Русская линия
Независимое военное обозрение Игорь Плугатарев26.01.2007 

Миллиардные убытки за отказ от сотрудничества
Чем грозит Москве разрыв связей с украинской оборонкой

В настоящее время Россия пусть не стремительно, но неуклонно сворачивает военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Украиной (подробнее об этом см. «НВО» N 2, 2007). И процесс этот будет развиваться тем активнее, чем дольше в Киеве будут играть в политические игры «вступим — не вступим» в Североатлантический альянс. Однако очевидно, что разрыв связей между оборонно-промышленными комплексами двух стран окажется также болезненным и обременительным и для российского ОПК. Эксперты и специалисты уже начинают поиски путей «обновления» российско-украинского ВТС применительно к складывающейся ситуации.

НАДО БЫ СТРОИТЬ ПО-НОВОМУ…


Координатор программ Украинского центра экономических и политических исследований (УЦЭПИ) им. Разумкова Николай Сунгуровский считает, что в этих условиях ничего не поделаешь, а потому Москве и Киеву следует выстраивать новую политику в области военно-технического сотрудничества с учетом факторов реформирования международного сектора безопасности. Но предлагаемый г-ном Сунгаровским вариант выглядит довольно странно. В числе перспективных сегментов российско-украинского ВТС аналитик видит в первую очередь ракетно-космическую сферу. Он также считает, что партнеры могли бы создавать легкую бронетанковую технику, строить корабли и заниматься радиоэлектроникой. Было бы неплохо, на его взгляд, взяться и за совместную модернизацию вооружений для отдельных стран НАТО (несомненно, тех, которые прежде входили в состав Варшавского договора). Можно также, по Сунгуровскому, вести речь о совместной разработке ВВТ для борьбы с терроризмом.

Странность этого экспертного взгляда в следующем. Россия уже начала создавать у себя производство ОПК (в той же ракетно-космической сфере, радиоэлектронике), дабы не быть зависящей от стремящейся в НАТО Украины. Да и количество советской техники у бывших союзников распавшегося СССР не столь уж велико (кстати, некоторые из них в нарушение всех договоренностей продают ее, например, Грузии, весьма недружелюбно настроенной к России). Рынок не тех масштабов. Для Украины он, может, и «бездонен», а для РФ скорее всего малоинтересен.

«САТАНЕ» НЕ ЛЕТАТЬ?


А что думают в России по поводу всего этого? Ведь хотя многие кооперационные связи в последние годы действительно были прерваны, тем не менее до сих пор есть много продукции, эксплуатация которой без кооперации с украинским ОПК представляется проблематичной. Достаточно вспомнить, что многие стратегические ракетные комплексы, имеющиеся на вооружении Российской армии, были произведены на Украине. Например, тяжелые ракеты РС-20 (по натовской терминологии «Сатана»), которых в составе Ракетных войск стратегического назначения в настоящее время насчитывается около 100. А абсолютное большинство эксплуатирующихся в России вертолетов летает благодаря поставкам двигателей украинского предприятия «Мотор-Сич». Правда, стоит учитывать, что уже принято решение изготавливать двигатели для геликоптеров в РФ и «Мотор-Сич» может лишиться изрядного количества заказов.

Бывший заместитель главкома Ракетных войск стратегического назначения по вооружению генерал-полковник Александр Ряжских считает, что общая стоимость продукции и услуг украинских ракетостроительных предприятий, потребность в которых есть в РВСН, может составить до 350 млн. долларов. Он полагает, что России выгодно держать РС-20 на боевом дежурстве еще в течение 10−15 лет. Но тогда не обойтись без участия днепропетровских КБ «Южное» и завода «Южмаш» — именно они сегодня осуществляют гарантийный авторский надзор и анализ технического состояния РС-20, участвуют в работах по продлению их сроков службы. На оплату всего этого специальной статьей выделяются средства российского военного бюджета.

Кроме того, по словам Ряжских, на Украине до сих пор сохранились предприятия, которые во времена СССР были монополистами в изготовлении специальной техники и приборов, необходимых для РВСН. По мнению генерал-полковника, для того чтобы наладить выпуск этих комплектующих, России потребуются не сотни миллионов, а миллиарды долларов.

Ныне в распоряжении РВСН — около 520 межконтинентальных баллистических ракет. Из них только несколько десятков («Тополь-М», которые с начала этого года начали заступать на боевое дежурство) построены исключительно российской ракетостроительной кооперацией.

В ОБМЕН НА ТОПЛИВО


Между тем бывший главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Анатолий Корнуков убежден: в случае «мгновенного» разрыва военно-технического сотрудничества между двумя странами российский ОПК способен восполнить всю номенклатуру продукции для нужд армии. «Однозначно мы сможем обойтись без Украины по линии авиации и ПВО. Скажем, двигатели для самолетов Ан могли бы делать воронежские и омские авиастроители. А вертолетные двигатели вполне по силам рыбинским моторостроителям». Экс-главком, работающий сегодня в оборонке, полагает, что сложности, вероятно, возникнут с вышками радиолокационных станций для зенитных ракетных систем С-300, но оговаривается: «Если будет заказ, то и наши заводы их способны отлить». Разве что, по словам Корнукова, документацию на двигатели и на эти вышки придется покупать.

Причем, заявляет источник «Интерфакс-АВН», разменной монетой при осуществлении подобной купли-продажи способен стать поставляемый Украине российский газ. Киеву, по словам источника агентства, есть что предложить Москве взамен за голубое топливо — «это и ракетные технологии, и новые транспортные и гражданские самолеты, и современные авиационные двигатели, различные комплектующие для судостроения». К тому же сосед РФ готов на это пойти. Еще год назад глава национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» Алексей Ивченко говорил, что его страна в состоянии поставить России товары военного назначения на сумму более 1 млрд. долларов в обмен на дополнительные объемы голубого топлива. Но было ли принято это предложение, неизвестно.

В Федеральной службе по ВТС считают, что свертывание военной кооперации между двумя странами обоюдно невыгодно. Первый заместитель директора ведомства Александр Денисов признается, что, «честно говоря, хотелось бы избежать» возможного свертывания военно-технического сотрудничества, ибо это поставит перед Москвой и Киевом большие проблемы. В то же время он полагает, что если это все-таки случится, то Украина потеряет значительно больше.

Но и РФ тогда придется урезать бюджетные ассигнования, выделяемые на социальные нужды. Упомянутый выше источник «Интерфакс-АВН» сказал, что «Россия, безусловно, сможет обойтись без кооперации не только с украинскими, но и с белорусскими, узбекскими предприятиями ВПК, но от этого никто не выиграет, а потеряют все». По его словам, для того чтобы перенести, к примеру, производство российского военного транспортного самолета Ил-76МФ из Узбекистана в Россию, необходимы инвестиции в сумме около полмиллиарда долларов. «Даже если бы такие деньги сегодня у России были, не лучше ли было бы потратить их на какое-то другое дело?».

«Мотор-Сич» сегодня пока находит покупателей на свои двигатели. Но помощь государства, а лучше двух государств, по словам президента запорожского ОАО Вячеслава Богуслаева, все же требуется. Тем более что «ниши, где украинские двигателестроители могли бы продуктивно сотрудничать с российскими коллегами, уже давно определились. В военной технике это прежде всего — вертолетные программы. Кроме того, в последние четыре года в России очень серьезное внимание уделяется военно-транспортной авиации — запорожский завод ежегодно увеличивает объемы поставок по российскому госзаказу на нужды ВТА. Учебно-боевой самолет Як-130 тоже делается вместе с РФ. Более того, Богуслаев отмечает, что серьезное внимание в России уделяется дальней стратегической авиации: «Учения, которые проводятся с использованием бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, говорят о том, что этому виду авиации уделяется особое внимание. И здесь мы тоже работаем в тесной кооперации с Россией». Наконец, активное сотрудничество идет и по гражданским программам: например, совместно с компанией «Волга-Днепр» «Мотор-Сич» работает над возобновлением производства крылатого гиганта Ан-124 «Руслан». А совместно с российским заводом им. Климова запорожцы создали новый двигатель ВК-2500.

Будет, конечно, весьма печально, если все эти наработки после свертывания ВТС с Киевом зависнут на неопределенное, скорее всего на долгое время. Ибо как бы в России ни гордились тем, что «мы и без Украины обойдемся», а многомиллиардные суммы на создание новых производств в одночасье не найдутся. Что же касается Украины, то, чтобы не встали ее оборонные предприятия, очевидно, она должна окончательно «помочь сама себе». Россия «просит немногого» — отвернуться от НАТО…

http://nvo.ng.ru/armament/2007−01−26/6_ubytki.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика