Русская линия
Независимое военное обозрение Анатолий Цыганок20.04.2007 

И дружба врозь, и ракеты тоже.
При любом исходе кризиса на Украине Москве не удастся сохранить Киев в партнерах

Политический кризис, который на протяжении последних трех недель переживает Украина, не может не волновать Москву. И тому есть несколько важных причин политического, экономического и военного характера. От развития ситуации в соседней с РФ стране во многом будет зависеть и конфигурация геополитической ситуации в этой части Европы, и транзит энергоносителей из России, и развитие российско-украинского военно-технического сотрудничества, и дальнейшая судьба российских военных объектов, находящихся на территории Украины и Приднестровья.

ОТ МУКАЧЕВО ДО СЕВАСТОПОЛЯ


В непризнанной Приднестровской Молдавской Республике, в Тирасполе, размещена Оперативная группировка российских войск в составе 8-й отдельной мотострелковой бригады, 1162-го зенитно-ракетного полка, 15-го отдельного полка связи и авиагруппы. Там же дислоцируется миротворческий контингент РФ (управление, мотострелковый батальон, вертолетный отряд, подвижный узел связи, подразделение обслуживания). В поселке Колбасно Рыбнинского района находится арсенал оружия и артиллерийские склады.

На Украине в поселке Берегово, неподалеку от города Мукачево Закарпатской области, Космические войска Вооруженных сил России имеют Отдельный радиотехнический узел РО-5, РЛС «Днепр» системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и контроле космического пространства (СККП). Эти объекты обслуживают военнослужащие 1-й дивизии ПРН, входящей в состав 3-й армии ракетно-космической обороны. Они же отвечают за работу Отдельного радиотехнического узла РО-4 и РЛС «Днепр» СПРН и СККП в поселке Николаевка на западном побережье Крыма. Хотя радары — и здесь, и в Берегово — собственность Украины.

Но, как известно, особенно много на Крымском полуострове объектов Черноморского флота ВМФ РФ. В Каче базируются 917-й смешанный авиаполк, 872-й отдельный противолодочный вертолетный полк, 859-й учебный центр морской авиации, отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения. В Гвардейском — 43-я отдельная морская штурмовая авиаэскадрилья. В Отрадном размещен 219-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы.

А вот что находится в Севастополе: штаб Черноморского флота, 30-я дивизия надводных кораблей, 11-я бригада противолодочных кораблей, 197-я бригада десантных кораблей, 112-я бригада разведывательных кораблей, 41-я бригада ракетных катеров, 68-я бригада кораблей охраны водного района, 9-я бригада судов обеспечения, 37-я бригада спасательных судов, 63-я бригада ремонтируемых кораблей, 81-й полк морской пехоты, 17-й арсенал ВМФ, 854-й отдельный береговой ракетный полк, 13-й и 91-й судоремонтные заводы, 1096-й зенитно-ракетный полк, 130-й центр радиоэлектронной разведки, 300-й отдельный батальон охраны, 1472-й военно-медицинский клинический госпиталь, 115-я комендатура охраны и обеспечения.

В Судаке размещен узел связи ЧФ, в Феодосии — 31-й испытательный центр, в Ялте — еще один узел связи.

Судя по развитию ситуации на Украине, возможно несколько гипотетических сценариев, которые могут изменить общую политическую ситуацию в стране и повлиять тем самым на российско-украинское военное и военно-техническое сотрудничество.

СЦЕНАРИЙ N 1


Виктор Ющенко настаивает на выполнении своего указа о роспуске Верховной Рады, а Конституционный суд Украины признает, что президент действовал в пределах своих полномочий. Парламентские выборы проводятся в указанные главой государства сроки на западе страны и в нескольких центральных регионах, но большая часть областей Восточной Украины в этой выборной кампании не участвует.

После этого абсолютное большинство в Верховной Раде принадлежит партии Ющенко «Наша Украина» и Блоку Юлии Тимошенко, однако она не становится премьер-министром вследствие противодействия президента и отсутствия поддержки со стороны ряда олигархов. Партия регионов, проигнорировав выборы, превращается фактически во внепарламентскую оппозицию. Естественно, лишаются своих постов спикер ВР Александр Мороз и премьер-министр Виктор Янукович. При этом не исключаются «несчастные случаи».

Армия в политических играх не участвует. Наведением «конституционного порядка» занимаются внутренние войска, командующий которыми недавно был введен в Совет национальной безопасности Украины.

Евросоюз, ОБСЕ, ПАСЕ, США (возможно, и Россия) признают выборы легитимными. Вносятся изменения в Конституцию, государственным языком становится только украинский, и Украина превращается в унитарную президентскую республику. Принимается решение о вступление в НАТО. Киев направляет своих миротворцев в Абхазию.

СЦЕНАРИЙ N 2


Партия регионов соглашается с решением президента, участвует в выборах в Верховную Раду, вновь образует самую многочисленную фракцию в ВР, но парламентское большинство формируется «Нашей Украиной» и Блоком Юлии Тимошенко, а также примкнувшими к ним малыми партиями. Из игры выводится Янукович. Премьер-министром сначала становится Тимошенко, но вскоре после ряда забастовок на востоке Украины «для снижения накала противостояния» президент рекомендует на пост главы Кабмина лидера малозначимой партии.

В новом правительстве не остается ни одного министра из команды Януковича. Украина заявляет о готовности к вступлению в НАТО, что вызывает еще более углубляет раскол между востоком и западом Украины. Киев направляет в Приднестровье свои миротворческие силы. Принимается решение об ускоренном выводе военных объектов России с территории Украины.

СЦЕНАРИЙ N 3


Партия регионов не соглашается с решением Конституционного суда, который признает действия президента соответствующими Основному закону страны, но идет на выборы и получает в Верховной Раде еще больше мест, чем сегодня. Из игры «выводится» Юлия Тимошенко. Премьер-министром вновь назначается Виктор Янукович. В Конституцию вносятся изменения, и Украина становится унитарной парламентской республикой.

Посты министров иностранных дел и обороны занимают новые люди. Проводится замена всех руководителей областей. Украина заявляет о создании рабочей группы по определению порядка вывода российских войск из Украины в установленные сроки.

Сценарий четвертый — ничейный. Практически невозможен, а потому не рассматривается.

НЕИЗБЕЖНЫЙ ИСХОД


В рамках СНГ Украина занимает твердое второе место не только по численности населения, но и по размерам ВВП. Однако, как показали последние десять лет, сам потенциал мало чего стоит без интеграции в общее экономическое пространство с Россией или общеевропейский рынок.

Страна постепенно превращается в буферную зону между НАТО и Россией, а также странами, входящими в ШОС и ОДКБ, военным союзом между РФ и Белоруссией. Это чувствительно сказывается на украинском оборонно-промышленном комплексе. Стремление Киева расширить и укрепить связи с Брюсселем привело к резкому ухудшению двусторонних отношений с Москвой. Россия в области производства вооружений попыталась найти адекватную замену практически всем украинским компонентам и смогла за последние десять лет во многом избавиться от зависимости от ОПК Украины. Военно-техническое сотрудничество России с Украиной пока не прервалось полностью, но в последнее время существенно сократилось.

При любом сценарии развития политической ситуации украинскими политиками будет ставиться вопрос о нецелесообразности дальнейшего функционирования двух украинских радиолокационных станций системы предупреждения ракетного нападении (РЛС СПРН) в Севастополе и Мукачево, работающих в интересах России. Эксперты не исключают возможного отказа Украины от подписания согласованного с Россией соглашения об авторском надзоре, техническом состоянии и продлении сроков службы стратегических межконтинентальных баллистических ракет РС-20 (SS-18 «Сатана» — по западной классификации), которые еще много лет будут составлять ядро российских стратегических ядерных сил наземного базирования. Разрыв военно-технических отношений для России выльется не в один миллиард, которые потребуются для замены этих МБР ижевскими «Тополями-М».

Не исключено, что только при третьем сценарии Россия сможет эксплуатировать наземный тренажерный комплекс НИТКА в Крыму, имитирующий палубу авианесущего крейсера. В настоящее время комплекс используется экипажами корабельного авиаполка Северного флота, для обучения взлету и посадке летчиков палубной авиации без риска для жизни.

Можно предполагать, что при любом сценарии украинским парламентом не будет ратифицировано соглашение между правительствами РФ и Украины «О средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства», которое определяет порядок использования российской стороной обоих РЛС «Днепр», являющихся собственностью Украины. Между тем информация с этих радаров (каждый за сутки может сопровождать до 3000 космических объектов) передается на центральный командный пункт СПН в подмосковном Солнечногорске, подчиненный Космическим войскам России. За эту информацию и эксплуатационные расходы Москва ежегодно перечисляет Киеву 1,2 млн. долларов. Расходы на содержание личного состава и обслуживающего персонала станций несет Украина.

Более того, после консультаций, проведенных с государственным секретарем США Кондолизой Райс, не исключено подписание соглашения между Украиной и США о сотрудничестве в космической области. И поскольку РЛС с 2005 года входят в состав Национального космического агентства Украины, возможен доступ американских специалистов на украинские РЛС, чему российская сторона не может воспрепятствовать.

Вполне вероятен и вариант (при первом и втором сценарии), при котором Вашингтон потребует демонтировать «Днепры», чтобы потом развернуть свои радары (как это было в Латвии). При этом на демонтаж каждой станции потребуется 1,7 млн. долларов, на взрыв и уничтожение — около 3−3,5 млн. долларов (и столько же на последующую очистку территории), на консервацию военного городка и инфраструктуры — около 1 млн. долларов. Не столь уж накладно для США.

Тогда как отсутствие «глаз и ушей» на Украине создает в системе радиолокационного контроля России брешь шириной в 2100 км от Новгорода до Махачкалы. Вне зоны видимости и слышимости останется пространство вплоть до рубежа восточной границы Мали-Аддис-Абеба (Эфиопия), включая Центральную и Южную Европу, а также Средиземноморье.

В целом при любом гипотетическом сценарии развития ситуации на Украине России не следует рассчитывать на пролонгацию договоров по продлению сроков пребывания российских войск на территориях Приднестровья и Украины. Может быть, даже надо планировать их досрочный вывод. А для этого, видимо, нужно пересматривать и намеченные ранее сроки строительства военно-морской базы в Новороссийске, возведения комплекса, аналогичного НИТКА. РФ также придется ускорить развертывание на своей территории РЛС нового поколения высокой заводской готовности «Воронеж-ДМ» для замены украинских «Днепров».

http://nvo.ng.ru/wars/2007−04−20/2_ukrain.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика