Русская линия
Красная звезда Вадим Маркушин17.07.2007 

ДОВСЕ: пора и честь знать

УКАЗ
Президента Российской Федерации
О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе
и связанных с ним международных договоров


В связи с исключительными обстоятельствами, относящимися к содержанию Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 г., затрагивающими безопасность Российской Федерации и требующими принятия безотлагательных мер, постановляю:
1. В соответствии с пунктом 4 статьи 37 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» приостановить действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе, подписанного в г. Париже 19 ноября 1990 г., и связанных с ним Соглашения о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники Народной Республики Болгарии, Венгерской Республики, Республики Польша, Румынии, Союза Советских Социалистических Республик и Чешской и Словацкой Федеративной Республики в связи с Договором об обычных вооруженных силах в Европе, подписанного в г. Будапеште 3 ноября 1990 г., и Документа, согласованного государствами — участниками Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 г., являющегося приложением к Итоговому документу первой конференции по рассмотрению действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и Итогового акта переговоров о численности личного состава (г. Вена, 15−31 мая 1996 г.), через 150 дней с даты получения уведомлений, указанных в пункте 2 настоящего Указа.
2. Министерству иностранных дел Российской Федерации направить депозитариям международных договоров, указанных в пункте 1 настоящего Указа, и государствам-участникам уведомления о приостановлении действия этих договоров.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В. Путин.
Москва, Кремль
13 июля 2007 года, N 872

Указ Президента РФ о приостановлении действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе возмутил политическое спокойствие на Западе. Реакцию в принципе можно считать адекватной значению сделанного Москвой логического шага в обстановке, когда бесчисленные призывы российской стороны договориться по-хорошему не возымели успеха. Теперь Россию услышали. Но сделаны ли будут соответствующие выводы, пока не ясно.
Напомним, что Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан в Париже в ноябре 1990 года. Спустя два года он вступил в силу. Это был весьма действенный на тот период механизм укрепления европейской безопасности. Он устанавливал равновесие сил между двумя военно-политическими организациями — Варшавским договором и НАТО, ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения.
Договор четко оговаривал цели: установление стабильного баланса обычных вооруженных сил, ликвидация неравенств и потенциала для осуществления внезапного нападения и начала крупномасштабных наступательных действий в Европе.
В основе ДОВСЕ лежит система количественных ограничений на пять основных категорий обычных вооружений: боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерию, ударные вертолеты и боевые самолеты. Центральными являются положения о максимальных уровнях ограничиваемых вооружений и техники каждой из групп государств-участников в районе применения в целом и в отдельных его регионах.
Сегодня страны НАТО в результате расширения альянса превышают эти уровни. После вступления в НАТО бывших стран Варшавского договора соотношение танков, боевых бронированных машин и артиллерийских орудий между НАТО и Россией составило три к одному.
Договор является бессрочным. Каждое государство-участник в порядке осуществления своего национального суверенитета имеет право выйти из ДОВСЕ при условии заблаговременного (минимум за 150 дней) уведомления всех остальных государств-участников об этом решении.
В период подготовки ДОВСЕ и впоследствии его участниками было принято несколько десятков связанных с договором документов, имеющих целью обеспечение нормального функционирования ДОВСЕ и поддержания его жизнеспособности в меняющейся военно-политической обстановке в Европе.
В частности, это — Будапештское соглашение 1990 года о максимальных уровнях вооружений и техники для Болгарии, Польши, Венгрии, Румынии, СССР и ЧССР. Затем — так называемый Фланговый документ 1990 года, отражающий промежуточное компромиссное решение проблемы фланговых ограничений ДОВСЕ, которая возникла после распада СССР и которую поставила Россия. Далее — Ташкентское соглашение 1992 года, регулирующее распределение прав и обязательств между Россией и семью другими бывшими советскими республиками — Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Украиной.
С начала 90-х годов ДОВСЕ под воздействием масштабных военно-политических изменений во многом устарел и утратил связь с реальной действительностью. При этом ряд положений ДОВСЕ перестал отвечать интересам безопасности Российской Федерации. В этой связи по инициативе России в Стамбуле было принято соглашение об адаптации ДОВСЕ. Оно призвано нейтрализовать угрозу создания потенциалов для проведения крупномасштабных наступательных операций, повысив таким путем уровень стабильности в Европе.
На настоящий момент адаптированный ДОВСЕ ратифицирован лишь четырьмя странами — Белоруссией, Украиной, Казахстаном и Россией. Несмотря на то, что документ не вступил в силу, де-факто он выполнялся этими странами.
Остальные участники практически сразу после подписания документа взяли курс на затягивание процесса его введения в действие. Начало ратификации соглашения страны альянса стали увязывать с выполнением Россией различных надуманных условий. Одним из таких условий является выполнение не относящихся к договору элементов двусторонних договоренностей России с Грузией и Молдавией о выводе российских войск с их территорий. Эти договоренности были достигнуты в Стамбуле же накануне подписания Соглашения об адаптации.
Необходимость приостановления действия ДОВСЕ, указывают источники в Кремле, обусловлена исключительными обстоятельствами. В том числе уклонением Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии от оформления изменений в составе групп государств — участников ДОВСЕ в связи с присоединением указанных стран к НАТО. Превышением государствами — участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса. Отрицательным воздействием неучастия Латвии, Литвы и Эстонии в ДОВСЕ.
Соответственно Российская Федерация на Чрезвычайной конференции государств — участников ДОВСЕ, прошедшей в Вене 12−15 июня 2007 года, обозначила условия, необходимые для восстановления жизнеспособности режима ДОВСЕ. Среди них: возвращение Латвии, Литвы и Эстонии в договорное поле, принятие политического решения об отмене фланговых ограничений для территории России, вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации не позднее 1 июля 2008 года.
Тем не менее страны альянса продолжали игнорировать конкретные российские предложения по выводу ДОВСЕ из кризиса. Сделанный Москвой шаг в такой ситуации вполне логичен. По словам нашего известного эксперта, академика РАН, председателя Комитета Госдумы по делам СНГ Андрея Кокошина, решение Президента РФ о приостановке участия в ДОВСЕ «подготовлено всеми предыдущими событиями», российской стороной «сделано последнее предупреждение». По мнению Кокошина, Россия и Запад «вступают в новую фазу развития отношений в этой области». Москва предлагает «активную повестку дня в области международной безопасности», и Запад «должен со всей серьезностью отнестись к этому».
О том, что историю с ДОВСЕ пока рано считать завершенной, свидетельствует заявление МИД РФ, в котором говорится, что «мы не захлопываем двери для дальнейшего диалога». Российские дипломаты проинформировали прессу: Владимир Путин поручил им «отслеживать реакцию» государств — участников ДОВСЕ и представлять при необходимости соответствующие предложения о дальнейших шагах России в отношении договора.
Во время приостановления ДОВСЕ Россия не будет связана какими-либо лимитами на обычные вооружения. Однако реальные количества российской военной техники будут зависеть от эволюции военно-политической ситуации, в том числе от готовности других государств — участников ДОВСЕ проявлять адекватную сдержанность, подчеркивается в заявлении МИД РФ.
Что говорят в Брюсселе? «НАТО сожалеет, — заявил официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай, — поскольку ДОВСЕ является краеугольным камнем европейской безопасности». Заявление — абсолютно в натовском стиле.
В таком же духе прокомментировала ситуацию Кристина Галлах, представляющая аппарат верховного представителя Евросоюза по внешней политике и безопасности. По ее словам, ДОВСЕ — это «фундаментальный документ для стабильности в Европе и мы надеемся на продолжение обсуждения проблем вокруг этого договора, чтобы найти решение путем диалога».
«Сожалеет» и Великобритания. Причем в точно таких же выражениях и тоже называя режим ДОВСЕ «краеугольным камнем европейской безопасности». В соответствующем заявлении британского МИД указывается, что необходимо «внимательно рассмотреть вопрос о том, как лучше всего привлечь Россию к взаимодействию с союзниками по НАТО».
Ситуация с ДОВСЕ уже некоторое время назад «вошла в клинч», сказал корреспонденту ИТАР-ТАСС заместитель министра иностранных дел Польши Витольд Ващиковский. Он добавил, что в МИД Польши еще не ознакомлены со всеми деталями принятого Россией решения и ждут дальнейшей информации.
В Вашингтоне заявлено, что Соединенные Штаты рассчитывают на продолжение переговоров с Россией по договору. США «остаются приверженными идее полного выполнения ДОВСЕ» и будут «создавать условия, необходимые для ратификации этого документа всеми 30 странами, его подписавшими», сказал в воскресенье официальный представитель госдепартамента Шон Маккормак.
И мнение официального Берлина. Его выразил государственный министр Гернот Эрлер: «Я верю, что еще есть шанс спасти этот чрезвычайно важный документ о контроле над обычными вооружениями».

http://www.redstar.ru/2007/07/1707/101.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика