Победа.Ru | Марина Васильева | 10.02.2007 |
— Отец Александр, какие тенденции Вы хотели бы отметить в совместной работе с Федеральной службой исполнения наказаний?
— Сразу хочу отметить один важный момент. Деятельность Синодального отдела, в отличие от структур, которые занимаются окормлением только осужденных, заключается в том, что мы работаем не только с ними самими, но и с сотрудниками ФСИН, членами семей осужденных, их детьми. Мы участвуем в реабилитации людей, которые выходят на свободу после отбытия наказания. Основы нашей работы заложены в «Социальной концепции Русской Православной Церкви», а также Соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом и Федеральной службой. Нельзя отделять воспитание осужденных с целью подготовки из них полноценных граждан нашего общества от работы с теми, кто постоянно пребывает рядом с ними, порой в весьма нелегких условиях.
Если говорить в целом, наше общество не готово выделить, образно говоря, «нишу» освобождающимся узникам.
-Каковы причины этого странного положения?
-Недостаточность законодательной базы, отсутствие инфраструктуры, нехватка и маломощность общественных организаций, которые взяли на себя решение этой непростой проблемы. Права человека, которые мы обязаны соблюдать в нашем государстве, законодательно закреплены. Человек, отбывший срок наказания, имеет право на достойное существование в обществе. Однако то, что сейчас происходит, далеко от идеала. Ведь человек, находящийся в затруднительном положении, всегда должен иметь надежду на то, что ему помогут в решении его проблем. Если же эта надежда разрушается — в нем рождаются инстинкты, ведущие к неадекватным действиям. Мы часто видим, как люди, пробывшие за колючей проволокой 5, 10 и более лет, выходя на свободу, видят, что общество не только не желает принимать их. Оно вообще не считает их за людей! И в итоге, пришедшие «оттуда», глядя на наше «свободное» общество, выбирают пространство за колючей проволокой.
-Почему?
-Потому что, как это ни странно может показаться, там они окружены вниманием и заботой. Они делают вывод, что «там» они еще могут выжить, а «здесь» это невозможно. Вот эта безысходность, вызванная безразличием нашего общества к этим людям, приводит к тому, что сейчас у нас за решеткой, находятся, вместе с подследственными, 830 тысяч человек. Эта цифра впечатляет. Из 250 тысяч, ежегодно выходящих на свободу после отбытия наказания, 50−60% возвращаются обратно, не найдя в нашем современном обществе применения для себя. Получается, что нам люди-наши же соотечественники!-не нужны. Они воспринимаются как лишняя забота, отвлечение средств. Возникает опасение, что эти люди могут причинить ущерб.
С точки зрения человеческих ценностей мы проигрываем по всем статьям, так же, как и по материальным затратам. Во-первых, мы много средств тратим на содержание аппарата исполнения наказания, во-вторых, на содержание самих осужденных — одежду, еду, занятия какие-то для них. В третьих, много средств тратим на нашу судебную систему. А в итоге, когда выходит «продукт» этой работы на свободу -он никому не нужен. Получается, что она проделана напрасно. Общество не заинтересовано в том, чтобы человек вышел на свободу в качестве полноправного гражданина, работника, который мог бы свою энергию применить с пользой.
Из документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», разд.3 «Церковь и государство»:
«Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность нуждается в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом».
— Что из этого следует?
— Нужна система работы, поддержка ее государством. Но, мне кажется, отсутствует главный элемент. Обществу нужно показать образ того Дома, вернее, Царства Божия, который мог бы согреть души побывавших за колючей проволокой. Общество должно поднять на пьедестал духовные ценности, считать приобретение Царства Божия смыслом жизни человека.
Вот что пишет об этом архимандрит Иоанн Маслов:
«Как и чем приобретается Царство Божие внутри нас?
По слову апостольскому — правдой или праведностью, которая состоит в исполнении заповедей Божьих, милостивым и сострадательным расположении к ближним. Миром от страстей, миром со своей совестью, миром с Богом через покаяние и смирение. Когда христианин понудится так себя устроить — он получит благодатную помощь, и при содействии Святаго Духа среди самых скорбей будет радоваться».
Вот эта идея Царства Божия активно принимается людьми, находящимися в заключении. Имеется большая статистика по числу храмов, количеству священников. Выдержки из материалов здесь представлены.
-Какова главная особенность этой работы?
-Она проводится на добровольной основе, не носит государственного, гражданского статуса. В этом и главная ее трудность.
-Речь идет о духовно-нравственном окормлении или о помощи заключенным вообще?
-Нужно отметить, что осужденные находятся на государственном обеспечении, получают медицинскую помощь, могут учиться. В нашем «свободном» обществе больше шансов погибнуть, чем там, за решеткой. Но я хочу подчеркнуть, что Русская Православная Церковь, опираясь на свою социальную концепцию, ведет активную работу по воспитанию осужденных, и мы видим эти результаты. А когда происходит переход человека в свободное состояние — общественные организации как бы отступают от него, и он в кратчайшие сроки скатывается до того уровня, на котором был раньше, и даже еще хуже. Видимо, узы, которые человек нес в неволе, являлись для него сдерживающим фактором.
-Здесь мы переходим к более общей проблеме — что лежит в основании человеческих сообществ и что способствует их процветанию или гибели?
-Да, свободное общество построено на желаниях людей, их выборе и так далее. Но даже оно держится на культе греха, Закон Божий и в нем действует. Любой народ, любой общество, пораженное грехом, как бы хорошо оно ни финансировалось, все равно приведет этих людей к гибели. Господь показал нам, что если человек здоровый, крепкий, сильный идет ко греху — Он этого человека, пусть с помощью лишений, страданий все равно приведет ко спасению. Конечно, необходимы промышленность, экономика, финансы. Но если общество не поставит духовность во главу угла — бороться с преступностью бесполезно. Иерархия ценностей такова -наверху, во главе всего должен быть Господь. Все остальное должно подчиняться Ему. Пока мы не установим этого, пока будем пребывать в дурмане страстей — ничего не получится. Может быть, это кому-то нужно, выгодно, дает прибыли каким-то структурам — но народ от этого страдает и вымирает.
-А теперь давайте спустимся с философских высот. Окинем взглядом достигнутое, как принято говорить, за отчетный период.
-Безусловным достижением был смотр православных общин в местах лишения свободы «Не числом, а смирением». Особое значение его было в том, что ни Синодальный отдел, ни ФСИН не ожидали такого активного отклика. Более двухсот общин прислали материалы с фотографиями, свои поделки, иконы, церковную утварь, пасхальные яйца, кресты — словом, спектр творчества осужденных, помощь со стороны ФСИН были таковы, что мы целую неделю работали, чтобы установить победителей. В этом году мы решили повторить этот смотр на Рождественских чтениях.
Те мероприятия, которые мы за этот год провели — поездки по колониям, конференции, например, в Тверской области, посвященная женским и детским колониям, обеспечили нас интересной информацией. Они натолкнули на новые направления в работе. В женских колониях резко возросла рождаемость. Следовательно, надо создавать воспитательные структуры, решать законодательные, юридические моменты.
14 ноября в Брянске состоялась учредительная конференция по созданию Ассоциации содействия деятельности воспитательных колоний ФСИН России. Посетили несколько детских колоний, разговаривали с подследственными. Мы знакомились с зарубежным опытом. Проблемы воспитания малолетних преступников в нашей стране особенно остры. Столько, сколько у нас, этих преступников ни в одной стране нет! Все идет к тому, чтобы выделить вопросы, относящиеся к ювенальной юстиции, в особое направление.
Очень интересное направление, которое мы ведем вместе со ФСИН, касается религиозного образования сотрудников уголовно-исправительной системы, работы с нашими духовными учебными заведениями, где готовят миссионеров-священников для системы ФСИН. Есть программы дистанционного обучения осужденных.
-А если заглянуть по ту сторону решетки, потребность в Вашей работе ощущается?
-Представьте, вот камера следственного изолятора. Вдруг в ней появляется человек, который читает духовную литературу, посещает храм, участвует в таинствах Церкви. Удивительным образом, окружающие его люди начинают этот дух впитывать в себя. Опыт показывает, что там, где идет духовная работа — там растет потребность в духовном окормлении. Когда загорается свет веры Христовой — люди начинают ощущать благодатную силу. И тянутся к ее источнику.
-Напоследок, какие есть у Вас пожелания?
-Наша активность могла бы быть выше, если бы наша работа не носила общественный характер.
Мы написали письмо в адрес директора ФСИН, государственного советника юстиции 1 класса Ю.И.Калинина. В письме содержится предложение закрепить наших священников в качестве штатных сотрудников за учреждениями СИН. В октябре получили ответ, что наши предложения рассмотрены и поддержаны.
Еще одно пожелание — чтобы наши приходские священники, работающие в тюрьмах, были бы разгружены. Священник, и только он, по Конституции, может войти в любую камеру и побеседовать с заключенным. Поэтому задача приходских советов — дать батюшкам как можно больше времени, разгрузить их от бытовых проблем.
И, разумеется, сами миряне должны более активно включаться в работу с осужденными, в заочную переписку. Потребность в ней значительно превышает те наличные возможности, которые мы имеем. Вокруг каждого священника, несущего послушание в тюрьме, должна формироваться группа мирян. Нести людям за решеткой свет Истины — это высокое апостольское служение.