Русская линия
Красная звезда Юрий Авдеев19.10.2006 

Десять «Су"щественных лет

Авиационная холдинговая компания (АХК) «Сухой», возглавляемая генеральным директором Михаилом Погосяном, отпраздновала 10-летний юбилей. В компании работает 8 процентов общего числа специалистов авиапрома России. При этом доля выпущенной ими продукции в российском экспорте вооружений и военной техники в период с 1996 по 2005 год составила около 18 процентов.
Созданный Указом Президента России в 1996 году холдинг в настоящее время по праву занимает ведущее место в отечественном авиастроении. А ведь десять лет назад у некоторых специалистов были сомнения в том, что создание вертикально интегрированной структуры сможет дать положительный импульс в решении задач по сохранению научно-производственного потенциала России, мобилизации ресурсов для финансирования перспективных программ создания авиационной техники, а также способствовать российскому экспорту высокотехнологичной продукции. Но время, что называется, расставило все по местам.
Теперь уже никто не оспаривает успешную деятельность фирмы, в состав которой входят такие известные предприятия, как ОКБ Сухого, Авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина (г. Комсомольск-на-Амуре), Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова. Предприятия холдинга успешно реализуют национальные и международные проекты.
Разработка, модернизация и производство боевых авиационных комплексов для Вооруженных Сил России и поставки на экспорт — ключевые направления деятельности АХК «Сухой». Компания — надежный партнер Минобороны, выполняющий все обязательства по трехлетнему контракту на модернизацию самолетов Су-27СМ. В стадии завершения находятся испытания модернизированных Су-24.
При реализации программы модернизации многофункционального фронтового истребителя Су-27 его боевая эффективность повышается в среднем на 50 процентов. Авиационный комплекс Су-27СМ может совершать полет на предельно малых высотах в режиме автоматического огибания местности, успешно поражать воздушные, наземные и надводные цели при любых погодных условиях, днем и ночью, используя весь спектр бомбового и ракетного вооружения, в том числе высокоточного. При этом затраты на модернизацию на порядок ниже стоимости нового истребителя. Государственной программой вооружений запланировано обновление всего парка истребителей Су-27 российских ВВС.

Наша справка


Суммарная емкость мирового рынка боевых самолетов тактической (фронтовой) авиации в период с 2006 по 2015 год оценивается в 220 млрд. долларов США. Доля АХК «Сухой» прогнозируется на уровне 11 процентов при соотношении внутренних 20 процентов и внешних 80 процентов заказов.

При модернизации фронтового бомбардировщика Су-24М2 увеличена номенклатура используемого высокоточного оружия, а также применено неуправляемое вооружение со сложными траекториями полета. Испытания показали повышение боевой эффективности бомбардировщика в среднем на 30 процентов.
Другой успешной разработкой АХК «Сухой» стал фронтовой ударный бомбардировщик Су-34, идущий на смену Су-24 и предназначенный для поражения наземных и надводных, в том числе малоразмерных и подвижных целей вне зависимости от времени суток и метеообстановки, а также в условиях радиолокационных помех.
На основе нового бомбардировщика планируется создание самолета-разведчика и самолета радиоэлектронной борьбы. Ведется разработка и экспортного варианта фронтового бомбардировщика — Су-32, потенциальными покупателями которого видятся страны с протяженной прибрежной зоной, а также имеющие спорные приграничные территории.
В соответствии с планом ведется разработка конструкторской документации на многоцелевой сверхманевренный самолет Су-35, серийное производство которого призвано полностью удовлетворить потребности рынка в боевых самолетах «Сухого» и обеспечить загрузку производственных мощностей компании до 2015 года.
Стратегические планы холдинга в области военной авиатехники связаны с разработкой боевого авиационного комплекса фронтовой авиации нового поколения. Задачи по его созданию определены в действующей Государственной программе вооружений. Отличительные черты создаваемого самолета таковы: многофункциональность, сверхманевренность, малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, крейсерский полет на сверхзвуковой скорости, способность взлетать и садиться, используя укороченную взлетно-посадочную полосу. На самолете будет установлен радар с фазированной антенной решеткой. Пилот сможет выбирать цели при помощи нашлемной системы целеуказания.

Наша справка


В этом году АХК «Сухой» на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выделила 69 процентов капитальных вложений. Запланированный объем расходов на НИОКР в 2006 году по сравнению с 2003 годом увеличен более чем в 23 раза и составит 8,7 млрд. рублей.

Проведена защита технических проектов основных составных частей ОКР нового истребителя, выполнен комплекс наземных лабораторно-стендовых и полигонных испытаний, осуществлена проверка проектных решений в экспериментах на летающих лабораториях, изготовлен действующий макет кабины. Дальнейшая работа по проекту истребителя пятого поколения осуществляется в соответствии с Государственной программой вооружения на 2006 — 2015 годы.
За рубежом к этому проекту проявляют большой интерес. В прошлом году президент Индии Абдул Калам, посетивший ОАО «ОКБ Сухого», обсудил с руководством компании перспективы участия индийских авиастроительных фирм в разработке истребителя пятого поколения.
Совместно с ФГУП «Рособоронэкспорт» фирма успешно действует на мировом рынке вооружения. Ее самолеты Су-30 в различных модификациях поставляются во многие страны мира. В этом году подписаны многомиллиардные контракты с Алжиром и Венесуэлой на поставку самолетов разработки «ОКБ Сухого». Всего же с 1996 по 2006 год с учетом лицензионного производства за рубежом зарубежные заказчики получили 340 самолетов марки «Су». Выручка России при этом превысила 10 млрд. дол., что составило около 25 процентов всего российского экспорта вооружений за этот период.
Компания эффективно использовала предоставленное государством право самостоятельной поставки запасных частей в зарубежные страны. Только в 2005 году стоимость поставок запасных частей и оказание услуг по прямым экспортным контрактам с целым рядом стран превысила 200 млн. долларов США.
Другим, не менее перспективным направлением деятельности компании стала программа развития гражданской авиации. Она позволит завоевать новые рынки сбыта, полноценно реализовать производственный и творческий потенциал холдинга, а также увеличить и сделать более стабильной выручку от реализации продукции.

Наша справка


Доля мирового рынка самолетов вместимостью 60−110 пассажирских кресел до 2024 года составит порядка 5.150 новых самолетов.

Основным продуктом, обладающим наибольшей привлекательностью и экспортным потенциалом, являются региональные самолеты семейства «Сухой» 100 (Superjet), представляющие собой 75- и 95-местные пассажирские лайнеры с базовой и увеличенной дальностью полетов от 3.050 до 4.870 км. Самолеты этого семейства максимально унифицированы по элементам планера, составу оборудования, имеют единый двигатель SaM146, совместно разрабатываемый НПО «Сатурн» и французской фирмой Snecma. В проекте принимают участие и другие зарубежные фирмы. Поставщиками комплектующих выбраны такие известные фирмы, как Thales Avionics (поставщик авионики), Liebherr Aerospace (системы дистанционного управления и кондиционирования), Messier Dowty (шасси) и другие.
Проект выходит на этап реализации. В прошлом году заключены контракты с ОАО «Аэрофлот — Российские Авиалинии» и Финансовой лизинговой компанией на поставку 40 самолетов семейства Superjet, идут переговоры по поставке самолетов зарубежным лизинговым компаниям. В 2008 году начнутся поставки самолетов заказчикам. В настоящее время спрос на эти машины прогнозируется в объеме 800 самолетов, что предполагает их производство с 2010 года на уровне 60−70 самолетов в год. При этом если спрос на Superjet будет больше 800 самолетов, то объемы производства будут увеличены до 80−90 самолетов в год.
Помимо этого проекта предприятия холдинга предлагают для реализации на внутреннем и внешних рынках гражданские самолеты Ан-38, Су-80ГП, Бе-103, спортивно-пилотажные — Су-26, Су-29 и Су-31.
По оценке специалистов, впервые объем заказов холдинга на гражданскую авиатехнику, с учетом соглашений о намерениях и опционов, стал сопоставим с продажами боевых самолетов.

http://www.redstar.ru/2006/10/1910/102.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика