду, с готическими по углам башенками, заняв ею довольно большое пространство; потом выстроил деревянный на каменном фундаменте флигель для помещения призреваемой братии, и, наконец, пожертвовал в пользу сей Крестовой Богадельни еще при жизни свой билет в 2117 рублей серебром.
Но это было лишь благое начало, полное осуществление его мысли досталось на долю Преосвященного Епископа Григория, благодетельному попечению которого Крестовская Обитель обязана вечной признательностью. Вскоре по вступлении в управлении епархиею (1851 г.), он приступил к постройке каменного двухэтажного дома, который окончен совершенно в 1854 году, так что в настоящем своем виде Крестовская церковь, с принадлежащими к ней зданиями, чистенькой оградою, украшенной готическими башнями, кладбищем, усеянным красивыми памятниками, и садом, совершенно походит на благоустроенный монастырь, доставляя целесообразным внутренним устройством своим душевного утешение своему покровителю, и радуя внешним благодеянием взоры подъезжающих с сей стороны к городу Калуге».
В книге Д.И. Малинина «Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии «указывается, что «…в 90-х г. г. XIX века церковь обращена в монастырь, который находится под управлением архирейского дома».
Так и простоял Крестовский монастырь до начала 20-х годов, когда постигла его незавидная участь большинства монастырей России. Он был вначале закрыт, а постановлением заседания бюро РКП (б) от 1929 года сломан. Причем мотивировалось это тем, что денег на его ремонт в бюджете нет, а особой исторической ценности монастырские постройки не представляют. На месте собора до сих пор поросший травой холм земли, там где были погребения монахов и почетных жителей города растут одуванчики и ничего не напоминает о том, что здесь покоятся останки людей, которые много сделали для процветания Калуги. Рядом стоят два двухэтажных квартирных дома, а от монастырских построек уцелели только здание просфорни, которое до недавнего времени занимал ЖЭК, и братский корпус в котором сейчас расположена детская школа искусств. Стоит еще маленький деревянный домик, служивший монахам для хозяйственных нужд, но он заброшен.
В таком состоянии монастырь передан в 2006 году Русской Православной церкви, вернее пока передано только здание, где находилась просфорня. Именно там настоятель иеромонах Тихон (Шипиленко) рассчитывает в ближайшие восемь месяцев расчистить помещение для служб. Еще митрополит Климент обещает помочь с расселением двух домов, тогда можно будет подумать о воссоздании храма, тем более что существует и проект.
Еще через несколько лет власти города собираются отдать монастырю здание школы искусств, когда для детей будет построено новое помещение. Хочется надеяться, что у отца Тихона все получится, ведь он уже отлично зарекомендовал себя на должности эконома в монастыре в Шамордино, а до этого еще десять лет назад, помогал восстанавливать храм в Подмосковье.
Он не унывает оттого, что предстоит колоссальный объем работ, но во всем полагается на Волю Божию.
Помоги ему Господи.
Фоторепортаж