Русская линия
Независимое военное обозрение Вадим Соловьев26.01.2007 

Военная реформа объявлена бессрочной
Военачальники обсудили концепцию и основное содержание новой военной доктрины

«Меньше читайте газеты, не слушайте экспертов», — такими словами начал свое выступление 20 января на конференции Академии военных наук начальник Генерального штаба Юрий Балуевский. Речь он, заметим, держал перед руководящим составом силовых ведомств и цветом ученых мужей от обороны, собравшимся для обсуждения структуры и содержания новой военной доктрины РФ.

АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА


Второй человек в иерархии Минобороны неожиданно для присутствующих заявил, что «военная реформа продолжается» и будет длиться «бессрочно». Хотя в 2003 году, напомним, министр обороны Сергей Иванов уже закрыл было этот процесс, заявив, что теперь будут идти менее интенсивные преобразования, именуемые модернизацией Вооруженных сил. Но коли реанимирован термин «реформирование» — значит темпы армейских преобразований снова начнут набирать обороты.

Среди наиболее актуальных задач признан пересмотр Военной доктрины. Первый подобный документ появился в России в 1993 году, а в 2000-м — он подвергся корректировке. Еще в 2005 году президент — Верховный главнокомандующий издал распоряжение о разработке следующей редакции доктрины. И вот работа закипела. Окончательные сроки представления документа на утверждение не установлены, поскольку планируется длительное общественное обсуждение.

Необходимость разработки нового варианта, по словам Балуевского, вызвана тем, что последние годы изменилась вся система международных отношений. Им стали свойственны «динамизм и нестабильность». «В целом военно-политическая обстановка складывается не в пользу России», — отметил военачальник. «Сотрудничество с Западом, — констатировал генерал армии, — не привело к снижению военной опасности». В Генштабе ощущают «угрозы от развитых и развивающихся государств». Правда, от каких конкретно «развивающихся», — не конкретизировалось, но намек в отношении «развитых» выглядел вполне прозрачно.

УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ


Прежде всего, считает Юрий Балуевский, опасность исходит из Вашингтона: «курс США на мировое лидерство, стремление утвердиться в районах традиционного присутствия России». Следующая угроза — «расширение блока НАТО на восток». Она дополняется локальными конфликтами близ российских границ.

Террористические происки заняли не первые места в списке вызовов Москве. Но главная угроза, как подчеркнул генерал Балуевский, кроется в том, что неизмеримо «возросло ведение враждебной информационной деятельности по отношении к России».

Кто инициатор происков — и так было ясно всем собравшимся в огромном зале. Словом, по мнению верхушки Минобороны, «России следует исповедовать непреложную аксиому — войны и военные конфликты будут следовать непрерывно, ибо они порождены непрекращающимся соперничеством государств». Вывод однозначен: Российская Федерация занимает уникальное положение в мире. Девиз новой военной доктрины начальник Генштаба патетически продекларировал в начале и конце выступления: «Сильная армия — сильная Россия».

И вместе с тем прозвучал тезис о том, что в дополнении к военным мерам надо бы использовать политические, экономические, дипломатические и другие ненасильственные рычаги предупреждения войн и конфликтов, что относится к сфере концепции национальной безопасности. Но вот беда, военную доктрину начали пересматривать раньше, чем концепцию национальной безопасности. Поэтому встает вопрос: или в военной доктрине предусмотреть и эти положения, или ждать когда появится документ общенационального масштаба. Создавалось впечатление, что в Минобороны явно озабочены таким положением вещей.

ДВА В ОДНОМ


При обсуждении военной доктрины обозначились два подхода к ее содержанию. Первый исходит из того, что необходимо ориентироваться только на военные угрозы и определять способы противодействия им военными же средствами. Таковы документы 1993 и 2000 годов.

Второй предполагает учитывать коренные военно-политические изменения в мире и наличие более широкого круга угроз, причем не только военных. В частности, в материалах конференции утверждалось, что «на опыте распада СССР, Югославии, на примерах цветных революций в Грузии, Украине, Киргизии и других можно наглядно убедиться, что главные угрозы объективно существуют и реализуются не только военными средствами, а главным образом скрытыми и открытыми методами политико-дипломатического, экономического, информационного воздействия, различными подрывными действиями и вмешательством во внутренние дела других стран. В связи с этим интересы безопасности РФ требуют не только оценить, но и определить адекватные меры реагирования на эти угрозы».

На этой основе выдвигается новаторское предложение: «Было бы целесообразным рассматривать все военные и невоенные угрозы в их органическом единстве и изложить официальные взгляды на обеспечение безопасности страны в одном документе. Возможно, его следует теперь назвать «оборонная доктрина». Иначе говоря, слить два документа в единый — концепцию национальной безопасности и военную доктрину.

ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА


Определив угрозы (а они явно разрастаются), военная доктрина опишет, каким образом для их отражения следует вести строительство Вооруженных сил. Но авторам уже ясно, что на это потребуются немалые дополнительные средства.

По мнению президента Академии военных наук генерала армии Махмута Гареева, следует законодательно увеличить ассигнования на оборонные нужды до 3,5% от ВВП, то есть примерно на треть (сейчас они составляют около 2,5%). Кроме того, не обойтись без расширения мобилизационного резерва. И вообще надо иметь такую структуру, чтобы переход с мирного на военные рельсы происходил «безболезненно» (как в советское время). С той же целью предлагается повысить статус министра обороны до заместителя Верховного главнокомандующего, иначе говоря, произвести его в вице-президенты.

Все ответы на ненасильственные угрозы, звучало предложение, следовало бы адресовать аппарату Совета безопасности — а то его последние годы не слышно и не видно. При этом получится что-то типа своего аппарата при вице-президенте.

ИДЕЯ ЖИВА


Ощущалось, что детище начальника Генштаба — региональные командования вместо главкоматов видов Вооруженных сил и военных округов — не поддерживается основной массой генералов. В кулуарах говорили о том, что на совещании в последние дни минувшего года значительная часть военачальников высказалась резко против.

Тем не менее Юрий Балуевский на конференции не мог удержаться, чтобы не бросить камень в главкоматы: «Каждый вид Вооруженных сил планирует свою войну, и должна быть единая общевойсковая форма ведения планирования операций и ведения боевых действий». Война Балуевского с подчиненными продолжается, и новая доктрина призвана расставить точки над «I».

МНЕНИЕ СОБРАВШИХСЯ


Авторитетный военный эксперт, генерал Владимир Белоус увидел немного различий между Военной доктриной образца 2000 года и вновь разрабатываемой: «В советское время военной доктрины не существовало, но была мощная армия. Организаторская работа верхушки направлялась на повышения профессиональных возможностей Вооруженных сил. Теперь же начальник Генштаба умиляется оценкой американцев самим высоким состоянием Российской армии в послесоветский период. И, видимо, не отдает себе отчета в том, что это сказано в большей степени для увеличения бюджета Пентагона. А тем временем организаторская деятельность высших военных кругов скатывается к примитивному бумаготворчеству. Как будто бумага сама по себе решит сложные проблемы Вооруженных сил». Дискуссия продолжается («НВО» планирует в последующих номерах опубликовать выступления участников конференции).

Основные вопросы содержания военной доктрины

Характер современных угроз для безопасности страны и вытекающие из них оборонные задачи.

Способы противодействия невоенным формам угроз.

Какая требуется военная организация страны для нейтрализации потенциальных угроз и выполнения оборонных задач (состав и комплектование Вооруженных сил, их система комплектования, вооружение и другие компоненты).

Виды войн и вооруженных конфликтов на современном этапе и в перспективе до 2015 года. Возможные способы применения Вооруженных сил и других войск.

Направленность воинского обучения и воспитания личного состава.

Подготовка страны к обороне.

Экономические основы обороны страны. Мобилизационная подготовка. Требования к оборонной промышленности, подготовка территории и населения к защите Отечества.

Приоритеты международного военного сотрудничества.

Структура новой военной (оборонной) доктрины РФ

Вступительная часть

— предназначение доктрины

Первый раздел

— угрозы безопасности России и вытекающие оборонные задачи

Второй раздел

— политические основы военной (оборонной) доктрины

— направленность военной политики

— руководство и организация обороны страны

Третий раздел

— задачи государственных органов и организация противодействия акциям, осуществляемым политико-дипломатическими, экономическими, информационными и другими невоенными способами и средствами

Четвертый раздел

— военно-стратегические основы военной (оборонной) доктрины

— характер возможных войн и вооруженных конфликтов

— военная организация России (Вооруженные силы и другие войска) и ее задачи

— направленность военного строительства, оргструктура, система боевой и мобилизационной готовности и комплектования, техническая оснащенность Вооруженных сил и других войск, организация подготовки военных кадров

— способы боевого применения Вооруженных сил и других войск в современных войнах и вооруженных конфликтах

— роль стратегических ядерных сил в обороне страны

— организация военного управления и военной службы

Пятый раздел

— военно-экономические основы военной (оборонной) доктрины

— приоритеты военно-технической политики и требования к оборонной промышленности

— финансирование расходов на оборону

Шестой раздел

— международное сотрудничество

http://nvo.ng.ru/wars/2007−01−26/1_reforma.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика