Русская линия
Красная звезда Андрей Гаравский31.01.2007 

Курсом на Ганг

Российско-индийские отношения в последние 10−15 лет были весьма плодотворными и конструктивными. Но даже на их фоне нынешний саммит выглядит прорывом и огромным шагом вперед на пути дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. По сути Индия становится нашим важнейшим стратегическим партнером. Объем договоров и соглашений, заключенных во время визитов в Дели заместителя председателя Правительства РФ — министра обороны России Сергея Иванова и Президента Российской Федерации Владимира Путина, впечатляет. Для того чтобы кратко рассказать о каждом из них, не хватит и целого номера. Поэтому остановимся только на соглашениях, касающихся столь важной сферы, как военно-техническое сотрудничество.

Отметим, что еще накануне визита Сергея Иванова в Дели на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова состоялся первый полет истребителя МиГ-29КУБ (корабельный вариант) для Индии. Представители Дели, приглашенные на него, не скрывали восхищения новым истребителем и качественной работой российских самолетостроителей.
Контракт на поставку ВМС Индии многофункциональных истребителей корабельного базирования предусматривает поставку 12 одноместных самолетов МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ, а также обучение летчиков и технического персонала заказчика, поставку тренажеров, запчастей и организацию сервисного обслуживания самолетов. Также предусмотрен опцион еще на 30 самолетов со сроком поставки до 2015 г.
Одноместный МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ — многофункциональные истребители корабельного базирования, предназначенные для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным и обычным оружием днем и ночью в любых погодных условиях.
От ранее выпускавшихся истребителей семейства МиГ-29 их отличают улучшенные эксплуатационные характеристики, повышенная надежность агрегатов, систем и узлов, увеличенный запас топлива и боевой нагрузки.
На самолетах устанавливаются современные многофункциональные импульсно-доплеровские радиолокационные станции «Жук-МЭ» и новейшие оптико-электронные системы.
Позднее, уже в Индии, на состоявшемся 24 января с.г. в Нью-Дели заседании межправительственной российско-индийской комиссии по военно-техническому сотрудничеству подписан контракт на лицензионное производство в Индии авиационных двигателей РД-33 серии 3 для истребителей МиГ-29. С российской стороны контракт подписал генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов. Общая сумма контракта составляет порядка 300 млн долл. США.
Двигатели будут выпускаться Авиационной корпорацией «Хиндустан аэроноутикс лимитед» (ХАЛ) при техническом содействии Московского машиностроительного предприятия (ММП) им. В.В. Чернышева. Их производство организуют поэтапно, начиная от поставки готовых двигателей, сборки из крупных узлов и заканчивая самостоятельным производством узлов и агрегатов двигателя на индийских предприятиях.
Отметим, что передача Россией индийской стороне технологии производства такого высокотехнологичного изделия, каким является двигатель РД-33 серии 3, может повысить шансы российского многофункционального истребителя МиГ-35 в тендере по закупке 126 истребителей для ВВС Индии, который намечено провести в этом году.
Новейший российский истребитель МиГ-35 — из нового унифицированного семейства боевых самолетов, куда помимо МиГ-29К/ МиГ-29КУБ входят многофункциональные фронтовые истребители МиГ-29М/М2.
Общие для всех истребителей семейства конструкция планера, силовая установка, авионика и регулируемый вектор тяги. Истребители семейства выполнены в одноместном и двухместном вариантах, степень унификации между которыми по конструкции и вооружению приближается к 100 процентам.
Наш самолет по своим характеристикам не уступает, а превосходит зарубежные машины, представленные на тендер. Индийские летчики привыкли к российской технике, и под наши самолеты в Индии есть вся необходимая наземная инфраструктура. К тому же в Индии уже производится по лицензии истребитель Су-30МКИ. Так что плюсов у нас больше, чем у кого-либо из участников тендера.
В ходе визита в Индию Сергей Иванов посетил корпорацию ХАЛ. Дело в том, что в программе военно-технического сотрудничества, рассчитанной до 2010 г., эта компания принимает самое активное участие.
ХАЛ — единственное в Индии многопрофильное объединение по разработке и производству авиационной техники, авиадвигателей и других сопутствующих систем и агрегатов. Она входит в число девяти государственных холдингов, занятых производством оборонной продукции. На протяжении многих лет корпорация активно сотрудничает с Россией, учреждено и действует ее совместное с группой российских компаний предприятие во главе с корпорацией «МиГ». Один из главных проектов ХАЛ — лицензионное производство истребителей Су-30МКИ. Среди основной ее продукции — истребители МиГ-21, МиГ-27, а также ряд боевых, транспортных и учебно-тренировочных самолетов и три типа вертолетов, созданных и производимых в сотрудничестве с ведущими зарубежными компаниями.
Что касается многофункционального истребителя Су-30МКИ, то в прошлом году 74-летний президент Индии Абдул Калам лично выполнил полет на этой боевой машине.
Су-30 МКИ выигрывает у конкурентов в первую очередь за счет сверхманевренности, которая позволяет расширить арсенал приемов ближнего воздушного боя, повысить безопасность полета и его устойчивость к боевым повреждениям.
Достичь этих характеристик удалось за счет двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги и переднего горизонтального оперения, перехода на цифровую электродистанционную систему управления и переработку математического обеспечения системы управления самолетом.
Отметим, что в западных странах технология управляемого вектора тяги пока еще остается на стадии исследований и разработок.
Су-30МКИ также оснащен уникальным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). На истребителе применены радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, открытая архитектура авионики, так называемая «стеклянная кабина» с многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами.
Здесь пришлось потрудиться специалистам Раменского приборостроительного КБ, входящего в научно-производственный центр «Технокомплекс», которые сумели интегрировать оборудование западного, индийского и российского производства.
Управляемое и неуправляемое авиационное вооружение, входящее в состав боевого авиационного комплекса Су-30МКИ, позволяет подавлять любые воздушные и наземные цели. Это ракеты: класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, класса «воздух-земля» Х-59МЭ с телевизионно-командной системой наведения, сверхзвуковая противокорабельная ракета Х-31А, высокоскоростная ракета класса «воздух- РЛС» Х-31П.
Интересен факт: во время учебных поединков между истребителями Су-30МКИ ВВС Индии и американскими F-16 на международных учениях Cope India 2004 и 2005 индийские пилоты в подавляющем большинстве случаев одерживали победу.
В планах российских и индийских авиастроителей — совместная разработка истребителя пятого поколения и среднего транспортного самолета. Об этом шла речь на заседании российско-индийской комиссии по ВТС в Дели.
Напомним, что в 2005—2006 годах для индийских партнеров были проведены презентации российских концепций истребителя пятого поколения, разрабатываемых компанией «Сухой» и РСК «МиГ».
Индийская сторона, по предварительной информации, остановила свой выбор на проекте компании «Сухой». Дели хочет быть равноправным партнером в этих грандиозных программах, начиная от НИОКР и заканчивая серийным производством авиационной техники.
Что касается вооружения и техники для сухопутных войск, то и здесь у России и Индии есть серьезные проекты. Это, к примеру, организация в Индии лицензионного производства танков Т-90С и проведение комплексной модернизации танка Т-72М1.
Т-90, созданный на ФГУП «Уралвагонзавод», — современный танк, который прошел тяжелейшие испытания в различных климатических условиях не только России, но и многих регионов мира, в том числе Индии и Малайзии. Он оснащен комплексом управляемого вооружения, позволяющим вести стрельбу бронебойными, подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными выстрелами из 125-мм гладкоствольной пушки, а также уничтожать цели управляемой ракетой на дальностях от 100 до 5.000 метров. Максимальная скорость танка — 65 километров в час, он весит всего 46,5 тонны, чем выгодно отличается от французского «Леклерка», немецкого «Леопарда-2», американского М1А1 «Абрамс» и английского «Челенджера».
Основной танк Т-72 (Т-72М1) по праву занимает уникальное положение в ряду танковых технологий и составляет основную часть танковых парков многих стран. Конструкция и эксплуатационные качества делают Т-72М1 идеальным кандидатом на модернизацию. Ведь он воплотил в себе лучшие традиции советского и российского танкостроения: мощное вооружение, низкий силуэт, сравнительно небольшую массу, высокую защиту и надежность, минимальные затраты на эксплуатацию. Т-72 прошел суровую проверку временем и боем во многих регионах мира, подтвердив свою высокую огневую мощь и надежность.
Предлагаемая модернизация позволяет повысить боевую эффективность танков типа Т-72 до двух раз. Модернизированные Т-72 прошли проверку в Вооруженных Силах России и получили высокую оценку боевых качеств и надежности.
Еще одно важное направление совместных работ — создание высокоточного оружия, в частности противокорабельной ракеты БраМос на одноименном российско-индийском предприятии, и формирование системы нестратегической противоракетной обороны Индии.
Также в планах индийских военных — проведение в ближайшее время тендера по подводным лодкам. И здесь Россия может предложить высококлассную продукцию, в частности подводные лодки класса «Амур».
На основании многолетнего опыта эксплуатации Военно-морским флотом России и флотами других государств в различных районах Мирового океана дизель-электрических подводных лодок проектов 613 («Whiskey»), 641 («Foxtrot»), 641Б («Tango»), класса «Kilo» в ЦКБ «Рубин» разработаны проекты неатомных подводных лодок четвертого поколения класса «Амур» («Амур 1650» и «Амур 950»).
Принципиальная особенность ПЛ класса «Амур» — способность наносить залповые ракетные удары по различным целям. Уровень акустического поля подводных лодок этого класса в несколько раз ниже, чем у лодок класса «Kilo», которые на сегодняшний день считаются самыми малошумными в мире. ПЛ класса «Амур» оснащены радиоэлектронным вооружением нового поколения, использующим достижения мировой радиоэлектроники последних лет. Предусмотрена возможность оснащения субмарин этого класса воздухонезависимыми энергетическими установками с электрохимическими генераторами, что позволяет значительно увеличить подводную автономность и дальность плавания.
Подводные лодки класса «Амур» могут эксплуатироваться в любых районах Мирового океана, кроме районов со сплошным ледовым покрытием, при любых метеоусловиях, в мелководных и глубоководных акваториях.
«Амур 1650» — экспортный вариант ПЛ проекта 677. Особенность лодки — размещение ракетного оружия в вертикальных пусковых установках и его готовность к быстрому, в том числе залповому, использованию. Вооружение ПЛ включает: 10 вертикальных ракетных контейнеров c крылатыми ракетами (противокорабельные 3М-54Э1 и/или ракеты против наземных целей 3М-14Э), 4 торпедных аппарата с универсальными торпедами (плюс две запасные торпеды), что обеспечивает выполнение противолодочной задачи или атаки надводных целей с близкого расстояния.
ПЛ «Амур 950» обладает возможностью нанесения массированного ракетного удара залпом до 10 ракет в течение не более 2 минут. Для самообороны предусмотрены малогабаритные приборы гидроакустического противодействия, размещенные в пусковых установках в надстройке. В результате субмарина при патрулировании готова в любой момент эффективно решать боевые задачи.
Примечательно, что представители России и Индии подписали межправительственное соглашение о предоставлении индийской стороне доступа к навигационным сигналам российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в мирных целях и доступа к части радиочастотного спектра ГЛОНАСС. Достигнута и принципиальная договоренность РФ и Индии о запуске «Молодежного спутника», разработанного университетами обеих стран.
В заключение отметим, что российско-индийская программа военно-технического сотрудничества до 2010 года включает в себя около двухсот различных проектов суммарной стоимостью примерно 18 млрд. долларов. Эта программа постоянно совершенствуется и дополняется.
При этом Россия стремится снять проблемы, существующие в области поставок военного оборудования, запчастей и послепродажного обслуживания вооружений и военной техники, закупленных Дели. Для этого создаются совместные российско-индийские предприятия по ремонту и обслуживанию военной техники. Такие как СП по обслуживанию авиационной техники «ИРАЛ», военно-морской техники «Рособоронсервис». Также проводится работа по созданию в Индии сервисных центров, которые смогут осуществлять практически непрерывный мониторинг процесса эксплуатации боевой техники и оперативно реагировать на потребности индийских военных.
Как подчеркнул Президент России Владимир Путин, «сотрудничество в военно-технической сфере между Индией и Россией существенно отличается от нашего сотрудничества с другими странами. Эта особенность заключается в том, что мы перешли не просто к купле-продаже военного оборудования и техники, а мы перешли к другой, более доверительной, более существенной стадии сотрудничества — к совместным разработкам».
В свою очередь заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны России Сергей Иванов заявил, что «при всей многоплановости политики Индии Россия была и остается ее ведущим партнером в военно-технической сфере. Благодаря России индийские вооруженные силы оснащены самым современным оружием».

http://www.redstar.ru/2007/01/3101/301.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика