Русская линия
Миссионерский портал диакона Андрея КураеваПротодиакон Андрей Кураев16.06.2010 

О генезисе Петрова поста

Совсем уж раскольническая «Русская народная линия» имитирует научную полемику со мной.

Почему я так резко говорю об этом сайте? Потому что его политика — это индустрия страха. Это бесконечное запугивание самих себя и своих читателей. Это постоянное провоцирование волн ненависти, подозрительности и осуждения. Вот и в этом случае из-за повторения апостольского принципа «ядущий да не осуждает неядущего» (и наоборот) эта полицейская линия стала провоцировать своих собеседников и читателей на крайне раздраженные комментарии. Они даже не поняли, что своей волной осуждения и возмущения они нарушили столь якобы ценимый ими пост в гораздо большей степени, чем человек, который просто кушал в эти дни сосиски.

Итак:

http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/06/12/diakon_vladimir_vasilik_andrej_vospolzovalsya_destruktivnym_i_moshennicheskim_sposobom/
Отец Владимир, что за издевательский тон?
«Он такой просветитель-популяризатор-журналист, и, наверное, ему некогда учиться. Допускаю, что в библиотеке Духовной Академии руки у него до Скабалановича не дошли, но в 1995 году Михаил Скабаланович был переиздан».
Именно читаный и чтимый мною Скабалланович (с двумя л) и дает информацию о том, что петров пост — установление отнюдь не апостольских времен. «Кроме среды и пятницы и пасхального поста других постов еще не существовало» — это о 3 веке (стр 123)
Вот цитируемые им Египетские каноны 3 века: «не может вмениться пост тому, кто не воздержится до часа, который составляет окончание поста. Но если кто болен и не имеет силы поститься два дня, то пусть по крайней мере постится в день субботы, но пусть довольствуется хлебом, солью и водою. Если же кто-либо в плавании и не знает дня пасхи, то пусть он, когда узнает его, свой пост отложит на после 50-цы (у Скабалановича с. 127)
Там же можно встретить ту же мысль в изложении св. Ипполита Римского:
«Никто на Пасху пусть не вкушает до причащения. Ибо кто так поступает, тому пост на засчитывается. Если же кто будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы» (см. также: св. Ипполит Римский. Апостольское предание. // БТ-5. М., 1970. с. 293. При этом этот же памятник продолжительность пасхального поста определяет всего в два дня. Соответственно, во весь период 50-цы считался невозможным пост по средам и пятницам.
В 3 веке и в принципе не могло быть никакого «петрова поста», схожего с нашим, по той причине, что в то время в Церкви еще не было практики многодневных постов (о чем см. в статье священномуч. Илариона Троицкого «Пост и постное»).
Так что Петров пост — это пост а) поздний, не-апостольского происхождения б) факультативный в) компенсаторный — для тех, кто не постился перед Пасхой.
В 4−5 веках в Иерусалимской церкви, по словам аквитанской паломницы, «со следующего дни 50-цы все постятся по обычаю, как во весь год, каждый как может, исключая дни субботние и воскресные» восстанавливается и обычное богослужение. «После нее (50-цы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления», предписывают Апостольские Постановления. Т.о. теперь же получил начало Петров пост, в качестве торжественного восстановления обычных постов года после 50-дневной отмены их (с. 296).
Диакон Владимир справедливо усматривает фиксацию зарождения традиции петрова поста в «Апостольских постановлениях»: ««После нее (Пятидесятницы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, что вы и веселились о даре Божием и постились после послабления», предписывают Апостольские постановления. Это 5 Книга Апостольских постановлений, глава 19». На самом деле это глава 20, но дело не в этом. Открыв «Православную энциклопедию», можно убедиться в том, что сам текст «Апостольских постановлений» сегодня не считается ни апостольским, ни даже имеющим отношение к Клименту Римскому, ни к 3 веку, а составлен он неким антиохийским арианином около 380 года.
Ну, и насчет квадризимитов. «Мы, согласно преданию апостолов, соблюдаем один 40-дневный пост, они устраивают три 40-дневных поста в год, как если бы три Спасителя пострадали» (Иероним. Маркеллу. Послание 39 // Творения ч.1. с. 215).
Диак. Владимир решил попенять мне за мою ненаучность. Но научно ли вообще разражаться статьей по поводу телепередачи, которую он сам не видел и основываться лишь на чьем-то пересказе? А если бы он видел передачу, то знал бы, что в ней я говорил именно о 3 веке и цитировал выше приведенные тексты. Знал бы, что я говорил о том, что «копился аскетический духовный опыт Церкви», а не «всяческий духовный опыт».
Что же касается обвинения меня в протестантизме — это не очень адекватно: пересказывать мне главу «История после Христа: растрата или накопление» из моей же книги «Протестантам о православии». Надеюсь, у ученого диакона Владимира нет сомнения в том, что хотя бы эту книжку я прочитал.


