Красная звезда | Петр Алтунин | 15.02.2007 |
Визитная карточка
— Виктор Васильевич, вы прослужили в войсках на разных должностях Службы горючего более 25 лет. За этот период исколесили страну с запада на восток, побывали почти во всех воинских гарнизонах. Недавно назначены на самую главную должность в Службе горючего — начальником Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации. Какое у вас видение службы сегодня и какое место она занимает в Вооруженных Силах?
— Служба горючего — одна из самых молодых служб Тыла Вооруженных Сил. В прошлом году она отметила свое 70-летие. Предназначение ее — бесперебойное обеспечение войск и сил флота компонентами жидкого ракетного топлива, горючим, смазочными материалами, специальными жидкостями и техническими средствами, предназначенными для работы с ними.
Я знаю, ценой каких огромных усилий создавалась служба, какой движущей силой была в годы Великой Отечественной войны. По словам Маршала Советского Союза А.М. Василевского, по вине Службы горючего не была сорвана ни одна операция. И в период распада Союза, несмотря ни на какие сложности, она преодолела их и заняла подобающее место в Вооруженных Силах России. И тут нельзя не сказать доброе слово о тех, кто самозабвенно трудился на благо развития Службы горючего. Это ее «патриарх» лауреат Государственной премии генерал-полковник Василий Васильевич Никитин, его преемники и последователи генерал-лейтенанты Иван Николаевич Базанов, Владимир Алексеевич Блохин, Павел Иванович Горупай и, наконец, Геннадий Николаевич Очеретин, от которого я принял эстафету.
Служба горючего сегодня под руководством Тыла Вооруженных Сил динамично развивается, оптимизирует свою структуру с целью поддержания ее функциональных возможностей на уровне, соответствующем характеру, объему и условиям выполнения стоящих задач.
— Известно, что решение этих задач происходит не в простых условиях, ведь Вооруженные Силы обеспечиваются горючим не на полную потребность. Как приходится выходить из положения?
— Действительно, это так. В последние годы при постоянном росте объемов финансирования на закупку горючего обеспеченность Вооруженных Сил оставалась примерно на одном уровне. Причина такого состояния — рост цен на нефтепродукты, который опережал рост объемов ассигнований федерального бюджета на их закупку и не позволял Минобороны России закупать ранее запланированные объемы горючего. Это могло неминуемо привести к невыполнению плана поставки горючего военным округам и флотам и, соответственно, сокращению мероприятий боевой подготовки войск. В этих условиях государство выделяло дополнительные бюджетные ассигнования на закупку горючего.
Однако, несмотря на существующие проблемы, ситуация с обеспечением войск горючим в последние годы меняется в лучшую сторону. Финансирование на его закупку осуществляется своевременно, воинские части и соединения постоянной готовности и военно-учебные заведения получают горючее в первую очередь и в полном объеме. В прошлом году компонентами жидкого ракетного топлива и горючим были обеспечены все запуски космических аппаратов, а также запланированные учения и морские походы.
Положительную оценку руководства Минобороны России уже несколько лет подряд получают совместные специальные учения с акционерной компанией «Транснефтепродукт».
Одной из первоочередных задач службы является северный завоз. В 2006 году план завоза горючего выполнен. В районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока поставлено около 120 тысяч тонн горючего.
Работа нашей службы по обеспечению горючим воинских частей и формирований федеральных органов исполнительной власти в рамках межведомственной (сопряженной) унифицированной системы тылового обеспечения (МУСТО) позволяет оптимизировать расходы федерального бюджета на содержание военной организации государства. К тому же достигается немалая экономия — десятки миллионов рублей.
Правда, сохраняются проблемы с обеспечением авиатопливом полетов авиации. Объемы бюджетных средств, выделенных в текущем году на закупку авиакеросина, не позволяют в полной мере выполнить установленный налет летного состава.
Есть и такая проблема, от которой никуда не уйти, — состояние стационарного резервуарного парка службы. Склады и базы горючего в основном послевоенной постройки. Часть их имеет естественный износ и функционирует на пределе своих технических возможностей. Нам предстоит большая работа по их техническому освидетельствованию и проведению значительного ремонта.
— Всем известно, что внутренний резерв в обеспеченности горючего — это соблюдение лимитной дисциплины и экономия горючего…
— Это неукоснительно должно соблюдаться, как закон. Как обстоит дело? Ежегодно для обеспечения подготовки войск министром обороны назначаются лимиты расхода горючего военным округам (видам, родам войск), которые установленным порядком доводятся до каждой воинской части. Мероприятия по экономному и эффективному расходованию горючего утверждены приказом министра обороны N 340, которым введена в действие «Программа экономии топливно-энергетических ресурсов в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2006−2010 годы». Надо сказать, программа эта выполняется. В 2006 году командующими войсками военных округов, флотами, командирами всех уровней сделано все необходимое для рационального расходования горючего, что позволило в целом Вооруженным Силам выполнить спланированные мероприятия в пределах установленных лимитов.
— Виктор Васильевич, наконец пришла настоящая зима, ударили морозы. Как Служба горючего справляется с задачей обеспечения гарнизонов жидким котельным топливом?
— Тепло — это жизнь, поэтому создание запасов жидкого котельного топлива (ЖКТ) является одной из главных задач Службы горючего. От его наличия в каждом конкретном гарнизоне зависит вся жизнедеятельность воинских частей и организаций. Это хорошо понимают специалисты нашей службы. Благодаря помощи Тыла ВС, его штаба на всех уровнях были созданы необходимые запасы жидкого котельного топлива, что позволило всем военным гарнизонам уверенно вступить в зиму.
— На прошедшей недавно 6-й Всеармейской выставке «Российские производители и снабжение Вооруженных Сил» были представлены экспонаты Службы горючего, говорящие о перспективах ее развития, интеллектуальном и творческом потенциалах…
— Идти к новым технологиям в развитии Службы горючего, я считаю, задача первостепенная. Без этого сегодня просто невозможны качественное обеспечение войск горючим, разработка новых высокоэффективных образцов нашей техники.
Для творческой работы у нас традиционно открыта зеленая улица. В этом плане много достижений у 25-го НИИ Службы горючего, возглавляемого генерал-майором Владимиром Середой. В последнее время разработаны дополнительный комплект полевого магистрального стеклопластикового трубопровода (ПМТС), который предназначен для труднодоступных участков местности (лес, горы, болота), где затруднен монтаж металлических труб (соотношения веса одной трубы: металлическая — 80 кг, стеклопластиковая — 38 кг), автотопливомаслозаправщик АТМЗ-10−6350 с элементами локальной защиты технологического оборудования от стрелкового оружия, заправщик специальными жидкостями ЗСЖ-3308 и водоспиртозаправщик ВСЗ-3308. Проводятся работы по допуску к применению на технике зимнего пожаробезопасного дизельного топлива, обеспечивающего в условиях отрицательных температур окружающего воздуха пожаробезопасность техники при повреждениях топливных баков, а также идут разработки новых перспективных марок масел и смазок для вооружения и военной техники. Все эти и другие ноу-хау уже приносят принципиально важные результаты.
— Виктор Васильевич, по итогам года и в преддверии очередной годовщины Службы горючего какие коллективы воинских частей и организаций вы бы отметили в лучшую сторону?
— Наши специалисты в основном все служат и трудятся добросовестно. Среди лучших по итогам прошлого года могу назвать коллективы, где руководителями полковники Виктор Рутковский, Шакиржан Шайдуллов, Александр Бармин, Александр Еремин, Анатолий Кустов, Вадим Шевченко, Сергей Шмигельский. Этот список можно продолжить.