Победа.Ru | Марина Васильева | 17.11.2006 |
Ныне окрестности — бывшее село Тропарево — застроены небоскребами. Но храм в честь Михаила Архангела, простоявший здесь более шести веков, среди них не потерялся. И мало кто знает, что в недрах «пентагона» разместился его тезоименитый собрат. Домовый храм Академии устроен более десяти лет назад в память о церкви святого благоверного князя Александра Невского в Кончанском — имении генералиссимуса Суворова. Деревянная Кончанская церковь в 1900 году была перенесена, по Высочайшему повелению, в Академию Генштаба, в те годы находившуюся в Санкт-Петербурге. После октябрьского переворота эта церковь была сожжена. Пропали и реликвии-знамена полков, носивших имя Александра Невского, личные вещи Суворова. Академия переехала в Москву, и дальнейшие поиски потеряли смысл.
-Идея создания храма в Академии Генштаба возникла в разгаре перестройки, — рассказывает настоятель, иерей Андрей Галухин.- Впервые об этом зашел разговор на конференции, посвященной памяти святого благоверного князя Александра Невского в 1992 году. Тогда произошла одна из первых встреч представителей Церкви и Армии. Построить храм предложил схииеромонах Моисей (Боголюбов) из Троице-Сергиевой Лавры, известный духовник, к которому ездили офицеры Академии. Среди слушателей провели социологический опрос, более 80% высказались «за». Храм освятил Святейший Патриарх 1 декабря 1995 г., накануне 165-летия ВАГШ.
Начальники менялись, а храм стоял. Поначалу скромный с виду, он к 175-летию Академии был полностью перестроен. Первым его настоятелем был протоиерей Герасим Иванов, сейчас он на покое — ему под 90. Старый солдат, прошел всю войну. Прихожане в нем души не чаяли. Занимался росписью храма, к сожалению, она не уцелела. Сейчас храм расписан фресками на темы жития Архангела Михаила — эпизоды, в основном, батальные. Эскизы работы художника Сергея Ефошкина. Смысл этих росписей в том, что воин должен надеяться не только на свою силу, но и на помощь Божию. Ведь Архангел Михаил, чье имя в переводе с древнееврейского означает «кто как Бог», сверг с небес полчище Люцифера — Денницы, вознамерившегося захватить престол Всевышнего. С тех пор он считается покровителем православного воинства. Здесь у нас иконы и других наших святых помощников — Николая чудотворца, пророка Божия Илии, великомученицы Варвары. А в иконе праведного Феодора Ушакова есть его святые мощи.
-Какое впечатление на вас производят военнослужащие?
-Рано или поздно человек приходит к вере, в особенности кто прошел через боевые испытания. На войне атеистов нет. Я общаюсь с военными не только в храме, на исповеди и после богослужений. Выезжаю с ними на учения. Был дважды на Северном флоте, в Гороховецком учебном центре. Общался со слушателями и с преподавателями. В поездках свободного времени не было, приходилось целыми ночами по очереди с кем-то беседовать. Люди хотели высказать, что у них на душе, что-то узнать, что-то спросить. Затрагивали философские, богословские вопросы. Те, что в обыденной обстановке редко приходят на ум.
-Но, — замечаю я, — наверное, одно дело — придти посоветоваться, и совсем другое — стоять службу, поститься, читать каноны.
-Совершенно верно. С этим сложнее. Любой генерал с детства воспитан совершенно в ином духе. Ему тяжело переступить барьер, который был установлен советской властью. Конечно, приходят на службу, но не более десятка. Причащаются, в основном, на Рождество и Пасху, после длительных постов. У меня алтарничает старший преподаватель кафедры Военно-воздушных сил Юрий Иванович Безик. Уже беседовали с владыкой Арсением, московским викарием, чтобы по окончании службы поставить его во диаконы. Мои прихожане интересуются духовной литературой — в академической библиотеке есть православный раздел. Читают, задают вопросы. Я и диаконы из тропаревского храма каждую субботу проводим духовные беседы. Рассказываем о праздниках, о том, как исповедоваться, каяться, о русской истории. На Пасху происходит раздача куличей и пасхальных яиц, на Богоявление — Великое водосвятие. Венчаем, крестим, правда, не детишек, а внуков. Скажу, что порой наши генералы стесняются сослуживцев, и поэтому чтобы причаститься или окрестить внучонка идут в тропаревский храм. Я очень благодарен настоятелю и благочинному Андреевского округа протоиерею Георгию Студенову за его отеческую заботу и поддержку. И, разумеется, Его Святейшеству Патриарху.
-А что означает для вас служение в академическом храме?
— Я — военный человек, офицер запаса. Закончил Рязанское высшее военно-комадное училище связи имени маршала Советского Союза Захарова. Служил в 27-ой мотострелковой бригаде спецназа КГБ. После первого путча понял, как и многие офицеры, что мы никому не нужны, и вокруг ложь. Вера у меня еще в училище зародилась, там я впервые прочитал евангелие. Да и жена попалась верующая, она меня подтолкнула креститься,
к тому же и ребенок болел. Я крестился в 90-м году, в 22 года. Ребенок сразу выздоровел! Через год обвенчался с супругой. Стал думать, как сочетать веру и службу в армии. Поехал к старцу Кириллу Павлову. «Иди, — сказал он, — в ближайший храм трудиться». Из армии ушел в 1993 г., в том же году рукоположен во диакона, потом во иерея.
-Вы считаете, Церковь и священники в армии нужны?
-Обязательно, иначе в наше непростое время можно потеряться. Люди должны знать, ради чего им жертвовать собою. Только через понятие духовности, веры, любви к Богу, Отечеству, ближнему можно обрести смысл жизни.