+ + +

Просто в подборку суждений на эту тему:

http://www.pravpost.org.ua/page.php?id=198

Святейший Патриарх Сербский Павел
Пост в Православной Церкви
(Ответы на вопросы журнала Сербской Православной Церкви «Гласник»)

ВОПРОС: От священников я слышал, что для Всеправославного Собора, который должен состояться как Восьмой Вселенский, нашей Сербской Православной Церкви доверено разработать тему «Согласование церковных определений о посте с требованиями современной эпохи». В разработке этой темы, говорят, участвовали и Вы. Но среди верующих ходят слухи, что в связи с этим Вы предложили некоторые из существующих постов отменить, некоторые сократить, а в некоторых разрешить «пост на молочной скоромной пище». Ради выяснения истины в этом деле, надеюсь, что Вы ответите на данный вопрос.

ОТВЕТ: Это правда, что несколько лет назад я, по поручению Священного архиерейского синода, разрабатывал тему с вышеупомянутым названием.
Сохранение неизменным того, что Церкви как неизменное передано, не означает мертвенности, окаменелости, поскольку способ изложения неизменных истин в новое время может и должен быть новым, а также их введение в жизнь всегда означает «новую тварь», облечение в нового человека, созданного по Богу (2 Кор. 5, 17; Еф. 4,24).

Так и в деле поста имеется одна сторона, доступная для изменений и доверенная Церкви, чтобы она ими руководила. Эта сторона связана с продолжительностью поста и родом пищи, которую во время поста можно употреблять; ведь история Церкви в разных странах на протяжении времен содержит определенные различия. Даже пасхальный пост, самый древний из всех многодневных, в конце ІІ и начале ІІІ веков не всюду исполнялся одинаково. Святой Ириней Лионский (+202) говорит, что некоторые этот пост соблюдают «один день, некоторые два, некоторые еще больше, а некоторые сорок часов дневных и ночных засчитывают в свой день». Тертуллиан на Западе в начале ІІІ века отмечает, что этот пост начинается в Великую Пятницу, в день смерти Христовой, и продолжается в субботу, длясь два дня, как это отмечает и святой Ириней. В середине ІІІ века имеются сведения, что этот пост длится целую седмицу, а святой Афанасий Великий (+373) говорит о его продолжительности в 40 дней. 69-е Апостольское правило устанавливает общеобязательность этой четыредесятницы, равно как и пост в среду и пятницу на протяжении года 4.

Точно так же было и с тремя остальными многодневными постами. Они появились не сразу в той продолжительности, которую имеют сейчас. Еще в середине ХІІ века на вопрос Александрийского Патриарха Марка, обязательны ли посты перед праздниками Святых апостолов, Рождества Христова и Успения, известный канонист Феодор Валсамон, Патриарх Антиохийский, отвечал, что их следует соблюдать по семь дней, «ибо один только пост сорокадневный — святой и великой Пасхи» 5. Об Успенском посте, самом позднем из многодневных, нет упоминаний ни в Студеницком, ни в Хиландарском типиконах нашего святого Саввы, ХІІІ века.

Также и насчет пищи, которая употреблялась в пост, не существовало изнально единообразия во всех частях Церкви. Некоторые соблюдали пост так, как иудеи — в течение дня не ели ничего, а вечером ели то, что имеется, скоромное или постное. Некоторые принимали пищу в девятый час дня пищу неживотного происхождения, тогда как другие из такой пищи ели рыбу, а некоторые мясо птицы и яйца и т. д.
На основании этих принципов я в упомянутой работе сделал заключение, что позиция Сербской Православной Церкви на Всеправославном соборе по вопросу поста должна быть такой:

1. Пост — это божественное установление и о безусловном его соблюдении в Православной церкви не может быть споров.

2. Церковь Христова как «столп и утверждение истины» всегда была вправе принимать общеобязательные решения о продолжительности постов, равно как и о пище, которая в постные дни может употребляться.

3. Пост в среду и пятницу, засвидетельствованный во времена самой глубокой христианской древности и Святыми Отцами, предписан 69-м Апостольским каноном и утвержден авторитетом VI Вселенского собора 10, остается безусловно и далее.

4. Великая четыредесятница, также предписанная 69-м Апостольским каноном, остается безусловно в целости: первая седмица — без елея, а также Великая 11. В остальные седмицы: среда и пятница без елея, в другие дни с елеем, а в субботу и воскресенье, считаю, можно согласиться позволить рыбу мирянам. Для монашествующих употребление рыбы должно остаться так, как было доныне — соответственно, она может быть позволена в Неделю Крестопоклонную или какую-то иную.

Разумеется, для больных, для беременных и кормящих женщин, равно как и для выполняющих тяжелые работы и для престарелых, пусть остается так, как предусмотрено сейчас — елей и рыба.

1. Учитывая, что еще в ХІІ веке Рождественский и Апостольский посты были короче, что церковнославянский Типикон указывает, как некоторые Уставы предписывают начало Рождественского поста 10 декабря 12, а также в Х V веке и 20 декабря, при том, что никакое общеобязательное решение Церковью о продолжительности этих постов не принималось, то если такой вопрос будет поставлен, считаю, что наша Церковь могла бы согласиться на то, чтобы Рождественский пост длился две недели, а Петров — одну. Успенский пусть останется таким, каков есть, с разрешением елея, как это сказано о Великом посте. Для монашествующих должно остаться строгое правило, как сейчас, и отно c и тельно пищи.

2. Поскольку Шестой вселенский собор выразил православную точку зрения, что в пост не могут употребляться сыр и яйца, считаю, что при всем этом необходимо остаться, в противном случае это бы означало, что Вселенский собор принял ошибочное решение и что Церковь до нынешнего времени ошибочно поступала, его исполняя. А это бы идейно и практически означало уклонение от православной позиции, с чем клир, монашество и верующие никогда бы не могли согласиться.

3. В связи с тем, что сейчас распространенным стало крещение взрослых, следовало бы, конечно же, и для таких случаев установить обязательный пост одно- (или двух-, трех-) дневный для того, кто принимает крещение, для священника, который совершает крещение, а также для родственников и знакомых крещаемого, если они этого хотят.

4. Что касается тяжелобольных, особенно в случаях болезней, когда нельзя употреблять пищу иную, нежели молоко, мясные бульоны и т. п. — например, после операций на желудок, кишечник и др., если такие операции должны быть сделаны во время поста — считаю, что здесь не будет неуместной аналогия с грудными детьми, которые питаются материнским молоком и физиологически не могут принимать иную пищу, так что от них и невозможно требовать соблюдения поста. Поэтому нашей Церкви следовало бы занять позицию, чтобы таких больных освободить от поста, пока не выздоровеют. Без желания быть «строже, чем закон, правильнее, чем правила и больше, чем заповеди» (святой Григорий Богослов), а также и милостивее, чем святые Отцы, считаю, что по данному вопросу следовало бы принять определенное решение ради успокоения совести и верующих, и врачей-христиан. Ибо мнение Валсамона, что даже и в час смерти нельзя позволять никому оскоромиться, то есть употреблять мясо, все-таки является мнением, которое нигде не подтверждено прямым решением Церкви.

То же самое относится и к отдельным категориям работающих в химической промышленности, где необходимо ежедневное употребление молока с целью предохранения от отравления.

1. Нужно бы также рассмотреть вопрос о посте военнослужащих и участников военных действий. Ясно, что они не могут продолжительное время поститься из-за своеобразных условий жизни даже в состоянии мира. Считаю, что после краткого, в два-три дня, поста они могли бы приступать к Причастию, а чтобы обязательно постились в первый день Святой Четыредесятницы, Великую Пятницу и Великую Субботу.

2. Я придерживаюсь также мнения, что следовало бы принять определенное решение, с какого возраста надо поститься детям — конечно же, смягченным постом, с употреблением елея и рыбы.

Вот какова позиция, изложенная мною в работе о посте, на упомянутую тему, для Великого Всеправославного собора. Соответственно, в ней нет ни слова об отмене каких-то постов, а тем более о разрешении поста «на белых (молочных) продуктах», чего Православная Церковь никогда не знала. Думаю, что люди, приписывавшие мне то, чего я не выражал, делали это не злонамеренно, чтобы внести смятение или чтобы себя представить единственными охранителями Православия, а по причине неосведомленности либо легковерности.

Октябрь 1984 г.

Перевод с сербского Ивана Чароты

1. См.: Гласник, 1976. С. 12−19; Гласник, 1978. С. 91−94.

2. Слово о посте. // Творения. С.- Петербург, 1981. Т. ІІ. С. 82.

3. Там же. С. 77.

4. Ср.: Гласник, 1976. С. 13.

5. Атин. Синтагма. Атина, 1854. Т. IV. С. 488. «Ежели кто постится и более семи дней, — продолжает Валсамон, — пред праздником Святых апостолов и перед Рождеством Христовым, будь то постится добровольно, будь то по предписанию ктиторского Типикона, не посрамится». Соответственно, к продолжительности этих постов более семи дней, пожалуй, пришли прежде всего в отдельных монастырях, по предписанию ктиторского Типикона, а оттуда уже перешло в народ. Но еще Григорий Протосингел в 1431 году пишет, что тогда в Царьграде Рождественский пост некоторые соблюдают от 14 ноября, некоторые от 6 декабря, а некоторые от 20 декабря (Нектарну Кефала, митроп. Пентаполеос. Историки мелети пери тон диатетагменон нистион. Атина, 1956. С.12).

6. Ср.: Гласник, 1976. С. 14.

7. Разумеется, это наказание предусматривалось для тех, кто из еретических соображений не постился (Ср.: Милаш Н. Правила Православнее цркве с тумаче њ има. І. Н. Сад, 1895. С.45).

8. Милаш. Указ. с оч. ІІ. С. 534.

9. Ср.: Гласник, 1976. С. 17.

10. Ибо 2-м каноном этого Собора провозглашена общеобязательность Апостольских правил.

11. Для монахов первый день без пищи и воды — которые могут, и до среды, — а так же и Великий пяток.

12. Ср.: 14 декабря о начале поста второе «Зри».

http://diak-kuraev.livejournal.com/101 559.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика