Русская линия
Красная звезда Сергей Васильев20.12.2006 

В гостях у викингов

Наша газета уже сообщала, что в конце октября в Североморске с неофициальным визитом побывала дизельная подводная лодка «Утстейн» (типа «Ула») ВМС Норвегии. Нашему корреспонденту гости любезно показали свой корабль, а его командир капитан-лейтенант Томас Андерсен рассказал не только о себе и экипаже, но и о традициях норвежского подплава, поделился впечатлениями от визита, которыми норвежцы оказались переполнены.

Толстой, Достоевский и… рыбалка


Капитан-лейтенант Томас Андерсен родился в небольшом городке неподалеку от столицы норвежского королевства Осло. После окончания средней школы поступил в военный колледж, выдавший ему, как в жизнь, «путевку» в береговую артиллерию ВМС Норвегии. В «бомбардирах» Томас исправно прослужил несколько лет, однако не этого требовали задорный характер и романтическая натура парня. Океан манил, океан звал! И Андерсен, как истинный норвежец, у которого в крови неизменно есть толика соленой морской воды, поступил в военно-морское училище, которое расположено вблизи главной норвежской ВМБ Хоконсверн. А в 1997 году началась карьера уже лейтенанта-подводника Томаса Андерсена.
Изначально был штурманом на лодках типа «Ула». Служил добросовестно и, к счастью, как акцентирует он сам, стал командиром подводной лодки «Утстейн». Уже второй год у ее перископа.
Кстати, у нас в стране Томас не впервые. Несколько лет назад прилетал в Мурманск в качестве туриста, рыбачил на одной из семужных рек Кольского полуострова. Впечатление о России очень хорошее! Все мурманчане, которых норвежский офицер встречал и в первый раз, и сейчас, — такие гостеприимные! Вообще, заключает Андерсен, ему все больше кажется, что радушие в крови у северных народов.
— Если же говорить о культуре русского народа, то прочитал несколько книг ваших известных писателей. Понравилась «Анна Каренина» Льва Толстого, а недавно в Бергене начал читать «Преступление и наказание» Федора Достоевского.
Участие его экипажа в праздновании столетнего юбилея российского подплава, безусловно, считает Томас, помогло норвежцам лучше понять душу русского народа. Особенно произвели глубокое впечатление церемонии возложения венков к монументу защитникам Заполярья в Североморске, а также к памятнику соотечественникам Андерсена — норвежским партизанам — в поселке Междуречье. Как раз в эти дни в Мурманской области отмечали шестьдесят вторую годовщину Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск в Заполярье, в результате которой была освобождена от немецко-фашистских захватчиков и Северная Норвегия. Томас с готовностью соглашается, что это общий праздник российского и норвежского народов.
Командиру «Утстейна» тридцать четыре года. Служить в подплаве, или же, как выразился сам офицер, «работать командиром», капитан-лейтенант Андерсен намерен как можно дольше, ибо ему это нравится. Возрастной предел? Как таковой границы не существует. Однако редко командир норвежской подлодки бывает старше сорока пяти лет.
— Капитан-лейтенант Андерсен по характеру — демократичный командир? — спрашиваю офицера и по мере перевода моего вопроса вижу, как расцвечивается улыбкой его лицо:
— О, норвежская подводная лодка, как, вероятно, и любой другой страны, абсолютно не приспособлена для демократических отношений. Но с опытным и профессиональным экипажем проблем нет. На «Утстейне» каждый знает свое место и персональные должностные обязанности.
— Когда выходите в море, есть ли еще начальники на борту?
— Нет, из командного состава — я один, — отвечает Томас. — И то, что вместе с нами в Североморск пришли несколько старших офицеров, связано исключительно с визитом. Кстати, за ними мы специально заходили в Киркенес. А так, при рядовом выходе в море командир — единственный начальник в прочном корпусе.

Далеко не мужской монастырь


Все норвежские подводные лодки получили свои названия от маленьких мест, которые находятся на побережье страны, и прибрежных островов. В нашем же случае Утстейн — это остров, расположенный в Северном море неподалеку от Ставангера. На нем есть маяк и… мужской монастырь. Символично, что «Утстейн» тоже напоминает своего рода остров с мужским монастырем. Но это, заверяет капитан-лейтенант Томас Андерсен, случайность:
— У нас служили женщины на борту. Некоторые, получив повышение, перевелись на берег, в офис штаб-квартиры подводных сил, а другие, закончив службу, ушли на «гражданку». Сейчас на подводных лодках типа «Ула» служат десять женщин. Конечно, присутствие женщины привносит в атмосферу прочного корпуса что-то особенное, всегда позитивно влияет на микроклимат в экипаже. По крайней мере, мужчины меньше ругаются в присутствии женщин.
Можно сказать, что в настоящее время подводная лодка «Утстейн» пребывает в расцвете заполнивших ее прочный корпус человеческих сил: младшему члену экипажа унтер-офицеру Виктору Андрэ Дибу — двадцать лет, а самым старшим — командиру, как уже говорилось, и лейтенанту Руне Андре Лисету — в ноябре исполнилось по 34 года. Подлодка «Утстейн» признана лучшей в подводных силах ВМС Норвегии, собственно, поэтому и была удостоена права посетить столицу российского Северного флота с неофициальным визитом.
— Почти все офицеры на «Утстейне», — рассказывает Томас, — выпускники военно-морского училища в Хоконсверне. Остальные первоначально получили гражданское образование и теперь служат по контракту.
— Может ли норвежский командир сам отбирать людей в экипаж?
— У нас очень сложно стать подводником, — отвечает Андерсен. — Нужно все время доказывать, что вы хорошо работаете и прекрасно знаете свою специальность, что вы — самый лучший, и профессиональная подготовка позволяет вам служить на подлодке.
…А это уже размышления не вслух: не нужно быть Лобачевским, чтобы подсчитать, что при численности одного экипажа в 22 человека, умноженного на шесть лодок типа «Ула», входящих в боевой состав королевского флота, так называемых чистых подводников, служащих в прочном корпусе, всего 132 человека. У нас в России — это численность экипажа всего лишь одного подводного ракетоносца…
В Норвегии очень престижно служить в подводных силах ВМС с любой точки зрения, в том числе и социально-экономической. Высокие денежные выплаты, хорошие условия как для самой службы, так и для послепоходного отдыха.
А вообще-то в Норвегии очень важно иметь свой дом.
— У нас в стране, — рассказывает Андерсен, — около семидесяти процентов людей — хозяева собственных домов, а процентов двадцать — тридцать их арендуют. Однако это типично норвежская мечта: иметь собственный дом.
Но это, уточняет Томас, очень дорого. Для обычной семьи из четырех человек дом обойдется не менее 500 тысяч долларов. Однако в Бергене есть престижные для проживания районы, где стоимость домов достигает одного миллиона долларов. А то, что норвежцы называют многоэтажными и многоквартирными домами, которые располагаются в центре Бергена, то цены на квартиры в них тоже запредельные: порядка двух миллионов долларов. Например, стоимость квартиры площадью примерно 100 квадратных метров вне центра Бергена составляет около 200 тысяч долларов.
— Сколько лет нужно трудиться, чтобы заработать на такое дорогое жилье? — спрашиваю командира «Утстейна».
— Вам надо служить в ВМС, — отвечает Андерсен.
Что же касается некоторых особенностей этой службы, то в норвежском подплаве, например, существует традиция «крещения» новобранцев. Сам «король Нептун» (им переодевается один из старожилов экипажа) «крестит» тех, кто впервые, естественно, на борту подводной лодки пересекает во время плавания Полярный круг. «Нептун» дает новичкам выпить морской воды, а командир лодки вручает вновь испеченным подводникам специальный диплом. К слову, если такое свидетельство моряку по какой-либо причине не вручат, то в следующий раз при пересечении Полярного круга он… вновь будет вынужден пить соленую воду.
Капитан-лейтенант Томас Андерсен говорит, что языковой барьер не стал преградой в общении экипажа норвежской лодки с российскими коллегами:
— У всех у нас обнаружился общий язык, доступный и понятный подводникам всего мира, — море, глубина, прочный корпус. После посещения «Магнитогорска» в этом убедился лишний раз. Наша и ваша подводные лодки — дизельные, технически практически одинаковые. У них, скорее всего, и схожие задания в море.
Однако во время разговора с командиром «Утстейна» в кают-компании одно и довольно-таки существенное отличие я увидел, как говорится, невооруженным глазом. Внутри лодки норвежские подводники не имеют при себе аналога отечественным так называемым портативным дыхательным аппаратам (ПДА), с которыми наши моряки абсолютно неразлучны с момента «погружения» в прочный корпус и до момента выхода из него.
— Нет, — говорит Андерсен, — у нас по всей лодке над каждым рабочим местом на подволоке в специальных чехлах ярко-оранжевого цвета закреплены индивидуальные дыхательные маски (наподобие маски для плавания с аквалангом) с длинным дыхательным шлангом. Такую маску в случае необходимости можно легко через специальный соединительный узел состыковать с воздушной магистралью, где находится дыхательный воздух атмосферного давления.
И с продовольственным питанием в подводных силах ВМС Норвегии тоже все, как говорится, о, кей. Разнообразные продукты (в том числе свежие фрукты и овощи), калории — все, как на подбор, учтено и подсчитано. Ну, а на качество питания экипажу «Утстейна» грех жаловаться, так как у них, по всеобщему заверению, суперкок — старший матрос Ингве Йеханссен.
Оказывается, до службы в подплаве Ингве окончил институт, в котором обучают кулинарным премудростям, работал в ресторанах гостиниц Бергена и Тронхейма. А затем вдруг пошел служить по контракту на подводную лодку. Прельстили высокое денежное довольствие и гарантированные государством социальные блага. Однако почему все-таки в подплав?
Говорит, здесь интереснее, чем на надводном корабле.
Любимое блюдо кока? У него их довольно много — целый ассортимент кулинарных «фаворитов».
— Всем нравится рыба, — рассказывает Ингве, — поэтому готовлю рыбное ассорти дважды в неделю. Кроме того, есть традиционные норвежские блюда, в частности с бараниной. Бывает ли, что командир заказывает какие-то конкретные блюда? Да, если иногда он делает «спецзаказ», я готовлю. Ну, а если в день рождения командира лодка будет в море, то обязательно испеку шоколадный торт или пирожные.
Обратил внимание, что в экипаже подводной лодки «Утстейн» очень много — для такого маленького количества людей — курящих.
— Это последствия службы на подводной лодке, стрессовых ситуаций? — интересуюсь у командира «Утстейна».
— На борту подлодки, когда она находится на глубине, курить строжайше запрещено, — рассказывает Андерсен. — Однако при нахождении субмарины в надводном положении разрешаю курить на верхней палубе. В этом плане я не консерватор и не деспот.
— А сами-то не курите?
— Я немножко покурил здесь, — как-то нехотя отвечает Томас, — но обычно нет.

Море, глубина, прочный корпус


— Как часто экипаж ходит в море? — спрашиваю командира лодки.
— Это зависит от уровня и масштабности учения, — отвечает Андерсен.
За последних три года подводная лодка «Утстейн» выполнила одну боевую службу
(с конца января по начало июня 2005 года) в Средиземное море по плану операции
НАТО «Активные усилия», проводимой в рамках борьбы с международным терроризмом. А в Северо-восточной Атлантике и Северной морской зоне подлодка «Утстейн» участвовала в одиннадцати учениях ВМС, из них — в четырех по планам НАТО, трех совместных и четырех национальных. Последнее учение, в котором принимала участие «Утстейн», — «Нептун уорриор-06/1» проходило с конца февраля по десятые числа марта нынешнего года в северном районе Восточной Атлантики. Руководило «Нептуном» командование объединенных ВМС НАТО.
И еще один факт из «биографии» североморской «гостьи». 28 октября 2004 года в районе пролива Минч (в 18 милях от шотландского острова Льюис) подлодка «Утстейн» столкнулась с принадлежащим норвежской компании «Уткилен» (порт приписки Берген) танкером «Килстраум». В результате происшествия подводная лодка получила незначительное повреждение одного из четырех кормовых рулей, танкер же и его экипаж отделались, образно говоря, легким испугом. После столкновения «Утстейн», которой в то время командовал еще предшественник Томаса Андерсена, зашла в шотландский порт Сторнуэй для осмотра и расследования происшествия. А уже 29 октября 2004 года подлодка самостоятельно убыла к месту постоянной дислокации в ГВМБ Хоконсверн…
Дизельную подводную лодку «Утстейн» (тип «Ула», проект 210 по классификации ФРГ) заложили на судостроительной верфи в германском городе Эмдене в декабре 1989 года. В боевой состав ВМС Норвегии подлодка «Утстейн» вошла 14 ноября 1991 года.
В экскурсию по «Утстейну» я отправился в сопровождении лейтенанта Мартина Братланна. Она началась с кают-компании: тесноватого, однако вполне уютного помещения. На его переборке — плазменная панель телевизора, декоративные тарелки, напоминающие о визитах в Нидерланды и Швецию. Рядом — командирская кают-компания, места отдыха для не стоящих на вахте членов экипажа (для всех не предусмотрены), камбуз, два гальюна и душ.
В первом отсеке, включающем в себя кают-компанию, бытовые помещения, камбуз, а главное — выход на верхнюю палубу подлодки, размещается еще торпедное вооружение. В носовой оконечности отсека установлены восемь 533-мм торпедных аппаратов, предназначенных для стрельбы двухцелевыми торпедами DM2A3 германского производства, способными нанести удар на дистанции 28 километров при собственной скорости хода 23 узла (порядка 45 километров в час) и на дистанции 13 километров при скорости хода 35 узлов.
— Аппараты смонтированы в два вертикальных ряда, — рассказывает Мартин, — в связи с этим возможно перезаряжание шести нижних торпедных аппаратов, запасные торпеды размещены соосно с этими аппаратами. Ракетное вооружение на лодке отсутствует.
В центральном посту лодки с двух сторон во всю длину второго отсека расположены системы управления жизнедеятельностью подлодки «Утстейн». В первую очередь здесь находится современное радиоэлектронное вооружение, в частности, новый гидроакустический комплекс CSU 83 (обозначение НАТО — DBQS-21DN) германской фирмы, состоящий из нескольких различных по использованию гидроакустических станций. Имеется также аппаратура для замера собственных шумов, датчики которой установлены в ограждении выдвижных устройств и машинном отделении. Это позволяет «Утстейну», оставаясь «невидимой», обнаруживать гидроакустическими средствами вражескую подводную лодку на дистанции до 70 километров (с использованием буксируемой антенны), а надводный корабль — до 400 километров.
Для освещения надводной обстановки и обнаружения надводных целей на «Утстейне» используются радиолокационная станция типа 1007 и перископы Zero-14 и Zero-15 фирмы «Цейс». Имеются также станция обнаружения сигналов работающих РЛС и аппаратура радиосвязи и радиопротиводействия. В целях интеграции и расширения возможностей отдельных подсистем подводной лодки радиоэлектронное оборудование объединено в рамках автоматизированной системы боевого управления MSI-90U, разработанной фирмой Norsk Forsvarsteknolgi A/S. Основными компонентами MSI-90U являются микроЭВМ KS-900 °F, до пяти многофункциональных пультов КМС-9000, мультиплексная 32-разрядная линия передачи данных BUDOS с четырьмя устройствами для сопряжения с различными корабельными подсистемами.
— Кстати, к проектированию аппаратуры управления движением подлодки привлекались специалисты известной шведской фирмы SAAB, — говорит лейтенант Братланн, — которые доработали в соответствии с требованиями норвежской стороны основной пульт подсистемы. Сама же аппаратура SCC-200 предназначена для автоматического и ручного управления подлодкой по курсу и глубине, изменения ее плавучести и дифферента, а также числа оборотов гребного вала. При ручном режиме лодкой управляет всего лишь один оператор, а вот автоматическое управление обеспечивается аппаратурой, созданной на базе микропроцессора фирмы Intel. К слову, возможен и смешанный режим управления.
В третьем отсеке — электромеханическое сердце подлодки. Об этом свидетельствуют нагромождение трубопроводов разного «калибра», переплетение кабельных трасс и характерный маслянистый запах, витающий в атмосфере помещения. Однако практически стерильная чистота в отсеке, сверкающий блеск металлических частей оборудования больше напоминают корабельную амбулаторию.
— Механический отсек — предмет особой гордости экипажа, — тут же заверяет Мартин.
Подлодка «Утстейн» имеет дизель-электрическую энергетическую установку. В ее состав входят два 16-цилиндровых V-образных дизельных двигателя с турбонаддувом мощностью по 1.350 лошадиных сил, два генератора фирмы NEBB мощностью по 950 кВт, гребной электродвигатель фирмы Siemens мощностью 6.000 лошадиных сил и четыре группы аккумуляторов (в каждой группе — по 120 элементов). Ну и в качестве движителя на «Утстейне» используется один гребной винт. Двигаясь под водой, лодка развивает наибольшую скорость хода 23 узла (около 45 километров в час), хотя в надводном положении ее скорость все же относительно невелика — не более 11 узлов. При движении с использованием шнорхеля ходом 8 узлов лодка способна преодолеть расстояние до 5.000 миль, однако в подводном положении (рабочая глубина 250 метров) ходом 4 узла — всего лишь 400 миль.
— Благодаря высокому уровню автоматизации управления кораблем, оружием и техническими средствами, — заключает экскурсию лейтенант Братланн, — численность экипажа удалось сократить до двадцати двух человек вместо 30−34 человек на экспортных дизель-электрических подводных лодках проекта 209.

Крепость дружеских уз


Помню, Томас сетовал, что из-за плотности визитной программы может не остаться времени на приобретение сувениров. Однако об этом позаботились сами североморцы. На память о визите в Североморск командиру «Утстейна» вручили декоративную тарелку, посвященную 100-летию российского подплава, и герб Северного флота. А также фотографии корабля — «хозяина визита» — подлодки «Магнитогорск», герб соединения дизельных подводных лодок СФ, многочисленные флотские вымпелы и водку «Русский стандарт». В ответ норвежцы скрепили дружеские узы… национальной водкой «Аквавит» крепостью 43 градуса.
-…А вообще с какими впечатлениями «Утстейн» уходит домой? — спросил капитан-лейтенанта Томаса Андерсена за несколько минут до снятия его корабля со швартовых.
— Мы еще долго будем рассказывать на родине об этом визите, — ответил командир норвежской подлодки. — Особенно понравилось ваше гостеприимство. А в методах подготовки подводников мы увидели много такого, что делает похожими наши военно-морские силы, наши лодки и экипажи.

http://www.redstar.ru/2006/12/2012/401.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика